Использование пожарной системы для отражения пиратской атаки.
5.Технические средства охраны портовых средств
5.1.Состав технических средств охраны портовых средств (Схема ТСОПС)
Поправки к Международной Конвенции СОЛАС - 74 и Кодекс по охране судов и портовых средств, принятые в 2002 году, предъявили жесткие требования к администрации морских и речных портов Украины, которые принимают иностранные суда, относительно усиления мероприятий морской безопасности. В целом, Украинские порты и портовые средства выполнили эти требования в части качественного и своевременного проведения оценок охраны, разработки и внедрения планов охраны, подготовки и обучений обслуживающего персонала. Однако, для более полного выполнения поставленных заданий надлежит разработать и реализовать целый ряд программ организационного и технического характера для того, чтобы наши морские порты и портовые средства отвечали мировым стандартам относительно морской безопасности. Прежде всего, это касается организационно-технических мероприятий по охране территории, акватории и производственных помещений порта и портовых средств. Эти меры должны быть направлены на установление порядка и способов оснащения портовых средств инженерно-техническими средствами охраны с целью противодействия актам незаконного вмешательства, направленным против безопасности мореплавания, и другим преступным посягательством на портовое средство. Особенно это касается террористических акций, которые могут осуществляться в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывных, токсичных, ядоносных, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожение, повреждение или увлечение транспортных средств или других объектов; захват заложников, похищение человека; других действий, что создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного убытка или наступления других общественно опасных последствий.
Все эти меры невозможно реализовать без широкого применения современных средств охраны. Такая комплексная система безопасности (КСБ) должна обеспечиваться (схема ТСОСПС) системами защиты от несанкционированного вторжения, системами досмотра пассажиров и грузов и системами обнаружения несанкционированного вторжения. Перечень оборудования, входящего в состав этих систем, в значительной мере зависит от конкретных функций данного портового средства и его значения в экономическом балансе страны. Кроме того, безопасность портового средства должно обеспечиваться комплексом организационных мероприятий.В целом же, можно сформулировать некоторые общие требования к комплексным системам безопасности (КСБ) портовых средств и их элементов, которые впоследствии возможно несколько трансформировать относительно особенностей порта определенной категории. КСБ должна обеспечивать:
- передачу сигналов тревоги на пульт центрального охранительного поста, их категорирование и последующую передачу на посты охраны и другим ответственным лицам, согласно заданных приоритетов событий, для организации мероприятий по противодействию правонарушением;
- охрану и телемониторинга периметра и акватории портового средства (ПС);
- охрану и телемониторинга зон ограниченного доступа ПС;
- контрольно-пропускной режим на территории ПС;
- управление доступом на ПС в целом, а также в зоны ограниченного доступа ПС и отдельные помещения, ведение протокола доступа;
- противопожарный контроль (сигнализация и извещение о пожаре).
В состав КСБ должна входить система сбора, обработки и отображения информации (ССООИ), которая позволяет оперативно реагировать на определенные инциденты охраны.
5.2.Система сбора, обработки и отображения информации
(ССООИ);
Система сбора, обработки и отображения информации (ССООИ) - это совокупность устройств, предназначенных для передачи, приема, сбора, обработки, регистрации и представления оператору информации от средств выявления, а также для дистанционного управления устройствами технических средств охраны, контроля работоспособности извещения и каналов передачи информации.
Структурно ССООИ должна складываться из:
- центрального пульта управления (на базе персонального компьютера (ПК) и сертифицированных контрольных панелей, интегрированных в единственную систему и обеспеченных специализированным программным обеспечением (ПО);
- сервера сохранения баз данных;
- аппаратуры локальной сети, которая разворачивается на объектах ПС в целях охраны;
- станций управления отдельными системами технических средств охраны
(ТСО), выполненных на базе ПК или сертифицированных контрольных панелей серийного производства.
ССООИ должна обеспечивать:
- предоставление по запросу уполномоченного лица информации о состоянии любого объекта и (или) технического средства, что входит в состав КСБ ПС.
- подключение неограниченного числа пользователей, объектов и ТСО в расчете на возможные изменения в структуре ПС;
- отображение тех, что поступают на центральный пульт управления
сигналов и информации в визуальном, световом и звуковом режимах, причем каждый сигнал, который поступил, должен отображаться не меньше чем в двух режимах;
- регистрацию сигналов и информации, запросов уполномоченных лиц.
Задача ССОИ:
-сбор и обработка информации, поступающей от различных систем;
-распределение информации между дежурными службами объекта;
-ведение архива, подготовка аналитических отчетов;
-контроль работоспособности оборудования;
-управление и настройка устройств системы;
-организация взаимодействия между системами.
