Эволюция мышления в области УК
Определение качества. Основные понятия в области управления качеством в соответствии с международными стандартами ИСО-9000.
Понятия кач-ва многообразны, неточны, но в кажд случае они отвечают потребностям индивидуума или общ-ва. Ур-нь кач-ва всегда познается в сравнении. Из-за многообразия это понятие необходимо было стандартизировать.
По ГОСТу 15467-79 «Управление качеством продукции»Кач-во– сов-ть св-в прод-ии, ко обуславливают еепригодность удовл-ть опр-ые потр-ти с ее назначением.
В м/унар-ом стандарте ИСО 9000-2000: Кач-во - совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.
Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.
Дефект – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.
Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.
Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
В пон-ии «кач-ва» потр-ти явл-ся важнейшим понятием. Потр-ти вытекают из неудовл-ти треб-ий организма или общ-ва для его норм жизнед-ти. Потр-ти, кот направлены на удовл-ие потр-ей общ-ва носят название «эк-х потр-тей».
Простое кач-во опр-ся 1 главным св-ом прод-ии (срок доставки). Сложное опр-ся всеми св-ми прод-ии, кот хар-ют ее потребит-ую ст-ть (без-ть, сохр-ть, срок и скорость, энергоемкость). Интегральное – опр-ся не тока св-ми, кот опр-ют потреб-ую ст-ть, но и зат-ми на ее пр-во и потребл-ие.
Интегральный пок-ль кач-ва м.б. рассчитан как эк-ий эффект за весь срок службы, отнесенный к единовременным зат-ам на пр-во прод-ии и зат-ам на эксплуат-ию или потребление.
. Суммарный полезный эф-кт м. выр-ся в натур-ой или ден. форме.
Эволюция мышления в области УК
Стройный механизм УК каждого отдельно взятого изделия дала система Тейлора, датируемая 1905 г.
По мере усложнения продукции и производства встала проблема сокращения трудозатрат на контроль качества и повышения эффективности контроля.
Появилась возможность оценки качества методом выборочного контроля, предложенным Х. Доджем и Х. Ромигом. Суть выборочного контроля заключается в оценке качества всей партии продукции на основе оценки качества ее определенной части (выборки). На предприятиях появились новые специалисты – инженеры по качеству.
Неоценимый вклад в развитие концепции УК внесли работы Шухарта, который, работая в компании Белла в составе группы специалистов по качеству, в середине 1920-х г.г. ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. (знаменитый «цикл Деминга» или цикл PDCA)
Бурное развитие теории УК пришлось на конец 40-х.-50-х. В это время Фейгенбаум предложил модель Всеобщего контроля качества и определил понятие стоимости качества.
Фейгенбаум, предложив рассматривать не конечный результат производства, а каждый этап создания изделия, фактически совершил переход от концепции контроля к концепции УК. Созданная система всеобщего контроля над качеством в полном объеме была внедрена в практику работы японских предприятий Демингом, начиная с 1950 г.
Другим значимым событием в эволюции управления качеством стала публикация в 1951 г. Джозефом Джураном книги «руководство по УК». Джурану принадлежит идея трилогии качества, графичеки представленная, в которой выделены три аспекта стратегического планирования качества в организации: планирование качества, улучшение качества, управление качеством.
Свой вклад в теорию управления качеством внес и Филипп Кросби, предложивший концепцию бездефектной работы, чаще называемой системой «нулевых дефектов». Основная идея этой системы заключается в том, что платят не за качество, а за его отсутствие или недостаток, что и должно стать предметом контроля.
Т.о., в 1950 г.г. сложились предпосылки создания новой концепции УК, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации,- концепции всеобщего УК (TQM). В 1951 г. В Японии была учреждена премия Деминга, ставшая прообразом многих национальных и международных премий за достижения в области совершенствования качества.
На рубеже 1970-1980 г.г. к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов УК, приемлемых для предприятий любой отраслевой принадлежности, вне зависимости о того, в какой стране они находятся. В результате международной организацией по стандартизации было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000 является одним их начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность организации.