Пневмотранспортные устройства
Трубопроводный пневматический транспорт применением труб малого диаметра получил название пневматической почты.
Пневмотранспортные установки имеют существенные преимущества перед механическими установками. Пневмотранспортные устройства применяют при любых трассах транспортирования, они менее металлоёмки и более просты в уходе при высокой степени автоматизации процесса управления; работают спокойно, без толчков, с малыми потерями энергии; имеют большую производительность и обеспечивают полную сохранность перемещаемых грузов.
Основными недостатками установок пневматического транспорта являются повышенное потребление энергии, износ частей, соприкасающихся с грузом, и уровень шума при работе.
Грузы в пневмотранспортных установках перемещаются по трубопроводу потоком воздуха, для чего в начале и в конце трубопровода должна создаваться разность давлений. По характеру образования воздушного потока установки делятся на три типа:
- избыточного давления, когда воздух нагнетается в трубопровод в месте отправки патронов;
- пониженного давления, когда воздух всасывается из трубопровода в месте получения патронов, а в месте отправки поступает воздух из атмосферы;
- комбинированные, когда в месте отправки воздух нагнетается, а в месте получения отсасывается.
Установки пневматической почты бывают двух видов: патронные, когда отправления пересылаются в специальных футлярах – патронах, и беспатронные, когда отправления перемещаются непосредственно по трубе. В этом случае трубы имеют прямоугольное сечение и применяются для транспортировки бланков небольшого размера, например бланков заказа на междугородних телефонных станциях. Бланк сгибается, вставляется в трубопровод сгибом вперед и перемещается струей воздуха. Установки беспатронной пневмопочты имеют незначительную длину и могут быть рекомендованы для связи между двумя точками. Патронная пневмопочта бывает внешняя для связи различных зданий между собой и внутренняя, располагающаяся в одном здании.
Основными узлами установок пневматической почты являются: отправительные и приемные станции, трубопровод, компрессорная установка. Отправительная и приемная станция могут быть выполнены в одном блоке (приемно-отправительная станция). Установки пневматической почты могут быть однопроводные и двухпроводные, радиальные и кольцевые. При радиальных схемах связь между отдельными станциями осуществляется через центральную станцию. При кольцевой схеме каждая станция имеет возможность непосредственной связи с любой другой станцией.
Для обеспечения свободного прохода патрона на поворотах его наружный диаметр на 6-10 мм меньше внутреннего диаметра трубопровода, а по концам патрон имеет уплотнительные кольца из фетра или другого аналогичного материала для полного перекрытия сечения трубопровода во избежание утечки воздуха.
Пневмотранспортное устройство типа ПТУ-2 предназначено для транспортировки внутри зданий служебной документации.
ПТУ–2 (рис. 19) конструктивно состоит из ряда приемно-отправительных станций 1, последовательно соединенных воздухопроводом 2, и двух воздуходувок 3. Специальные патроны, в которые вкладывается документация, под напором воздуха могут перемещаться по трубопроводу от одной станции к любой другой станции данной установки. В качестве воздуходувок применяются бытовые пылесосы.
В трубопровод вмонтированы приемно-отправительные станции. В конечных точках трубопровод присоединен к воздуходувкам. На каждой приемно-отправительной станции имеется клавиатура – ряд кнопок с номерами станций, кроме данной. При нажатии соответствующей кнопки на станции назначения включается соленоид, который вводит в трубопровод упор, предназначенный для остановки патрона и вывода его из трубопровода. Одновременно соленоид открывает крышку клапана, закрывающую люк, и патрон выходит из трубопровода. Патрон, вышедший из трубопровода через люк, воздействует на площадку и через нее на микропереключатель, который разрывает цепь питания соленоида. При этом упор выходит из трубопровода, закрывается крышка-клапан и отключается воздуходувка. Крышка - клапан служит для ввода патрона в трубопровод.
Когда на станции отправления нажимают кнопку станции назначения патрона, на панели должна загореться красная лампочка,
подтверждающая, что в сему установки пошел сигнал данного вызова. Одновременно на панели должна гореть лампа белого цвета, сигнализирующая, что вызов нужного пункта принят именно от этой станции. Если лампа белого цвета не загорелась, значит, уже принят вызов с какой-то другой станции. В этом случае следует дождаться отключения лампы красного цвета, что означает освобождение линии, и повторить вызов. Если загорелись обе лампы, следует нажимом патрона приподнять крышку-клапан и через вырез в трубопроводе ввести патрон полностью в трубопровод, после чего нажать одну из кнопок пуска воздуходувок – правую или левую в зависимости от того, слева или справа находится станция, куда адресуется патрон. Отключение красной лампочки (после отправки патрона) свидетельствует, что патрон поступил на станцию назначения. В случае ошибочного вызова (не той станции) следует нажать кнопку «4» (сброса вызова), расположенную на лицевой стороне корпуса станции.
Пневматическая почта модели «Дуплекс» (рис. 20) предназначена для связи между двумя пунктами. Пересылка документов длиной до 310 мм, свернутых в трубку диаметром не более 40 мм, осуществляется в патронах по двум транспортным трубопроводам.
Патрон вводят в отправной патрубок приемно-отправительного блока 2, при этом автоматически включается воздуходувка 3 и патрон втягивается в трубопровод 4 (5). Подряд можно отправить не более четырех патронов с интервалом в 3-5 с. Об отправке патрона получатель на станции назначения оповещается звуковым сигналом.
Прибывший патрон, пройдя приемно-отправительный блок станции 1, выпадает в накопитель 6. Пневматическую почту системы «Дуплекс» целесообразно применять в условиях интенсивного обмена документов между двумя пунктами.
Пневматическая почта модели «Магистраль» (рис.21) предназначена для пересылки между двумя любыми приемно-отправительными станциями документов в патронах. Установка – однотрубная с движением патронов в обоих направлениях. Магистральный трубопровод снабжен ответвлениями со стрелками, посредством которых трубопровод соединяется с приемно-отправительными станциями.
Каждая приемно-отправительная станция 1 снабжена пультом управления и накопителем 3, вмещающим до десяти патронов. Пульт управления может быть снабжен телефоном 2 для разговорной связи между отправителем и получателем. Работа установки автоматизирована – воздуходувка 4 включается только на период движения патрона.
На пульте управления каждой станции расположено табло световой сигнализации. Красный сигнал свидетельствует, что линия занята. При наличии зеленого и красного световых сигналов установка готова к транспортированию патрона. При этом на номеронабирателе набирают кодовый номер станции назначения, отправляемый патрон вводят в трубу и отпускают. Потоком воздуха патрон втягивается в трубопровод 7, отклоняется на нужной стрелке 6 и следует до станции назначения, где соскальзывает в накопитель.
Установки пневматической почты модели «Магистраль» имеют автоматическую станцию управления; их рекомендуется применять при средней интенсивности обмена документацией между станциями трассы.