Для решения этой задачи компания «Электроника» разработала программу Security Wizard (волшебник охраны).Эта программа с 1996 года используется на объектах по всей России и позволяет создавать по-настоящему интегрированную систему безопасности объекта, в которую входят системы видеонаблюдения, контроля и управления доступом, защиты периметра, охранно-пожарной сигнализации. Система позволяет централизованно собирать информацию и анализировать ее по специально заданным параметрам.
Основные качества программного обеспечения Security Wizard: надежность, гибкость, возможность создавать аналитические отчеты. Функция создания отчетов позволяет анализировать ситуацию на территории терминала и по малейшим признакам выявлять симптомы подготовки теракта. Такими признаками могут быть попытки проникновения в режимные помещения, задержки сотрудников после окончания рабочего времени и т.д.
Пользователи СБ:
-производственно-диспетчерская служба;
-дирекция по обслуживанию пассажиров;
-служба по организации грузовых перевозок;
-служба управления терминалами;
-службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения;
-служба по обеспечению безопасности.
5.3. Инженерные средства охраны.
Инженерные средства охраны должны препятствовать несанкционированному проникновению на территорию ПС, а также повышать эффективность технических средств охраны и действий сотрудников службы охраны. К инженерным средствам охраны относится:
- ограждение периметра ПС и внутренних зон ограниченного доступа;
- контрольно-пропускные пункты (КПП) с соответствующим досмотровым оборудованием;
- въездные ворота, калитки, шлагбаумы.
Периметр ПС и внутренних зон ограниченного доступа должен быть оборудован охранным ограждением. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на территорию,которая охраняется, минуя КПП. Ограждения периметра не должны иметь лазов, подкопов и других повреждений. Ограждение должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, что ограничивают наблюдение и применение технических средств охраны. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, которые являются продолжением периметра. Окна первых этажей этих зданий, которые выходят на неохраняемуютерриторию должны быть оборудованы металлическими решетками. Ограждения подразделяют на предупредительные и основные. Предупредительное ограждение может располагаться как с внешней, так и с внутренней стороны основного ограждения. Высота предупредительного ограждения должна быть не меньше 1,5 м.
Для удобства обслуживания, связи, извещения и освещения, обзора местности предупредительное внутреннее ограждение следует разбивать на отдельные участки. На каждом участке должна быть предусмотрена калитка, которая надежно запирается и фиксируется в закрытом положении.
Основное ограждение должно быть не пересматриваемым, высотой не меньше 2,5 метров, по прочностным и конструктивных характеристиках приспособленным для установки технических средств охраны, оборудованное одно- или двусторонним «козырьком». При необходимости, вдоль основного ограждения периметра между основным и внутренним предупредительным ограждениями устраивается зона отторжения, предназначенная для размещения средств охранной сигнализации, телевидения и освещения. Ширина зоны отторжения, в которой размещаются технические средства охраны периметра, должна превышать ширину их зоны выявления.
Периметры ПС и зон ограниченного доступа, а также отдельные объекты ПС там, где установлен пропускной режим или планируется его введение, должны быть оборудованы КПП для прохода людей и проезда транспорта (автомобильного, железнодорожного).
КПП должен обеспечивать необходимую пропускную способность прохода людей и проезда транспорта. Территория КПП должна быть оборудована сигнальными ограждениями, шлагбаумом и механизированными воротниками, которые могут входить в состав системы контроля и управления доступом (СКУД).
В составе КПП рекомендуется предусмотреть:
- коридор, оборудованный турникетами и дверями, которые блокируются, для прохода людей через КПП;
- помещение для размещения бюро пропусков;
- комнату досмотра;
- помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.
Для исключения возможности несанкционированного прохода на территорию ПС и в зоны (помещение) ограниченного доступа лиц, которые не имеют установленной формы пропуска, КПП оборудован системами контроля и управления доступом. В помещении КПП или на его внешней стене, в зоне ограниченного доступа, размещаются устройства управления: механизмами открытия ворот (дверей, калиток) для проезда (прохода), охранным освещением СКУД.
Для наблюдения за обстановкой на территории перед КПП из внешней стороны периметра возможное использование окон, что выходят на территорию, что не охраняется, с односторонней видимостью, обзорных окон дверей (воротник) и (или) систем охранительного телеспостереження.
Для досмотра автотранспорта на КПП должны быть оборудованы площадки («ямы», эстакады), а для досмотра железнодорожного транспорта – башни с площадками.
