Тема: «Аренда транспортных средств».

Договор этот бывает двух видов: аренда с экипажем и без экипажа.

Аренда с экипажем. 632 статья ГК РФ даёт определение.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Договор – двусторонний, возмездный.

Из определения получается, что договор реальный. Но это формально. Но есть маленький-маленький момент. Есть видовая классификация на основе неких признаков, то, что подпадает под эти признаки – подпадает и относится к тому или иному классу, виду и так далее. Скажем, бабочка – у неё есть усы, есть большие-большие крылья, оно ими махает и летает, а ещё она ест цветы (это по мнению лектора, который честно признался, что он не спец в биологии). Поэтому если мы говорим, что что-то не ест цветы, не летает и вообще под землёй ползает – и это бабочка, то что-то тут нечисто.

В общем, смысл такой, что если аренда эта находится в разделе аренды, и эти договоры консенсуальные… Получается, что вообще аренда – консенсуальная, этот подвид – реальный, а Кодекс Торгового Мореплавания (или типа того) – там морские чартеры, тайм-чартеры и так далее – они консенсуальные. Что-то тут определённо нечисто…

В общем, вероятнее всего, что он всё-таки консенсуальный, этот договор.

Предмет.

Предмет сложный – транспортное средство и услуги вдобавок по управлению этим средством.

Вопрос – что же такое транспортное средство? Понятие транспортного средства есть в разных источниках и во многом оно в них различается. Есть ПДД – там в том числе относятся вожжевые повозки, велосипеды… И вообще, к транспортному средству и прицеп относится, и как это – «принцип с оказанием услуг по управлению». Некоторая несогласованность…

Подумать на досуге: движимая вещь, для личных нужд, публичный договор – транспортное средство без экипажа, на время. Вопрос: это прокат или аренда транспортного средства без экипажа.

Отличие аренды от оказания услуг в том, что в аренде происходит передача во владение, а в оказании услуг – нет, только пользование. Здесь важно, так как за вред, причинённый источником повышенной опасности, отвечает владелец.

Статья 633 ГК РФ, требует письменную форму.

В отношении цены тоже нет специальных правил.

Сроки. Сроки могут быть с указанием срока или с указанием, но 621 ГК не применяется – нет продления и преимущественного права.

Что касается прав и обязанностей.

Обязанности арендодателя. Помимо всех прочих, которые есть в стандартной аренде здесь:

Арендодатель обязан оказать услуги по управлению и услуги эти должны быть оказаны неким экипажем. Состав этого экипажа и требования к нему могут быть предусмотрены договором. Если не предусмотрены, то экипаж должен быть достаточным по количеству и качеству (квалификация у них должна быть), чтобы обеспечить нормальную эксплуатацию. Экипаж – это не предмет договора, экипаж в аренду не сдаётся. Экипаж – это работники работодателя, и заработную плату они получают от арендодателя. Поэтому арендатор ничего им платить не должен. Всё, что связано с технической стороной – работники подчиняются арендодателю, а всё, что касается коммерческой – арендатору. Куда ехать и чего вести – арендатору подчиняются, а если это что-то слишком тяжёлое и вообще нельзя его вести – то подчиняются арендатору. Затраты на техническое обеспечение, ремонт и всё такое оплачивает арендодатель. А затраты с коммерческой эксплуатацией – это арендатора, например, бензин или платные дороги.

Здесь особенность в том, что арендатор, без согласия арендодателя, может сдавать транспортное средство в субаренду. А ещё он может заключать договор перевозки с третьими лицами.

Нормы, посвящённые вреду. Есть вред, причинённый транспортным средством и вред, причинённый транспортному средству. Комментировать мы будем потом, когда будем разбирать деликты.

Аренда транспортного средства без экипажа.

Всё тоже, но без экипажа.

Ещё разница – арендатор все расходы несёт, и капитальный, и текущий ремонт производит.

Разграничивать чартеры и аренды транспортного средства будем на

Почитать:

Кодекс Торгового Мореплавания – почитать то, что говорится о морских перевозках.

Уставы автомобильного, наземного и так далее транспорта.

Можно посмотреть и воздушный кодекс.

Остался единственный вид аренды – лизинг. На следующий раз.

25 ноября у нас в четверг будет одна возмещающая лекция по гражданскому праву.

Наши рекомендации