Ii. основная часть занятия 9 страница
Картинки: аист, цапля.
5. Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц.
Дефектолог: У аиста и цапли много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки С – Ц. Обведите контурные изображения и назовите этих птиц.
Картинки: скворец, сова, сыч, ласточка, снегирь, сорока, трясогузка, стриж, страус.
Дефектолог: Что вы заметили? (Во всех названиях птиц звук С).
6. Развитие умений словообразования при помощи суффиксов. Уточнение словаря.
Дефектолог: Птицы проголодались. Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить? (Лягушек, мошек, червяков, овес, пшеницу, просо...) Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зерна: на них записаны слоги.
Соберите зернышки-слоги и составьте из слогов слова. Запишите их в два столбика (запись на доске): С и Ц.
Слоги: цве, ты, су, дак, ци, фры, куз, нец, мат, рос, па, рус, та, зы, та, ра.
Приблизительный перечень слов: цветы, судак, матрос, кузнец, парус, цифры.
Дефектолог: Какие зернышки никто не клевал? (Тазы, тара.) Почему? (В них нет звуков занятия.)
7. Закрепление знания названий профессий, обозначающих лиц женского пола.
Дефектолог: Аист и цапля играли в игру. Аист называл слова: сварщик, наладчик, буфетчик... Цапля захотела узнать, как будут называть ее, если она выберет одно и этих слов? Послушайте слова и образуйте от них имена существительные женского рода.
Слова: сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик,, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, летчик.
Дефектолог: Назовите слова, которые не являются названиями профессий.
8. Развитие логического мышления (задание 5. с. 23).
Дефектолог: Помогите аисту и цапле. Отгадайте загадки и помогите аисту и цапле правильно записать слова-отгадки.
Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет
Под кустом спасается, Всех детей собирает.
На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица)
В ночь ему не спится,
В зеркало глядится. (Месяц)
9. Дифференциация С – Ц в словах (задание 6, с. 23).
Дефектолог: Цапля и аист никак не могут разобраться в словах. Помогите им. Назовите предметы и подпишите под ними букву С (синего или зеленого цвета) или Ц (синего цвета).
Картинки: серьги, цыпленок, индеец, скакалка, огурец, кресло, синица, кактус, сирень.
10. Дифференциация С - Ц в тексте.
Дефектолог: Однажды с цаплей произошла интересная история. Она захотела рассказать об этом. Прочитайте рассказ цапли и замените картинки словами (слова в скобках заменены картинками). Назовите слова со звуками занятия. Скажите, какие слова могла выбрать цапля, а какие – аист?
Птица помогла
У тети Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тетя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень расстроилась. Вдруг видит: идет по (болотце) большая серая (цапля). Подошла (цапля) поближе, сунула длинный (клюв) в воду и достала (кольцо). Тетя Таня была очень рада.
III. Итог занятия
Дефектолог: Припомните тему занятия.
Назовите из рассказа слова со звуком, для которого подходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой, сложный.
ЗАНЯТИЕ 52
Тема: Дифференциация звуков Ч – Щ.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч – Щ и их сравнительной характеристикой; учить дифференцировать звуки Ч-Щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать логическое мышление; формировать навыки работы с обобщениями, со словами-паронимами, навыки слогового анализа и синтеза; закреплять навыки правильного написания слогов ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, навыки словообразования при помощи суффиксов, согласования прилагательных с существительными в словосочетаниях и предложениях; развивать зрительную память, внимание и восприятие.
Оборудование: буквы Ч – Щ (запись на доске); символы для обозначения звуков Ч – Щ на письме; зеркала (на каждого ребенка); пособие: «Дремучий лес» (на доске); пособие «Болото»; демонстрационные картинки: Чудовище, Кощей и Змей Горыныч.
Ход занятия.
I. Оргмомент
I. Развитие логического мышления и слухового восприятия (задание 2. с.24).
Дефектолог: Послушайте ряды слов и выделите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
- скрипка, клещи, баян, гармонь (инструмент);
- бельчонок, зайчонок, щенок, тигренок (домашнее животное);
- зонтик, летчик, домик, бантик (одушевленный предмет);
- груша, чеснок, яблоко, виноград (овощ);
- нос, глаз, рот, щеки (существительное в форме множественного числа).