На КПП необходимо иметь комплект досмотрового оборудования и специальные технические средства, включая:
- портативные и стационарные металообнаружители (металодетектори);
- досмотровые рентгеновские комплексы;
- эндоскопы;
- досмотровые зеркала;
- прибор выявления взрывчатых веществ;
- прибор радиационного контроля;
- прибор ночного видения;
- средства предотвращения взрыва.
На КПП для пропуска людей должны быть установлены стационарные металлодетекторы, предназначенные для выявления оружия и взрывных устройств. КПП, предназначенные для пропуска автотранспорта, должны быть оснащены средствами принудительного снижения скорости и (или) принудительной остановки автотранспорта.
5.4.Технические средства охраны.
К техническим средствам охраны портовых средств относятся системы контроля доступа, системы досмотра пассажиров и грузов и системы обнаружения вторжения. Разработка комплекса охранных систем должна проводиться с учетом конкретных особенностей данного портового средства. При этом необходимо учитывать характер политического и экономического значения конкретного морского или речного порта Украины, возможные масштабы экономических и финансовых потерь в случае террористических и криминальных акций, возможные человеческие потери, возможные экологические последствия нарушений хозяйственной деятельности данного объекта охраны. Поэтому, прежде всего, необходимо провести категорирование портовых средств по целому ряду критериев, поскольку разработка единой типичной охранной системы для портовых средств не представляется экономически обоснованым, учитывая значительную стоимость современных средств охраны. Даже на первый взгляд, можно сказать, что технические средства охраны портового средства, которое специализируется на транспортировке подсолнечного масла портовое средство №3 (Бердянский морской торговый порт ) и пассажирский терминал портовое средство №1 (Одесский морской торговый порт ) должны серьезным образом отличаться как по структуре охранных систем, так и по их стоимости. Как показал опыт некоторых европейских стран, все портовые средства делятся по степени потенциальной опасности на три условные категории: высокой (1), средней (2) и низкой (3) опасности, с соответствующим обеспечением техническими средствами охраны и кадровым формированием служб морской безопасности портов. Система безопасности портового средства должна строиться на принципах умной достаточности с обеспечением максимальной оперативности при оптимальном распределении сил и средств охраны.
К системам контроля доступа и обнаружения несанкционированного вторжения относятся:
- системы охранной сигнализации (СОС) периметра,зданий и сооружений;
- системы контроля и управления доступом (СКУД);
- системы телевизионного наблюдения (СТН);
- системы охранного освещения (СОО);
- системы связи и извещения (СЗС).
5.4.а. Системы охранной сигнализации (СОС) периметра, зданий и сооружений;
Основной функцией СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС является выявление фактов несанкционированного проникновения (попыток проникновения) посторонних лиц (нарушителей) на территорию, которая охраняется, и передача сигнала о вторжении на пульт ССООИ.
СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС должны выбираться в зависимости от условной категории ПС, протяжности и типа ограждения, рельефа местности, наличия и характеристик зоны отторжения, движения автомобильного и железнодорожного транспорта. В зависимости от условной категории ПС для блокировки периметра ПС должны быть оборудованы:
- наливные и пассажирские ПС 1 категории – не меньшие два рубежа СОС, оснащеных извещателями разного принципа действия;
- навалочные ПС 1 категории – не менее одного рубежа СОС;
- ПС 2 и 3 категории – не менее одного рубежа СОС.
СОС периметра и зон ограниченного доступа ПЗ должны обеспечивать:
- надежную работоспособность в климатических условиях морского побережья;
- непрерывность выявления по всему рубежу;
- невозможность преодоления и вывода из строя без выдачи сигнала тревоги на пульт ССООИ;
- постановку (снятие) на охрану;
- отображение и регистрацию сигналов, которые поступают;
- возможность дистанционного контроля состояния извещения из пульта ССООИ;
- простоту обслуживания.
Каждый рубеж СОС, который устанавливается по периметру, должен включаться на отдельный шлейф сигнализации. Для обеспечения удобства обслуживания СОС, более точного определения места проникновения нарушителя и оперативности реагирования подраздела охраны, периметр должен разбиваться на участки, с подключением каждого участка на отдельные введения СЗОВИ. Длина каждого участка не должна превышать 200 метров. Основные ворота ПС должны выделяться в отдельный участок периметра.
Крыши одно- и двухэтажных зданий и сооружений, расположенных по линии охраны ПС, а также их окна и двери, через которые возможное проникновение на ПС, должны быть оборудованный соответствующими средствами выявления.
У СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС могут применятся следующие типы извещателей:
- двух позиционные радиоволновые;
- оптико-электронные;
- проводно-волновые
- вибрационные;
- оптико-волоконные;
- радиотехнические;
Все оборудование, что входит в СОС периметра и зон ограниченного доступа ПС должно иметь защиту от вскрытия, при необходимости маскировки.
Открытые площадки с материальными ценностями на территории ПС должны иметь предупредительное ограждение и оборудовать объемными, поверхностными или линейными извещателями разного принципа действия.
Основной функцией СОС зданий, сооружений и отдельных помещений ПС является выявление фактов несанкционированного проникновения (попыток проникновения) посторонних лиц (нарушителей) в них и передача сигнала о проникновении на пульт ССООИ.
В зависимости от важности зданий, которые охраняются, сооружений и помещений для функционирования системы безопасности и ПС в целом, при проектировании комплексной системы безопасности их рекомендуется подразделять на две категории: однорубежными и многорубежными СОС. К первой категории относятся: административные и складские сооружения ; здания и сооружения КПП; помещения, здания и сооружения, предназначенные для размещения оборудования энергообеспечения ПС. Ко второй категории относятся: помещение руководства и финансово-экономических органов ПС; помещение для сохранения конфиденциальной информации; помещение охраны и размещения ССООИ; помещение для сохранения оружия и боеприпасов; помещения, предназначенные для временного сохранения опасных грузов небольшого объема.
Первым рубежом СОС должны блокироваться:
- входные двери (ворота) – на «открытие» и «разрушение»;
- застекленные конструкции – на «открытие» и «разрушение»;
- стены, перекрытия и перегородки – на «разрушение» (при недостатке конструктивной прочности);
- жалюзи и другие защитные конструкции, которые устанавливаются с внешней стороны оконного отверстия, – на «открытие» и на «разрушение».
- места введения коммуникаций – на «разрушение».
Вторым рубежом СОС блокируются объемы отдельных помещений на проникновение.
Третьим рубежом СОС в помещениях блокируются отдельные предметы (сейфы, металлические шкафы) в которых сосредоточенные ценности или документы с конфиденциальной информацией.
У СОС зданий, сооружений и отдельных помещений ПС могут применятся извещатели следующих типов:
- магнитоконтактные;
- оптико-электронные многолучевые;
- радиоволновые;
- вибрационные;
- ультразвуковые;
- акустические .
5.4.б. Системы контроля и управления доступом (СКУД).
Тенденции: современные СКУД дополняются применением смарт-карт и возможностью биометрической идентификации (безошибочное определение человека по отпечаткам пальцев,по форме кисти руки, форме черепа, сетчатке глаза). Использование таких методов позволяет идентифицировать пассажиров и контролировать доступ сотрудников терминала в режимные помещения. Предназначена для автоматического ограничения доступа лиц и автотранспорта в соответствии с утвержденным пропускным режимом. Обеспечивает доступ сотрудников терминала, пассажиров и автотранспорта через контрольно-пропускные пункты. Обеспечивает проход людей через двери (турникеты) по определенному признаку (карточке, пропуску). Специфика системы контроля и управления доступом на объекте транспортной инфраструктуры:
-большое количество пользователей системы;
-большое количество точек прохода;
-высокие требования к надежности системы;
-высокие требования к стойкости системы против попыток несанкционированного прохода;
-необходимость контроля на всей территории объекта;
-мировая тенденция – использование новейших технологий (системы биометрической идентификации, применение смарт-карт);
Задачи системы контроля и управления доступом:
-санкционированный доступ на территорию объекта, в зоны ограниченного доступа для персонала, пассажиров, сотрудников сторонних организаций, автотранспорта;
-контроль перемещений персонала, сотрудников сторонних организаций, автотранспорта на территории терминала;
-учет рабочего времени сотрудников;
-результат работы системы контроля и управления доступом;
-повышение эффективности пропускного режима;
-возможность быстрого поиска людей на территории объекта;
-контроль рабочего времени персонала;
-выявление нарушителей пропускного режима;
-предотвращение более серьезные проблем, связанных с подготовкой противоправных действий.
СКУД прошли длительный эволюционный путь от простейших кодовых устройств, управляющих дверным замком, до сложных компьютерных систем, охватывающих целые комплексы зданий. Одним из наиболее важных качеств СКУД является ее независимость от персонала охраны, - добросовестности к исполнению обязанностей, уровню профессионализма, внимательности, усталости и т.д. Система контроля доступа – беспристрастна и лишена указанных выше недостатков. Она позволяет в любое время обеспечить контроль над ситуацией, порядок, безопасность персонала и посетителей, сохранность материальных ценностей и информации. В тоже время, система контроля доступа - это не только технические средства и программное обеспечение. В первую очередь, это продуманная система управления людскими и транспортными потоками на предприятии.
