Краткие теоретические сведения. Исследование работы станционных рельсовых цепей.

Исследование работы станционных рельсовых цепей.

Цели работы: исследование работы станционных рельсовых цепей.

Оборудование и раздаточный материал:

1. Макеты рельсовых цепей.

2. Принципиальные схемы рельсовых цепей.

Краткие теоретические сведения

Рельсовые цепи являются важнейшим узлом системы СЦБ, от безотказной работы которых во многом зависит бозопасность движения и пропускная способность железных дорог.

Эквивалентную схему рельсовой цепи (рис. 1.1) можно представить в виде питающего конца, к которому относится аппаратура , включенная между источником питания и рельсами; рельсовой линии, образованной двумя рельсовыми нитями и электрически отделенной от смежной рельсовой цепи, и релейного конца, к которому относится путевой приемник (путевое реле) и вся аппаратура, включенная между приемником и рельсами.

Рельсовая цепь должна надежно контролировать состояние путевых и бесстрелочных участков (свободен, занят). На железнодорожных путях железнодорожных станций , по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов, РЦ должны дополнительно контролировать целостность рельсовой нити.

При электрической тяге рельсы служат также для канализации обратного тягового тока. Если для канализации используется две рельсовые нити, то тяговый ток в обход изолирующих стыков пропускается через дроссель-трансформаторы (двухниточные и однодроссельные рельсовые цепи), при использовании только одной нити тяговый ток пропускают через тяговые соединители (однониточные рельсовые цепи).

Общими для всех рельсовых цепей являются следующие требования:

- отличие частоты сигнального тока при электрической тяге от частоты гармонических составляющих тягового тока;

- надежный контроль короткого замыкания изолирующих стыков;

- необходимая шунтовая чувствительность и фиксация шунта в течении времени, не превышающего установленную норму (обычно 3 с.).

Станционные РЦ позволяют накладывать кодовые сигналы АЛСН как с питающего, так и с релейного концов по тем путям, где предусматривается безостановочный пропуск поездов, Схемы разветвленных РЦ с индивидуальными путевыми приемниками для каждого ответвления должны надежно фиксировать занятость того параллельного ответвления, на котором находится подвижной состав. При этом контакты всех путевых приемников ответвлений включаются в цепь контроля состояния РЦ последовательно.

Рельсовые цепи работают в следующих режимах: нормальном, шунтовом, контрольном, режиме АЛС и короткого замыкания (табл. 1.4). Согласно требованиям нормального режима путевые реле в случае свободности контролируемого участка железнодорожного пути должно надежно срабатывать при самых неблагоприятных условиях этого режима: минимальное сопротивление балласта, минимальное напряжение источника питания и максимальное сопротивление токопроводящих стыков. Вместе с тем при наилучших условиях перегрузка реле не должна превышать установленных регулировочными таблицами уровней напряжения.

Шунтовой режим характеризуется эффектом снижения тока в путевом и локомотивном приемниках при наложении нормативного шунта на рельсовую линию или при шунтировании рельсов колесными скатами. Эффект снижения тока в приемнике рельсовой цепи при наличии поездного шунта называется шунтовым эффектом.

Контрольный режим характеризуется эффектом снижения тока в путевом или локомотивном приемнике при обрыве одной из рельсовых нитей. При обрыве рельсовой нити электрическая цепь между источником питания и приемником сохраняется, так как создаются пути для протекания сигнального тока по земле в обход места обрыва. Значение тока, протекающего через приемники в контрольном режиме, существенно зависит от места обрыва рельса и сопротивления изоляции рельсовой линии. В нормально работающей рельсовой цепи при обрыве одной из рельсовых нитей сигнальный так на входе путевого или локомотивного приемника должен надежно снижаться до значения, недостаточного для срабатывания приемника в самых неблагоприятных условиях.

Таблица 1.4

Наши рекомендации