Дисплейная система Siemens
Спустя какие-то сто лет после изобретения спидометра современные системы управления автомобилей ушли далеко вперед от примитивных инструментальных систем первых легковушек и грузовиков. Хотя круглые приборы с указателями и шкалами все еще встречаются в автомобилях чаше, чем широкие дисплеи и экраны, новые великолепные технологии освещения оптимизируют растушую информационную на1рузку на водите ля. Компания Siemens VDO Automotive AC (Sie mens) работает над новыми, захватывающими дух устройствами, как-то цветной проекционный дисплей, который кардинально изменит вид ин формационного устройства за рулевым колесом (рис. 13.37). Хотя транспортные средства сегодня производят больше данных, команд и сообщений, водитель информируется намного быстрее и более эффективно, чем в прошлом.
В настоящее время принято считать обязательным, что автомобили будут держать водителей в курсе относительно таких важных вещей, как низ кий уровень масла или выезд на частную дорогу. Инструменты автомобиля теперь, как правило, более или менее программируемы и предлагают идеальную среду для обмена информацией. Современная инструментальная система, выходящая далеко за рамки обычных требований указателей скорости, оборотов в минуту и потребления топлива, способна осуществлять глубокий анализ механических проблем, при этом она проектирует информацию от бортового компьютера непосредственно в поле зрения водителя. К тому же инструкции по навигации и средства управления дли аудиосистемы и телефона все более и более перемешаются от центральной консоли в приборную группу. Новейшие технологии инструментальной системы развивались очень быстро. Хотя первые дисплейные экраны в середине 1980-х были маленькими и одноцветными, они указали пугь к большим полноцветным мониторам. Последние приборы могут даже создавать трехмерную графику на тонкопленочном транзисторном мониторе (thin film transistor monitor - TFT-мон,поре) с высокой разрешающей способностью. В навигационных целях для сегодняшних систем программируются изображения мегабайтного объем, предлагая водителю разноообразие сценариев, составленных из более чем 300 индивидуальных изображений. Кроме того, навигационные средства; управления используют несколько сотен пиктограмм, а в некоторых случаях анимированные картинки. Предупреждения, связанные с механическими системами, можно наблюдать на приборном кластере - с дополнительной информацией на нескольких языках. Естественно, для обеспечения той огромной графической емкости требуются мощные компьютерные средства. По этой причине компания Siemens стала одним из первых поставщиков, которые используют 32-битовые процессоры, гарантирующие особенно высокие скорости компьютерной обработки. Компания Siemens проектирует инструментальную систему так, чтобы наилучшим образам использовать ограниченное пространство позади руля. Это предотвращает, например, затенение индикатора телефонного справочника. Чтобы круглый сегментный индикатор для автономной системы круиз- контроля не мешал навигационным инструкциям, несколько индикаторов обычно расположены слоями. В свете этих разработок дисплей приборной группы имеет большое будущее. В ближайшем будущем даже будет возможно установить курсор и набрать полностью пере конфигурируемую приборную группу в виде компьютерной анимационной картинки. Чтобы поддерживать эффективный визуальный контакт между водителем и автомобилем, в салоне должно быть устроено правильное освещение. По этой причине компания Siemens последовательно изобретала новое приборное оснащение одновременно с развитием многих высоких технологий освещения. Вначале приборы освещались внешней лампой, позже они подсвечивались с задней стороны через полупрозрачный циферблат. С 1995 г. светоизлучающие диоды (light-emitting diodes - LED) предоставили водителям прекрасные насыщенные цвета, однородное освещение и избавили его от необходимости менять лампочки. Эти источники чрезвычайно яркого света доступны фактически во всем цветном спектре, включая белый свет. Новое решение помогло устранить раздражающий ореол, который в некоторых устройствах окружал валик стрелки спидометра. Сегодня стрелка спидометра освещена невидимым ультрафиолетовым светом от светодиода, который становится видимым только иа кончике, покрытом люминесцентным материалом. Многие из этих новых технологий, конечно же, требуют новой электроники. Чтобы сэкономить место на печатной схеме, Siemens использует уникальное решение, которое реализовано теперь на шкале спидометра модели Е-класса Mercedes-Benz - белую электролюминесцентную пленку. Показания системы параллельно могут отображаться на проекционном дисплее, в котором поверхность кабины используется как экран проектора. Это предоставляет дополнительные возможности для конструктора, потому что в будущем для индикации могли бы использоваться даже кривые поверхности. Другой интересный конструкторский изыск: когда автомобиль остановлен, приборная группа абсолютно невидима. В ближайшем будущем классический инструмент автомобиля — приборная панель — получит новое развитие. Скоро компания Siemens начнет производить первый программируемый цветной проекционный дисплей (head-up display - HUD), что значительно расширит область обзора приборной панели. Важна и информация о скорости, состоянии транспортного средства и инструкции но навигации могут быть спроектированы в цвете на ветровое стекло посредством мощного источника света и зеркал. В прямой области обзора водитель может немедленно получить информацию, не отводя глаз от дороги . Тесты уже показали, что концентрация внимания водителя при помощи проекционного дисплея поддерживается в течение более длительных периодов. Глаза очень быстро приспосабливаются к информации, спроектированной на ветровом стекле; помимо этого, задержка между появлением информации и реакцией водителя снимает меньше времени. Эта меньшее время означает бал се безопасное вождение.