Принцип функционирования.
Каждый сотрудник, клиент, посетитель фирмы получает идентификатор (электронный ключ) - пластиковую карточку или брелок с содержащимся в ней индивидуальным кодом. "Электронные ключи" выдаются в результате регистрации перечисленных лиц с помощью средств СКУД. Паспортные данные, фото (видеоизображение) и другие сведения о владельце "электронного ключа" заносятся в персональную "электронную карточку". Персональная "электронная карточка" владельца и код его "электронного ключа" связываются друг с другом и заносятся в специально организованные компьютерные базы данных.
У входа в здание или в подлежащее контролю помещение устанавливаются считыватели, считывающие с электронных карточек их код и информацию о правах доступа владельца карты и передающие эту информацию в контроллер СКУД.
В СКУД каждому коду поставлена в соответствие информация о правах владельца карточки. В каждой точке прохода может быть несколько тайм зон (временных ограничений на доступ). Например, сотруднику разрешается проход только в интервале времени 10:00 — 17:00. На основе сопоставления этой информации и ситуации, при которой была предъявлена карточка, СКУД принимает решение: контроллер дает команду на открытие или блокирует преграждающие (исполнительные) устройства, переводит помещение в режим охраны, включает сигнал тревоги и т.д.
Также проход на точках прохода СКУД, как дополнительная мера защиты от несанкционированного для посторонних лиц, может применятся видеоидентификация - вывод на экран монитора компьютера фотографии владельца карточки-идентификатора (из базы данных). При этом решение о проходе может приниматься как автоматически, так и с подтверждением от контролера или охраны на проходной.
В качестве исполнительных устройств СКД могут использоваться электромеханические или электромагнитные замки различных типов, турникеты, автоматические двери, и т.п. В случае, если объектом доступа является автомобиль, с закрепленным на нем специальным устройством, исполнительными механизмами доступа являются шлагбаумы и автоматические привода ворот.
Все факты предъявления карточек и связанные с ними действия (проходы, тревоги и т.д.) фиксируются в контроллере и передаются для долгосрочной
регистрации в компьютер. Информация о событиях в СКУД, вызванных предъявлением карточек, может быть использована в дальнейшем для получения отчетов по учету рабочего времени, нарушениям трудовой дисциплины и др.
Варианты построения.
В завистимости от решаемых задач работа СКУД может быть может быть реализована автономно либо быть организованной в сеть с привлечением вспомогательных технических средств.
Широкое распространение получили автономные (не управляемые через компьютер) системы доступа. Наиболее типичный случай автономной системы доступа это офис организации, на входной двери которой устанавливается замок (электромагнитный или электромеханический), доводчик, считыватель или кодовая панель, и контроллер. Сотрудники организации, чтобы войти в помещение офиса подносят к считывателю карточки, считыватель передаёт информацию в контроллер и контроллер, если код данной карточки есть в его памяти даёт команду на открытие двери.
Если руководитель организации желает знать, когда приходят и уходят с работы сотрудники, хочет быть в курсе всех перемещений сотрудников по офису, он ставит сетевой контроллер или автономный контроллер с возможностью вывода информации на компьютер. В таких системах все контроллеры СКУД объединяются в общую сеть, где каждый имеет свой уникальный адрес. Центральное устройство (обычно персональный компьютер), имеет возможность обращаться к каждому контроллеру, используя его адрес и специальную систему команд.
Компоненты систем контроля доступа: идентификатор, считыватели, контроллер, замки, турникеты, ограждения.
Идентификаторы - магнитные и бесконтактные карточки, брелоки Touch Memory, радиобрелоки, изображение радужной оболочки глаза, отпечаток пальца, отпечаток ладони, изображение лица и др. Каждый идентификатор характеризуется определенным уникальным двоичным кодом. В системе каждому коду ставится в соответствие информация о правах и привилегиях владельца идентификатора. Один и тот же идентификатор может открывать как одну дверь, так и служить «ключом» для нескольких дверей. Для временных сотрудников и посетителей оформляются временные или разовые «пропуска» — карточки с ограниченным сроком действия.