2. Знакомство с темой занятия.
Дефектолог: Назовите «лишние» слова и определите парные шипящие согласные.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Произнесение звуков Ч - Щ и сопоставление артикуляции.
2. Сравнительная характеристика звуков Ч – Ш (задание I.e. 24).
Ч – согласный, глухой, только мягкий, состоит из двух звуков (Т+Ш);
Щ – согласный, глухой, только мягкий.
3. Развитие фонематического восприятия.
Выделение звуков:
- изолированно: Ч, Ш, Щ, ТЬ, Т, К, Ц, Ч, Щ, Ш, Щ, Ч;
- в слогах: ЧА, ЩА, ЩО, АЧ, ЧУ, ЩУ, ЩИ, ЧИ;
- в словах: чай, щи, цифра, шить, щит, чей, шутить, щурить, шарить*.
4. Дифференциация Ч - Щ в слогах. Знакомство с героем занятия.
Дефектолог:
Живет в пещере чудовище,
Хранит в лапищах сокровище,
Охраняет свое жилище.
Пробираться надо всех тише.
Сегодня мы отправляемся в страшную и темную пещеру, где живет заколдованное чудовище. Оно держит у себя в подземелье много словечек со звуками Ч - Щ. Их необходимо освободить и узнать, что охраняет чудовище и кто его заколдовал. Итак, в путь! Ни одно путешествие не обходится без приключений и опасных встреч. Вот перед нами первое препятствие - дремучий лес.
Дефектолог выставляет на доску изображение дремучего леса.
Дефектолог: Пробираться будем двумя группами: первая группа назовет слоги со звуком Ч, вторая группа – слоги со звуком Щ. Запишите слоги в два столбика (запись на доске) и укажите наличие изучаемых звуков.
5. Работа со словами-паронимами (задание 3. с. 24).
Дефектолог: Пробираясь по темному лесу, мы набрели на избушку. Эта избушка – волшебная. Все слова, входящие в нее превращаются в другие, с парным согласным.
Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на Щ или наоборот. Запишите слова парами. Сравните по написанию, по звучанию и значению слова каждой пары. Образец: плач – плащ....
ЩЕТКИ ПОМОЧЬ ГОРЯЧИЙ
ЩАДИТ ЩЕЛКА ТАЩУ
6. Развитие слогового анализа и синтеза.
Дефектолог: Мы миновали дремучий лес, а впереди непроходимое болото. Дороги дальше нет. Но можно прыгать по кочкам и преодолеть непроходимое болото. (Дефектолог выставляет на доску пособие «Болото».) Будем двигаться по кочкам-слогам так, чтобы можно было составить из слогов слова. В каждом слове должен быть слог с изучаемой согласной.
Слоги: ПИ, ЩА, ТУ, ЧА, ЧУ, ГУН, КУ, ЧА, РО, ЩА, ДА, ЧА, КРИ, ЧУ.
Слова: пища, туча, чугун, чудак, качу, щука, куча, роща, дача, кричу.
7. Физминутка.
Дефектолог: Мы удачно перебрались через болото и теперь спешим дальше. Но некоторые из нас немного устали. Предлагаю чуть-чуть передохнуть и сделать гимнастику для пальчиков «Пчелка».
Села пчелка на цветок,
Пьет она душистый сок.
Сжать кулачки, вытянуть указательные пальцы вперед и вращать ими, затем попеременно правой и левой рукой.
8. Развитие логического мышления (задание 4. с. 24).
Дефектолог: Мы набрались сил, и теперь можно продолжить путь. Вот перед нами высокие горы. Как же перебраться через них? (На самолете, на вертолете, на ковре-самолете…) Смотрите, какие-то загадочные надписи, похожие на математические примеры! Давайте решим их – может быть, тогда мы сможем перебраться через горы?
Примеры: Света - та + ча; щу + рука - ру; роща - ро + ведь. (Свеча, щука, щавель.)
9. Закрепление навыков словообразования существительных при помощи суффиксов (задание 5. с. 24).
Дефектолог: Вы отлично решили все примеры, и перед нами появился ковер-самолет. Летим! Мы у самого входа в пещеру, где живет чудовище. Вход завален огромным камнем.
