Терминология транспортной логистики
Терминология транспортной логистики включает понятия транспортной цепи, транспортного коридора, терминологию перевозок, принятую в международной практике.
Транспортная цепь – этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).
Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя:
подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
Интермодальностьтранспорта – это возможность влиять на доминирование одного вида транспорта над другими. «Целями транспортной интермодальности является использование каждого вида транспорта интегрировано, чтобы можно было извлекать наибольшую выгоду из его специфических характеристик». (Из решений совещания Министров транспорта стран ЕС, январь 1997 г.)
«Мультимодальнойсчитается перевозка одного вида груза не менее чем двумя видами транспорта, а интермодальной – одним видом транспорта, но с перегрузкой опломбированного контейнера в пути следования.
Под термином комбинированная перевозка понимают перевозку грузов в одной и той же грузовой единице, транспортном оборудовании, к которым относятся крупнотоннажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны), с использованием нескольких видов транспорта». (Из решений общеевропейской конференции министров транспорта стран ЕС (СЕМТ), 1994 г.).
Что касается терминов амодальные, бимодальные, юнимодальные, сегментированныеи другие смешанные перевозки, то в связи с очень редким их использованием не возникает серьезных противоречий в толковании.
По определению, амодальнаяперевозка – это когда управление перемещением транспортных и грузовых единиц независимо от характера участия в ней различных видов транспорта (последовательного, параллельного или их комбинации) осуществляется из одного диспетчерского центра.
Бимодальнаяперевозка – это проследование груза в специализированных транспортных средствах, обладающих автомобильными шасси и железнодорожными колесными парами, способных перемещаться как по автомобильным дорогам в качестве прицепов к тягачам, так и по рельсам в качестве вагонов в составах грузовых и даже пассажирских поездов.
Юнимодальная (одновидовая)перевозка по определению UNCTAD – это перевозка грузов, осуществляемая одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками. Если участвует лишь один перевозчик, то он выдает свой собственный транспортный документ: накладную, коносамент и т.д. В случае большего числа перевозчиков (например, перевозчик из одного порта в другой, с перевалкой груза в промежуточном порту) один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку. В зависимости от условий на оборотной стороне коносамента указывается ответственность соответствующего перевозчика за всю перевозку от порта до порта или только за ту ее часть, которая осуществляется его собственным судном.
Сегментированная (раздельная)перевозка (по определению UNCTAD) – это когда перевозчик, организующий транспортировку, может принимать на себя ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемой им самим. В этом случае он выдает коносамент наинтермодальнуюиликомбинированнуюперевозку.
Трейлерная, фрейджерная и фидернаясистемы грузовых перевозок.
Трейлерная система перевозок –это доставка грузов укрупненными местами – трейлерами (автомобильными прицепами или полуприцепами с крытыми кузовами или специальными съемными кузовами). Разновидностью трейлернойсистемы перевозок являются контрейлерные перевозки, которые представляют собой систему перемещения контрейлеров автомобильным, железнодорожным и морским транспортом,
Фрейджерная система перевозок(или паромные переправы) – доставка грузов укрупненными местами – фрейдерами (товарными вагонами).
Фидерная система перевозок –использование судоходными компаниями небольших судов для транспортировки грузов, в том числе в контейнерах, с целью их концентрации в грузовых центрах (крупных портах) или вывоза грузов небольшими отправками из данных центров. Фидерная система перевозок в процессе доставки грузов интегрируетразличные виды транспорта, прежде всегоморской и речной, и обслуживает направления на коротких и средних расстояниях для концентрации и вывоза преимущественно генеральных мелкопартионных грузов, поступающих (отправляемых) из (в) множества мелких пунктов в крупные морские порты с целью накопления (развоза) партий линейных морских судов.
Помимо названных, существуют системы с использованием транспортных мостов.
Данные перевозки подразделяются на «минибридж», «микробридж»,«лэндбридж»,«airбридж».
Минибридж (mini bridge – малый мост), микробридж (microbridge –микромост), лэндбридж (land bridge – сухопутный мост), «airbridge» – воздушный мост.
Общим ворганизации перевозок по системам «бридж»является то, что сквозные перевозки осуществляются по единому тарифу, грузы перевозятся по единому коносаменту или другому документу, а деление доходов между морскими перевозчиками, которые берут на себя обязательства по доставке грузов «от двери до двери», и сухопутными перевозчиками, выступающими клиентами морских перевозчиков, оговариваются в тарифе.
Контрольные вопросы
1. Какое влияние оказала логистика на развитие транспорта?
2. Назовите важнейшие мероприятия по дерегулированию транспорта.
3. Охарактеризуйте новые критерии оценки работы транспорта, возникающие под влиянием логистических систем.
4. В чем заключается новый подход к транспорту как составной части логистической цепи и логистическая процедура выбора транспорта?
5. Какие изменения произошли в освоении перевозок различными видами транспорта в условиях функционирования логистики?
Лекция 8.
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА ДОСТАВКИ ГРУЗОВ
План
8.1 Структура транспортных звеньев в логистической цепи.
8.2 Пример расчета выбора транспортного средства.