Бесконтактные радиочастотные (PROXIMITY) карты - наиболее перспективный в данный момент тип карт, используемый в СКУД. Бесконтактные карточки срабатывают на расстоянии и не требуют четкого позиционирования, что обеспечивает их устойчивую работу, удобство использования и высокую пропускную способность. Разделяют активные и пассивные карточки. Дальность действия активных карточек значительно выше за счет встроенного в карточку источника питания. Однако, из-за относительно невысокой цены и надежности, большое распространение получили пассивные кары доступа. Принцип их работы основан на том, что считыватель генерирует электромагнитное излучение определенной частоты и, при внесении карты в зону действия считывателя, это излучение через встроенную в карте антенну запитывает чип карты. Получив необходимую энергию для работы, карта пересылает на считыватель свой идентификационный номер с помощью электромагнитного импульса определенной формы и частоты.
Магнитные карты - широко распространенный вариант карт, используемых как в СКУД, так и в метрополитене, разнообразных платежных системах и банкоматах. Код записывается на магнитную полосу карты, для его распознания необходимо провести картой внутри считывателя. Существуют карты с низкокоэрцитивной и высококоэрцитивной магнитной полосой и с записью на разные дорожки.
Карты Виганда - названные по имени ученого, открывшего магнитный сплав, обладающий прямоугольной петлей гистерезиса. Внутри карты расположены отрезки проволоки из этого сплава, которые, при перемещении мимо них считывающей головки, позволяют считать информацию. Эти карты более долговечны, чем магнитные, но и более дорогие. Один из недостатков - то, что код в карту занесен при изготовлении раз и навсегда.
Штрих-кодовые карты - на карту наносится штриховой код. Существует более сложный вариант - штрих-код закрывается материалом, прозрачным только в инфракрасном свете, считывание происходит в ИК-области.
Ключ-брелок "Touch memory" - металлическая таблетка, внутри которой расположен чип ПЗУ. При касании таблетки считывателя, из памяти таблетки в контроллер пересылается уникальный код идентификатора.
Cчитыватель представляет собой устройство, устанавливаемое в точке прохода, которое предназначенно для считывания информации с идентификатора, и передачи этой информации в контроллер СКУД, который принимает решение о допуске человека в помещение. По методу идентификации считыватели делятся на бесконтактные, магнитные, штрих-кодовые, биометрические.
Точка прохода - некоторая преграда (барьер), оборудованная считывателем и исполнительным устройством. Точка прохода может быть полностью контролируемой и контролируемой на вход. В первом случае, проход оснащается двумя считывателями - на вход и на выход. Во втором случае - только считывателем на вход, выход осуществляется свободно или по кнопке.
Контроллер - это устройство, предназначенное для обработки информации от считывателей идентификаторов, принятия решения, и управления исполнительными устройствами. По способу управления контроллеры СКУД делятся на три класса: автономные, централизованные (сетевые) и комбинированные.
Автономный контроллер - полностью законченное устройство, предназначенное для обслуживания, как правило, одной точки прохода в СКУД. Встречаются самые разнообразные вариации автономных контроллеров в СУКД: контроллеры, совмещенные со считывателем, контроллеры, встроенные в электромагнитный замок и так далее. Автономные контроллеры рассчитаны на применение самых разных типов считывателей. Как правило, автономные контроллеры рассчитаны на обслуживание небольшого количества пользователей СКУД, обычно до пятисот.
Сетевой контроллер - контроллер, работающий в СКУД под управлением компьютера. В этом случае функции принятия решения в СКУД ложатся на персональный компьютер с установленным специализированным программным обеспечением. Сетевые контроллеры применяются для создания СКУД любой степени сложности. При этом администрация, использующая на своем предприятии такую систему, получает огромное количество дополнительных возможностей. Кроме простой, разрешения или запрещения прохода, Вы имеете, как правило, следующие базовые возможности:
-получение отчета о наличии или отсутствии сотрудников на работе;
-возможность практически мгновенно узнать, где конкретно находится Ваш сотрудник;
-вести автоматический табель учета рабочего времени;
-возможность получить отчет о том, кто и куда ходил практически за любой период времени;
-сформировать временной график прохода сотрудников, т.е. кто, куда и в какое время может ходить;
-ведения базы данных сотрудников (электронной картотеки), в которую вы заносите всю необходимую информацию о сотрудниках, включая их фотографии;
Комбинированные контроллеры - совмещают в себе функции сетевых и автономных контроллеров. При наличии связи с управляющим компьютером системы контроля, контроллеры работают как сетевое устройство, при отсутствии связи - как автономные.
Можно выделить четыре характерные точки контроля доступа:
проходные,
офисные помещения,
помещения особой важности, и
въезды/выезды автотранспорта.
Проходные.
Проходные предназначены для контроля за доступом при входе на объект. В большинстве случаев здесь используются турникеты или шлюзы и, как правило, присутствует охрана, которая производит дополнительную визуальную проверку и следит за возникновением критических ситуации. При большом количестве служащих возникают проблемы с пропускной способностью, поэтому дополнительный контроль проводится только для посетителей.