Откройте вход в пещеру чудовища – измените слова по образцу. Образец: червяк - червячок.
ЧЕРДАК ЧЕРПАК ЧЕСНОК
ЗНАК КУЛАК МУЖИК
10. Закрепление знаний по теме «Профессии». Обогащение словаря (задание 6, с. 25).
Дефектолог: Вот мы попали в пещеру чудовища. Впереди огромная комната, посреди которой стоит трон. А на троне сидит Змей Горыныч.
Назовите профессии людей, тогда Змей Горыныч проводит вас к чудовищу. Укажите в словах звуки занятия.
Картинки: врач, учитель, танцовщица, каменщик.
11. Дифференциация Ч – Щ в тексте (задание 7, с. 25).
Дефектолог: Вы победили Змея Горыныча. Идем в пещеру. Вот и чудовище. Но мне кажется, что оно не такое уж и страшное. Присмотритесь, и вы заметите грустные глаза. Да ведь это же заколдованный человек!
Вставьте в слова буквы Ч – Щ и запишите текст. Укажите наличие звуков занятия. Тогда Змей Горыныч исчезнет, и чудовище будет расколдовано.
На даче
На берегу ре...ки стоит да...а. Около да…и берёзовая ро...а. В ро...е поют ...еглы, ...ижи, .сини, сини…ки. Весело ...ебе...ут пено...ки. На да...е живёт Лено...ка Щукина. У дево...ки есть ов...арка Чанга. Лено...ка и ...анга вместе гуляют в ро...е. ...анга хорошо умеет искать грибы.
Учащиеся первого класса могут выполнять облегченный вариант задания: вставить в слова буквы Ч – Щ, прочитать текст и выписать слова со звуками занятия.
III. Итог занятия
Дефектолог: Посмотрите, вы расколдовали чудовище – это царевич. Он долгое время жил в пещере Змея Горыныча и охранял его бесчисленные... (сокровища). Вспомните и назовите слова из рассказа со звуками занятия. Скажите, чем различаются эти звуки, а в чем их сходство?
ЗАНЯТИЕ 53
Тема:Дифференциация звуков Ч – Т’ в словах, предложениях и тексте.
Цели и задачи:познакомить детей со звуками Ч – Т’; учить давать сравнительную характеристику звуков Ч – Т’; развивать навыки фонематического восприятия и фонематического анализа; обогащать словарь; учить составлению и грамматическому оформлению предложений; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов; развивать связную речь, навыки ориентировки в пространстве, зрительное восприятие, навык письма; закреплять знание орфографических норм русского языка.
Оборудование: буквы Ч – Т (запись на доске); предметные картинки с изображением детенышей животных и птиц; карточки в виде цветов с записанными на них словами для составления предложений.
Ход занятия.
I. Оргмомент
1. Развитие слухового внимания.
Дефектолог: Послушайте пары слов и определите звуки, которыми они различаются. (Звуки Ч-Т'.)
мять – мяч ткач – ткать лечи – лети
чёлка – тёлка пугач* – пугать
Дефектолог объясняет детям значение слова, отмеченного звездочкой.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Произношение звуков и сравнение их по артикуляции (задание 1. с. 26).
Ч – согласный, мягкий, глухой, сложный.
Т’ – согласный, мягкий, глухой, простой.
2. Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 26).
Дефектолог: Раскрасьте утенка и черепашонка. Определите, какие похожие по произношению глухие согласные есть в этих словах?
Картинки: черепашонок и утенок.
Дефектолог: Как вы думаете, какой из звуков выберет для себя черепашонок, а какой – утенок?
3. Развитие зрительных ориентировок (задание 3. с. 26-27).
Дефектолог: Малыши нашли картинки со звуками Ч - Т'. Они хотят с вами поиграть. Рассмотрите предметы и определите, что где находится. Ответьте на вопросы.
Картинки:
очки | мяч | чайник |
бабочка | ключ | чашка |
-Что общего между всеми картинками?
-Какой предмет лишний, почему?
-Где находятся очки?
-Что находится под мячом?
-Где находится чашка?
-Что находится слева от ключа?
-Найдите многозначное слово. Объясните его значения.
