Стреловые краны и экскаваторы (мягкий контейнер)
Для погрузки на автомобили-самосвалы сыпучих и кусковых материалов (песок, гравий, щебень, уголь, шлак, руда и т.п.), находящихся в штабеле на открытых площадках и складах предприятий, железнодорожных станций, портов, пристаней карьерах, широко применяются стреловые краны и экскаваторы.
Автомобильные краны используют при погрузочно-разгрузочных работах на открытых складских площадках и рассредоточенных объектах.
Операция 1. Захват (строповка) одного места груза. Величина продолжительности операции t1 определяется на основе хронометражных наблюдений и для учебных расчетов может быть принята в пределах 10-70 с.
Принимаем t1=50 с
Операция 2. Подъем груза на определенную высоту
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
t2= с
Операция 3. Поворот стрелового крана с грузом
t3= 60β/(360nоб)+tз+tр
t3=
Операция 4. Опускание крюка с грузом
t4=
Операция 5. Освобождение от захвата (отстроповка) одного места груза. Величина продолжительности операции t5 определяется на основе хронометражных наблюдений и для учебных расчетов может быть принята в пределах 10-40с
Принимаем t5=30
Операция 6. Подъем крюка стрелового крана
t6= с
Операция 7. Обратный поворот стрелового крана без груза
t7= 60β/(360nоб)+tз+tр
t7=
Операция8. Опускание крюка стрелового крана
t8=
Время цикла работы крана tц определяется по выражению
где j – коэффициент совмещения операций цикла погрузки; – сумма времен i-х операций цикла погрузки.
Коэффициент совмещения операций цикла погрузки j рассчитывается по выражению
j = 0,75 + 0,005N
где N – номер варианта по заданию.
Производительность стрелового крана (экскаватора) определяется количеством груза, которое он может погрузить на транспортное средство, переместить с одного места складирования на другое за единицу времени.
Техническая производительность стрелового крана с использованием строп при проведении погрузочно-разгрузочных операций со штучными и тарно-штучными грузами WT определяется по выражению
где qц – средняя масса груза, перегружаемого за один цикл, т.
Эксплуатационная производительность стрелового крана (экскаватора) Wэ определяется по выражению
где hи – коэффициент использования автопогрузчика (электропогрузчика) по времени.
Время погрузки (разгрузки) транспортного средства
где – масса груза, перевозимого транспортным средством за 1 ездку, т; – эксплуатационная производительность погрузочно-разгрузочного механизма, т/ч.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Расчет и выбор оптимальной транспортно–технологической системы доставки грузов
Капитальные затраты
Капитальные затраты связаны с увеличением основных фондов на транспортные средства, контейнеры, погрузочно-разгрузочные и другие устройства, а также на строительство контейнерных площадок, заготовительно-перерабатывающих и других пунктов и в каждом случае зависят от способа механизации ПРТС работ.
Экономический эффект определяют сопоставлением себестоимости и удельных капитальных затрат по сравниваемым вариантам.
Удельные капитальные затраты равны отношению суммарной стоимости транспортных средств, контейнеров, автопогрузчиков и т. п. (р.) к годовому объему транспортируемого груза (т).
В ряде случаев более удобен расчет удельных капитальных затрат без предварительного определения потребного количества транспортных средств, контейнеров и погрузочно-разгрузочных устройств.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Разраб. |
Шихов Н.И. |
Провер. |
Тюрин А.Ю. |
Реценз. |
Н. Контр. |
Утверд. |
Расчет и выбор оптимальной транспортно-технологической системы доставки грузов.Капитальные затраты |
Лит. |
Листов |
КузГТУ АП-091 |
Удельные капитальные затраты в транспортные средства:
,
где – оптовая цена транспортной единицы, р.; – суточный фонд времени работы транспортной единицы, ч; – коэффициент выпуска транспортных средств; – масса перевозимого груза нетто, т; l–расстояние перевозки груза за 1 ездку, км; – средняя скорость движения, км/ч; –время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч; – коэффициент использования пробега транспортного средства.
АЦ:
Т-К:
Ящ:
Под:
Мешок:
Мягкий контейнер:
Капитальные затраты на погрузочно-разгрузочные устройства и механизмы рассчитывают на 1 тонно-операцию, выполненную соответствующими устройствами на заготовительно-перерабатывающих и других пунктах и заводах.
При перевозке сырья в контейнерах и ящичных поддонах удельные капитальные затраты на погрузочно-разгрузочные устройства (краны, экскаваторы, авто- и электропогрузчики, конвейеры) могут быть вычислены по формуле
,
где – стоимость погрузочно-разгрузочных устройств, р.; – масса груза (нетто), перевозимого в контейнерах или ящичных поддонах за год, т.