Турникеты могут быть полуростового типа, реже используются турникеты с перекрытием проема в полный рост. Турникеты в большинстве своем не обеспечивают физического препятствия для проникновения, а служат только для упорядочивания потока людей и помогают службе охраны контролировать вход на объект. Таким образом, основная их задача — ограничить возможность прохода нескольких человек по одному допуску (идентификатору). Турникеты могут быть оборудованы средствами сигнализации, срабатывающими при попытках обхода, перепрыгивании. Для этого используются ИК-барьеры, весочувствительные датчики и т.п. Шлюзы или кабины относятся к преграждающим устройствам блокирующего типа. Они могут при необходимости одержать человека в точке доступа. Шлюзы применяются на объектах с повышенным уровнем безопасности. При этом они часто оснащаются дополнительными средствами контроля (металлодетекторами, детекторами взрывчатых и радиоактивных веществ и т.п.). На проходных может возникнуть потребность в телевизионном контроле. При этом ввод кода, или считывание идентификатора пользователя, сопровождается вводом изображений из базы данных и с телекамеры на монитор охранника, (режим видеоидентификации), который производит их равнение. Для повышения уровня безопасности применяется двухуровневая идентификация например, карта и код, карта и вес.
Офисные помещения
Как правило, в самих офисных помещениях нужен невысокий уровень защиты. Здесь можно применить электромагнитные замки и считыватели дистанционного типа с большим расстоянием считывания (для того, чтобы служащие не вынимали карточки из кармана — принцип свободных рук). В качестве исполнительных устройств могут применяться электромагнитные защелки или электромагнитные замки. Следует учесть, что для их нормального функционирования необходимы дверные доводчики.
Особо важные помещения
В помещениях должно применяться многоуровневое установление личности (не менее двух уровней), при необходимости — с биометрической идентификацией и клавиатурными считывателями. Здесь также может использоваться принцип «доступа двух или более лиц». Клавиатурные считыватели, хотя и считаются недостаточно защищенными от различных манипуляций (подбор кода, наблюдение), имеют определенные достоинства, например, разрядность кода может быть выбрана произвольно, причем код устанавливается пользователем и неизвестен оператору системы.
Объекты на улице
Особенность данных объектов обусловлена применением специальных заграждающих устройств (автоматические ворота, шлагбаумы, противотаранные устройства), а также специальным климатическим исполнением считывателей и другой аппаратуры для уличной работы. В качестве объектов контроля на улице может служить автотранспорт. Для этого СКД имеют в своем составе специальные автомобильные идентификаторы, считыватели для установки под полотном дороги, дистанционные считыватели.
5.4.в. Системы телевизионного наблюдения (СТН).
Современные системы видеонаблюдения не только следят за всем происходящим на объекте и хранят информацию. Они дополняются фотоидентификацией, становятся более «интеллектуальными». Специфика системы видеонаблюдения на объекте транспортной инфраструктуры:
-большое количество камер видеонаблюдения;
-предоставление информации для разных служб;
-большое количество пользователей системы;
-задачи системы видеонаблюдения;
-получение достоверной информации при нештатных ситуациях;
-контроль обеспечения мер транспортной безопасности;
-контроль за производственно-технологическими процессами терминала;
-визуальный контроль за периметром объекта;
-ведение видеоархива и анализ ситуаций;
-контроль выполнения внутриобъектового объекта;
-контроль за перемещением автотранспорта, сотрудников и пассажиров;
-обнаружение бесхозных предметов.
Системы телевизионного наблюдения (СТН) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии зон, которые охраняются, помещений, периметра и территории ПС в помещение охраны.
Все ПС должны быть оснащенны СТН для круглосуточного наблюдения за обстановкой и выявления движения:
- на периметре ПС, внутри зон ограниченного доступа и на подступах к ним;
- на основных и запасных КПП, пунктах пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта;
- в зоне причальных сооружений;
- в зонах проведения грузовых операций, операций с судовыми запасами и несопровождаемым багажом;
- на акватории ПС.