-Какие предметы можно объединить в одну группу по какому-либо признаку?
4. Развитие зрительной памяти.
Дефектолог: Запишите названия предметов по памяти (запись на доске) и укажите наличие звуков занятия.
5. Развитие умений словообразования при помощи суффиксов (задание 4. с. 27).
Дефектолог: Утенок и черепашонок принесли фотографии своих друзей. Припомните детенышей животных и птенцов и запишите друзей черепашонка и утенка в два столбика.
У ГАЛКИ – … У ВОЛКА – … У КРОЛИКА – …
У ТИГРА – … У КОРОВЫ – … У АИСТА – …
У БЕЛКИ – … У КОШКИ – …
Картинки: галчонок, волчонок, крольчонок, тигренок, теленок, аистенок, бельчонок, котенок.
6. Развитие логического мышления и словаря (задание 5. с. 27).
Дефектолог: Однажды черепашонок и утенок захотели отправиться в морское путешествие. Скажите, на чем они могут плыть? (Катер, лодка, корабль, плот, пароход, лайнер...) Вы правильно подобрали предметы для путешествия, но друзья выбрали что-то иное. Что именно? Ответ на этот вопрос вы узнаете, если выполните задание.
Отгадайте загадки и сложите из первых букв отгаданных слов новое слово. Объясните его значение. Отгадать загадки вам помогут картинки-подсказки.
Отгадайте, это кто? Иголки лежали, лежали
Ходит в костяном пальто? И под стол убежали.
(Черепаха) (Ёжик)
Из железа тучка, На носу ношу я рог
А у тучки – ручка. Называюсь … (носорог)
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)
Дефектолог: Какое слово у вас получилось? (Чёлн.)
7. Дифференциация Ч – Т в словах (задание 6. с. 27).
Дефектолог: Черепашонок и утенок сели в челн и поплыли по прекрасной реке. А чтобы было веселее, малыши придумали игру. Поиграйте вместе с утенком и черепашонком. Вставьте в слова пропущенные буквы Ч – Т. Прочитайте получившиеся слова.
…ЕНИЕ …ЕЦ ПО…ТА …ЯНУ…КА
П…И…КА ТУ…КА …ЕНЬ ПЯТА…ОК
ЛЕ…И…Ь …ИТА…Ь СВЕ…А …ЕАТР
8. Грамматическое оформление словосочетаний и предложений (задание 7. с. 28).
Дефектолог: Черепашонок и утенок увидели на берегу играющих насекомых и захотели к ним присоединиться. Скажите, кто мог играть на берегу? (Светлячок, паучок, пчела, кузнечик, червячок.) Друзья высадились на берег и побежали к насекомым. Вскоре они подружились. Новые товарищи научили малышей подбирать признаки к словам-предметам.
Поиграйте вместе с утенком и черепашонком. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика разноцветными линиями. Запишите полученные словосочетания. Выделите буквы Ч – Т.
ТЕПЛАЯ ЧЕМОДАН
ТЕМНЫЕ КОТЕЛ
ЧУЖОЙ ПЕЧКА
ЧУГУННЫЙ КОТЕНОК
ПЛЕТЕННАЯ БЕЧЕВКА
КОРИЧНЕВЫЙ ОЧКИ
Учащиеся первого класса выполняют задание устно.
9. Дифференциация звуков Ч – Т’ в предложениях и в тесте (задание 8. с. 28).
Дефектолог: Герои веселились и играли с новыми друзьями целый день. Но пришло время расставаться. Червячок и светлячок решили подарить на прощание черепашонку и утенку свой любимый рассказ, но так торопились записать его, что пропустили некоторые буквы.
Вставьте в слова пропущенные буквы Ч – Т и прочитайте текст. Перепишите текст, выделяя буквы Ч – Т.
Вол…а…а
Однажды Вова увидел фильм о вол…а…ах. …ам у волка были маленькие вол…а…а. Сна…ала роди…ели приносили им пищу. Потом папа волк у…ил своих малышей охо…и…ься. Из этого ин…ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол…а… .
III. Итог занятия
Дефектолог: Припомните текст. По памяти назовите слова со звуком Т’, со звуком Ч.
