Негабаритные и тяжеловесные грузы.
Порядок организации перевозок автомобильным транспортом крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КГТ) по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов определяется Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РК.
Под грузами большой массы в данном случае имеются в виду неделимые грузы, достигающие значительной массы (200 Т и более). К ним можно отнести трансформаторы, рабочие колеса и лопасти турбин, газгольдеры, атомные реакторы, блоки обжиговых печей, станки, котлы, корпуса судов и т. п., которые в готовом виде доставляют с заводов-изготовителей на .объекты.
Для определения условий перевозки необходимо определить, относится ли данная перевозка к перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов и к какой категории АТС будет отнесена данная перевозка.
Категории АТС, перевозящих КГТ грузы:
-К категории 1 относятся автотранспортные средства, которые в зависимости от осевых масс подразделяются на две группы:
группа А — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I—III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10т;
группа Б — АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
Осевые нагрузки АТС, при превышении которых оно относится к категории 1, перечислены в табл. 10.1 и 10.2. Таблица 10.1
Таблица 10.2
В условиях городской застройки допустимая нагрузка на ось, указанная в табл. 10.1 и 10.2 для дорог I — III категорий, относится к магистральным дорогам и улицам, а также дорогам и улицам в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах). Допустимая нагрузка, указанная для дорог IV в условиях городской застройки относится к улицам в жилой застройке, проездам и парковым дорогам.
Полная масса АТС не должна превышать значений, приведенных в табл. 10.3. Для одиночных автомобилей (тягачей) не допускается превышение полной массы более 30 т. Промежуточные значения параметров следует определять путем линейной интерполяции.
Таблица 10.3
Габариты таких грузов достигают 6—7м по высоте, 40—50 м по длине и 5—7 м по ширине.
Для перевозки грузов массой до 40 т применяют автомобили-тягачи с полуприцепами и прицепами-тяжеловозами. Полуприцепы и прицепы-тяжеловрзы имеют низко расположенную прочную раму, погрузочная высота у них составляет 800—1300 мм. Наличие такой рамы обеспечивает надежную устойчивость автопоезда во время движения и удобную погрузку и разгрузку.
Полуприцепы и прицепы-тяжеловозы грузоподъемностью свыше 15 т имеют сзади две оси, на каждой из которых располагается до восьми колес. Чтобы не увеличивать погрузочной высоты платформы, задние колеса имеют сравнительно небольшой размер Некоторые конструкции прицепов и полуприцепов в задней части имеют домкратное устройство, позволяющее вперед погрузкой поднять заднюю часть рамы, откатить .заднюю тележку, опустить раму на землю, погрузить груз,- вновь поднять раму, подкатить тележку и опустить раму на тележку. Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы для удобства погрузки-разгрузки различных самоходных машин (бульдозеров, дорожных катков и др.) оборудуют съемными или откидными подмостями.
Передние колеса прицепов и полуприцепов имеют значительный диаметр, число их равно двум или четырем, что обеспечивает свободный поворот передней тележки.
На автомобилях, прицепах и полуприцепах-тяжеловозах устанавливают для облегчения ПРР различное дополнительное оборудование: ручные и механические лебедки, вороты, шпили и т.д.