Стоимость погрузочно-разгрузочных устройств
,
где – стоимость погрузочно-разгрузочного устройства, р.; – количество погрузочно-разгрузочных устройств.
Количество погрузочно-разгрузочных устройств
,
где – продолжительность одного цикла работы погрузочно-разгрузочного устройства, мин; – суточный фонд времени работы погрузочно-разгрузочного устройства, ч; – техническая производительность погрузочно-разгрузочного устройства за 1 цикл, т; – коэффициент использования погрузочно-разгрузочного устройства по времени.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
ЭП-5002:
4043 М:
КС-4571: 1
ЭП-5002:
4043 М:
КС-4571:
ЭП-5002:
4043 М:
КС-4571:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Капитальные затраты на контейнеры и ящичные поддоны определяют, исходя из времени оборота контейнеров или ящичных поддонов, грузоподъемности и стоимости их изготовления. Кроме того, необходимо предусмотреть некоторый резерв контейнеров и ящичных поддонов для обеспечения неравномерной перевозки сырья и их ремонта.
Удельные капитальные затраты на контейнеры и ящичные поддоны рассчитывают по формуле
,
где –стоимость контейнера, ящичного поддона, р.; – коэффициент, учитывающий нахождение контейнеров и ящичных поддонов в резерве и ремонте; –время оборота контейнера, ящичного поддона, ч; – полезная грузоподъемность контейнера, ящичного поддона, т.
Т-К:
Под:
Мягкий контейнер:
Удельные капитальные затраты на создание специальных контейнерных площадок различных пунктов рассчитывают по формуле
,
где – площадь основания контейнера, м2; –коэффициент неравномерности доставки сырья; – коэффициент дополнительной площади на контейнерных площадках; – продолжительность нахождения
контейнера на контейнерной площадке, сут; – восстановительная стоимость 1 м2 контейнерной площадки, р.
Т-К:
Мягкий контейнер:
Если хранение груза осуществляется не в контейнерах, то удельные капитальные затраты на создание склада рассчитывают по следующей формуле:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
где – восстановительная стоимость 1 м2 площади склада, р.; –нагрузка на 1 м2 площади склада, т;
,
где – объем груза на складе, м3; – объемная масса груза (для наливных грузов – плотность), т/м3; – площадь склада, м2.
АЦ:
Т-К:
Т-ш:
Насыпные:
АЦ:
Т-К:
Ящик:
Под:
Мешок:
АЦ:
Т-К:
Ящик:
Под:
Мешок:
Удельные капитальные вложения в дополнительное оборудование пунктов обслуживания:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
где –цена единицы i-говида оборудования, р.; –количество единиц i-го вида оборудования; Q – масса груза, поступающего на пункт обслуживания за год, т.
Если используют укладочные автоматы, то количество укладочных автоматов определяют по формуле
где – производительность укладочного автомата, т/ч; – суточный фонд времени работы укладочного автомата, ч; – коэффициент использования автомата по времени.
Т-ш(ящ):
Т-ш(ящ):
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Разраб. |
Шихов Н.И. |
Провер. |
Тюрин А.Ю. |
Реценз. |
Н. Контр. |
Утверд. |
Эксплуатационные расходы |
Лит. |
Листов |
КузГТУАП-091 |
Наливные: автоцистерна
К основным эксплуатационным расходам относят затраты на тару, укладку товаров на поддоны, загрузку товаров в контейнеры, содержание поддонов и контейнеров, перемещение грузов внутри предприятия, временное хранение и на разгрузку автомобиля.
Затраты на погрузку автотранспорта
где – эксплуатационные расходы на одну тонно-операцию, р.; и – количество тонно-операций при ручном и механизированном способах погрузки.
Заработную плату водителей, отнесенную к 1 т перевозимого груза, рассчитывают по формуле
,
где – месячная тарифная ставка водителя 3-го класса, р.; – поправочный коэффициент к тарифной ставке водителя 3-го класса; – продолжительность оборота автомобиля, ч; Ф – месячный фонд работы автомобиля, ч; – масса сырья нетто, загружаемого в автомобиль, т.
Затраты на топливо, отнесенные к 1 т перевозимого груза, определяют, исходя из норм расхода топлива и его стоимости:
,
где – основная норма расхода топлива на 100 км пробега, л; – дополнительная норма расхода топлива на каждые 100 ткм, л; – коэффициент использования пробега автомобиля; – коэффициент, учитывающий сезонное увеличение норм расхода горючего; – отношение массы груза брутто к массе груза нетто; – стоимость 1 л горючего, р.;
– пробег автомобиля с грузом за ездку, км.
Затраты на смазочные материалы определяют по формуле
,
где – стоимость 1 л масла, р.; – норма смазочных масел на 100 л топлива, кг.
Расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей вычисляют по всем видам технического обслуживания и ремонта, кроме капитального, на основе норм затрат на 1000 км пробега:
,
где – норма затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт, р./1000 км.
Затраты на амортизацию подвижного состава транспортных средств определяют на основе норм амортизационных отчислений в процентах к балансовой стоимости автомобиля на 1000 км пробега:
,
где – норма амортизационных отчислений на 1000 км пробега, %.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
,
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Накладные расходы зависят от размеров автотранспортных предприятий, их оснащения, типов автомобилей. В расчете на 1 т груза эти расходы можно найти по формуле
где – норма накладных расходов, р./ч.
Дополнительно учитывают затраты, связанные с потерями грузов в процессе доставки, по формуле
где – потери, зависящие от рода груза и способа перевозки, %; – стоимость 1 т груза, р.
Затраты на разгрузку автомобиля:
где – эксплуатационные расходы на одну тонно-операцию, р.; и – количество тонно-операций при ручном и механизированном способах разгрузки.
Затраты на содержание складского помещения для товаров, реализуемых не из тары-оборудования:
,
где – эксплуатационные затраты (в сутки), р./м2; –срок хранения товара на складе, сут; –нагрузка на 1 м2 площади склада, т;
,
где – балансовая (восстановительная) стоимость склада, р.; –норма отчислений на амортизацию склада, % кстоимости;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Наливные: танк-контейнер
Количество оборотов тары в год определяют по формуле
.
Затраты на содержание контейнеров :
,
где, Цп – цена поддона и контейнера, р.; Ап – норма отчислений на амортизацию в процентах к стоимости поддона и контейнера;, –стоимость текущих ремонтов в процентах к стоимости поддона и контейнера;, –масса (нетто) товара на поддоне и в контейнере, т.
Величина амортизации и затрат на текущий ремонт в %к стоимости для различных типов контейнеров и поддонов в зависимости от числа оборотов в год приведена ниже.
Поддон плоский деревянный | 75 + 0,6 |
Тара-оборудование | 35 + 0,33 |
Танк-контейнер | 16 + 0,15 |
Мягкий контейнер | 16 + 0,45 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Обычно не превышает 20 оборотов в год, в противном случае принимают равным 15 %.
Затраты на погрузку автотранспорта
где – эксплуатационные расходы на одну тонно-операцию, р.; и – количество тонно-операций при ручном и механизированном способах погрузки.
Заработную плату водителей, отнесенную к 1 т перевозимого груза
рассчитывают по формуле
,
где – месячная тарифная ставка водителя 3-го класса, р.; – поправочный коэффициент к тарифной ставке водителя 3-го класса; – продолжительность оборота автомобиля, ч; Ф – месячный фонд работы автомобиля, ч; – масса сырья нетто, загружаемого в автомобиль, т.
Затраты на топливо, отнесенные к 1 т перевозимого груза, определяют, исходя из норм расхода топлива и его стоимости:
,
где – основная норма расхода топлива на 100 км пробега, л; – дополнительная норма расхода топлива на каждые 100 ткм, л; – коэффициент использования пробега автомобиля; – коэффициент, учитывающий сезонное увеличение норм расхода горючего;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Затраты на смазочные материалы определяют по формуле
,
где – стоимость 1 л масла, р.; – норма смазочных масел на 100 л топлива, кг.
Расходы на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей вычисляют по всем видам технического обслуживания и ремонта, кроме капитального, на основе норм затрат на 1000 км пробега:
,
где – норма затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт, р./1000 км.
Затраты на амортизацию подвижного состава транспортных средств определяют на основе норм амортизационных отчислений в процентах к балансовой стоимости автомобиля на 1000 км пробега:
,
где – норма амортизационных отчислений на 1000 км пробега, %.
Расходы на восстановление износа и ремонт шин рассчитывают по следующей формуле:
,
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Накладные расходы зависят от размеров автотранспортных предприятий, их оснащения, типов автомобилей. В расчете на 1 т груза эти расходы можно найти по формуле
где – норма накладных расходов, р./ч.
Дополнительно учитывают затраты, связанные с потерями грузов в процессе доставки, по формуле
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КП «Грузовые перевозки» |
Затраты на разгрузку автомобиля:
где – эксплуатационные расходы на одну тонно-операцию, р.; и – количество тонно-операций при ручном и механизированном способах разгрузки.
Затраты на содержание склада рассчитывают по следующей формуле:
где –количество груза в контейнере (нетто), на поддоне, в таре-оборудовании, т.
Эксплуатационные расходы, р./сут:
где – площадь основания контейнера (поддона, тары-оборудования), м2.