Независимо от категории ПС СТН должна обеспечивать:
- длительную бесперебойную круглосуточную работу в климатических условиях морского побережья и стойкость (защита) тех, что комплектуют и оборудование к действию морской атмосферы;
- выполнение функций видеонаблюдения с регистрацией;
- выполнение функций видеоохраны (с выполнением функций охранного обнаружителя движения);
- проведение оценки обстановки в наблюдаемой зоне путем изменения зоны обзора и масштаба переданных изображений по командам с поста охраны, идентификацию выявленной цели и ее сопровождение на маршруте движения;
- соединение через ССООИ с СОС, СКУД и системой охранного освещения для автоматического выведения (в приоритетном режиме) видеоинформации из контролируемых зон, в которых произошло срабатывание СОС, и включение дополнительного освещения в этих зонах;
- защита от несанкционированного изменения режима работы системы и изъятия видеодокументов;
- передачу видеоизображения от одной телекамеры на разные посты наблюдения;
СТН должна состоять из:
- телекамер с автодиафрагмою;
- видеомониторов с возможностью отображения мультизображений;
- линий связи;
- обнаружителей движения;
- приборов управления и коммутации видеосигналов;
- видеонакопителей.
5.4.г. Системы охранного освещения (СОО).
Периметр и зоны ограниченного доступа ПС должны быть оборудованы системой охранного освещения (СОО).
СОО как минимум должна складываться с:
- распределительных устройств;
- блоков автоматического включения резервного источника электропитания при выходе из строя основного;
- осветительных приборов (светильники и прожектора);
- аппаратуры автоматического и ручного дистанционного управления системой.
СОО должна обеспечивать:
- освещение вдоль ограждения периметра или в зоне ограниченного доступа;
- удобство работы личного состава службы охраны по пропуску людей и обзору транспорта;
- соединение с ССООИ и возможностью автоматического включения при срабатывании технических средств охраны.
СОО должна обеспечивать равномерную освещенность, чтоб светоточки от светильников перекрывались и образовывали сплошную полосу шириной 3 – 4 м. При оснащении периметра ПС СТС освещенность, которая создается охранным освещением, должна быть не меньше 5 лк. Освещенность территории, прилегающей к КПП, а также причальная зона ПС должны иметь освещенность не меньше 50 лк.
Включение охранного освещения в темное время суток следует предусматривать:
- вручную для обзора периметра по участкам или на всем протяжении;
- автоматически при срабатывании периметральной СОО.
Электропитание охранного освещения периметра рекомендуется осуществлять по самостоятельным линиям с разделением на участки (зоны) соответственно разбивке на участки (зоны) СОО периметра.
5.4.д. Системы связи и оповещения.
Система связи и извещения (ССО) является средством передачи информации и управления системой безопасности ПС должностными лицами. Система предназначена для:
- передачи оперативной информации, которая отражает изменение текущего состояния системы безопасности;
- подачи команд и распоряжений;
- извещение и управление персоналом службы охраны и персоналом ПС в случае возникновения аварийной ситуации.
Система должна содержать:
- канал телефонной связи с выходом на городскую, межгородскую линию;
- сеть внутренней проволочной телефонной связи;
- сеть служебной радиосвязи ПС;
- громкоговорящую сеть трансляции.
Телефонными аппаратами, подключенными к сети внутренней проволочной телефонной связи, должны быть оборудованы все рабочие места охраны ПС, на которой имеется постоянное дежурство, а также кабинеты администрации ПС. На каждом участке периметра ПС и зон ограниченного доступа, на каждом входе в здания, которые охраняются, и сооружения должны быть установлены розетки для подключения к сети внутренней проволочной телефонной связи переносних телефонных аппаратов.
С подвижными патрульными группами (нарядами) на маршрутах их прохождения, связь должна поддерживаться посредством сети служебной радиосвязи ПС. Также, данная сеть может быть использована для связи с судами, которые находятся у причалов ПС.
5.4.е. Электропитание оборудования комплексной системы безопасности.
Согласно Правил устройства электроустановок (ПУЕ) технические средства охрана, что устанавливается на объектах ПЗ относятся к электроприемникам И категории по надежности электроснабжения, а поводы ворот, шлагбаумов, турникетов – к электроприемникам II категории.
Электроприемники И категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых источников питания, к которым принадлежат две секции шин одной или двух подстанций, каждая из которых в свою очередь подключена к независимому источнику питания с устройством автоматического введения резерва (АВР). Секции шин при этом не должны быть связаны между собой или могут иметь связь, что автоматически отключается при нарушении нормальной работы одной из секций. Для аварийного электроснабжения ТСО и СОО объектов ПС должен быть предусмотрен аварийный дизельгенератор. Для аварийного электроснабжения ТСО могут использоваться источники бесперебойного электропитания. Мощность источников должна быть достаточной для электроснабжения в течении не меньше 24 часов в дежурном режиме следующих систем:
- охранной и пожарной сигнализации;
- телевизионного наблюдения.
Переход ТСО на работу от резервного источника электропитания и назад должен осуществляться автоматически без выдачи сигналов тревоги.
Литература