ЗАНЯТИЕ 54
Тема: Дифференциация звуков Ч – Ш.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Ч – Ш; научить детей давать сравнительную характеристику изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки Ч – Ш в слогах, словах, предложениях и тексте, соотносить звуки с буквами и символами, работать с родственными словами; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза, работы со словами-паронимами; учить строить логически верные предложения; упражнять в пересказе и ответах на поставленные вопросы по тексту; развивать логическое мышление.
Оборудование: буквы Ч – Ш (запись на доске); предметные картинки с изображением Чебурашки и старухи Шапокляк; фишки двух цветов с буквами Ч – Ш; карточки в виде следов с записанными на них словами-омофонами.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Развитие фонематического анализа и синтеза (задание 1. с. 29).
Дефектолог: Составьте имена героев занятия по первым буквам названий картинок. Запишите их и выделите буквы Ч - III.
Картинки: чайник, ежи, бабочка, улитка, рак, апельсин, шляпа, ключ, апельсин (Чебурашка); шляпа, апельсин, платье, огурец, ключ, лимон, яблоко, ключ (Шапокляк).
2. Припоминание произведения и героев сказки.
Дефектолог: Вспомните, из какой сказки пришли Чебурашка и Шапокляк? Как звали других героев этой сказки? Кто всегда старался навредить друзьям?
3. Знакомство с темой занятия.
Дефектолог: Послушайте имена героев сказки и назовите первые звуки в словах. (Чебурашка – Ч, Шапокляк – Ш. Звуки занятия Ч - Ш.)
4. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков занятия.
Ч – согласный, всегда мягкий, глухой, сложный, для обозначения подходят зеленые наушники, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.
III – согласный, всегда твердый, глухой, простой, для обозначения подходят синие наушники, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.
2. Дифференциаиия Ч - Ш в слогах (задание 2. с. 29).
Дефектолог: Прочитайте слоги вместе со старухой Шапокляк и Чебурашкой.
ЧА – ША ША – ЧА – ЧА ША – ША – ЧА – ЧА
ЧО – ШО ШУ – ШУ – ЧУ ШИ – ШИ – ЧИ – ШИ
ШУ – ЧУ АШ – АЧ – ЧА ЕШ – ЕЧ – ЧЕ – ШЕ
3. Развитие фонематического восприятия (задание 3. с. 29).
Дефектолог: Чебурашка и Шапокляк спускались по лесенкам. Эти лесенки непростые: чтобы перешагнуть со ступеньки на ступеньку, нужно придумать слово.
Спуститесь по загадочным ступеням вместе с Чебурашкой и Шапокляк. Запишите слова в клетки ступеней.
ч | а | ||||
ч | а | ||||
ч | а | ||||
ч | а |
ш | а | ||||
ш | а | ||||
ш | а | ||||
ш | а |
Приблизительный перечень слов: чан, час, чай; чары, чаща, чаша; чайка, чалма, чабан; чайник; шар, шаг, шах; шаги, шары, шарф; шатёр, шайба, шахта, шалун, шатун, шайка; шарфик, шарады, шакалы.
4. Работа с родственными словами (задание 4. с. 30).
Дефектолог: Однажды Чебурашка и крокодил Гена играли со словами. Шапокляк решила над ними немного подшутить. Она направила к ним свою ручную крысу, и та незаметно утащила некоторые буквы из слов.
Наведите порядок среди слов – вставьте буквы Ч – Щ. Подчеркните слова разными цветами так, чтобы слова одной группы являлись между собой родственными. Сколько карандашей разных цветов вам потребуется? Сколько групп родственных слов получилось?
…А…Е…КА
…Е…ЕТСЯ
БУКА…Е…КА
…А…КА
КО…А…ИЙ
БУКА…КА
КРО…КА
…АСЫ
5. Работа со словами-паронимами.
Дефектолог: Шапокляк никак не может удержаться от плохих поступков. Как много вреда она приносит! Решили Чебурашка и Гена отыскать злодейку и проучить. Но она спряталась и думает, что ее никто не найдет.
Пройдите по следам старухи Шапокляк и составьте пары слов так, чтобы они отличались только одним звуком. Сравните слова по написанию, звучанию и значению.
Слова (записаны на карточках в форме следов): печка – пешка, мычи – мыши, тучка – тушка, мочка – мошка, дочка – бочка, крыша – крыса; кочка – кошка, вата – фата.
Дефектолог: Какие слова не подходят к теме нашего занятия? Почему?
6. Развитие зрительного восприятия (задание 5. с. 30).
Дефектолог: Шапокляк перепутала все буквы в словах и думает, что теперь никто не сможет их прочесть. Отгадайте слова и запишите их, выделите в словах звуки занятия.
ичиприк – …
икчо – …
тетшап – …
хорош – …
чем – …
ашпал – …
нугуч – …
шрё – …
ашург – …
акчер – …
Слова: кирпичи, лапша, очки, чугун, паштет, груша, шорох, речка, меч, ёрш.
Дефектолог: Назовите пары слов, которые верны при прочтении в обе стороны? (Хорош – шорох, чем – меч.)
7. Развитие умений логического построения предложений (задание 6. с. 30).
Дефектолог: Вот и Шапокляк. Ей так понравились ваши альбомы, что она решила оставить в них что-нибудь на память о себе.
В ваших альбомах она записала предложения со звуками Ч – Ш. Прочитайте то, что записала старуха Шапокляк, и проверьте, есть в ее записи ошибки или нет. Запишите предложения верно. Укажите звуки занятия.
У шапки новый Миша.
Бабушку печет ватрушка.
Дедушка вышивает подушку для внучки.
На избушке стоит ветхая опушка.
Лошадка причесывает мальчика.
8. Дифференциация звуков Ч - Ш в тексте (задание 7.с.31).
Дефектолог: Крокодилу Гене и Чебурашке тоже понравились ваши альбомы. Они записали в них свою любимую историю. Прочитайте ее.
Волчонок
Жили мать-волчица и волчонок. Ушла волчица на охоту. А волчонка поймал человек. Понес человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез. А навстречу ему кот. Волчонок назад побежал. А мешок как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его кот не тронет. Потом ушел, а дверь закрыл неплотно.
Вылез волчонок из коробки тихонечко. Подошел и открыл дверь. Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждет. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес. (по Е. Чарушину)
Дефектолог: Ответьте на вопросы по прочитанному рассказу. Отметьте в словах буквы Ч - Ш.
Учащиеся 1-го класса отвечают устно, а учащиеся 2-3-го классов могут записывать свои ответы на вопросы в виде предложений и указывать наличие звуков Ч - Щ.
- Кто жил в лесу?
- Куда ушла волчица?
- Что случилось с волчонком?
- Что сделал человек?
- Кого волчонок встретил в доме?
- Кто помог волчонку?
- Что произошло потом?
- Что он сделал?
- Куда побежал волчонок?
- Чем закончилась эта история?
III. Итог занятия
Дефектолог: Припомните слова со звуком Ч, потом со звуком Ш в начале слова, а затем со звуком Ш в середине слова.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. -СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Лань, 1999.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. — М. : Просвещение, 1991.
4. Волина В.В. Праздник букваря / В.В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991.
6. Козак О.Н. Загадки и кроссворды / О.Н. Козак. — СПб.: Союз, 1997.
7. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. - М., 1995.
8. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы / Р.И. Лалаева. - М., 1978.
9. Лопухина И.О. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. - М.: Аквариум, 1995.
10. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии // Развитие и коррекция. Вып. 10. - М. : АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
11. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №1 / Е.В. Мазанова. — М.: АКВАРИУМ БУК ; Киев: ФГУИППВ, 2004.
12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушение письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Тетрадь №2/ Е.В. Мазанова. - М. ФГУИППВ, 2004.: АКВАРИУМ БУК; Киев:
13. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей / Н.В. Нечаева. - СПб.,1993.
14. Успенский Л.П., Успенская М.Б. Учитесь правильно говорить : книга для учащихся : В 2 ч. / Л.П. Успенский, М.Б. Успенская. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1995.
15. Удзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский - с увлечением: сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками / А.В. Узденкова, О.В. Сагирова. – Екатеринбург: АРД - ЛТД, 1997.
16. Филичева Т.Б., Каше ГЛ. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1996.
16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб: Лань, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