Практическое занятие № 5. РЕШЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Цель: ознакомить студентов с процессом принятия управленческих решений и факторами, влияющими на него; получить практические навыки студентов по определению эффективности управления на автомобильном транспорте.

План практического занятия

1. Применение классификации управленческих решений для определения проблем деятельности AТП.

2. Процесс принятия и реализации управленческих решений.

3. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения.

4. Методы, применяемые для выбора оптимального варианта определенного решения.

5. Понятие эффекта и эффективности управления на автомобильном транспорте.

7. Методы определения и пути повышения эффективности управления.

8. Оценка эффективности системы управления на автомобильном транспорте.

Рекомендуемая литература: 4, 6, 7- 9,15-22.

Практическое занятие № 6.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Цель: разработать философию предприятия как концептуального кадрового документа; сформулировать профессиональные требования к работнику, исходя из особенностей предприятия, и подобрать из нескольких кандидатов наиболее подходящего для замещения вакантной должности.

Подготовка к деловой игры включает деление академической студенческой группы на подгруппы (команды). Численность каждой подгруппы варьируется от 5 до 7 человек.

В каждой подгруппе рекомендуется проводить распределение ролей. Рекомендуется распределить роли внутри команды путем выделения из нее генератора идей, критика, эксперта, организатора и делопроизводителя и зафиксировать их на листе экспертной оценки (табл. 6.1).

Таблица 6.1 – Внутренняя оценка игроков команды

Роль в команде Оценка по 5-ти бальной шкале Подпись члена команды
Генератор идей    
Организатор    
Критик    
Эксперт    
Делопроизводитель    

При распределении ролей внутри каждой команды, а также подведении итогов работы каждого члена команды, необходимо помнить, что:

1. Организатор руководит обсуждением проблемы, налаживает коммуникации между членами команды, руководит процессом принятия решений, решает конфликты. Это, как правило, лидер группы, по темпераменту – сангвиник или флегматик с высоким уровнем интеллекта.

2. Генератор идей выдвигает новые идеи, объясняет их, определяет альтернативы принятия решений, активно участвует в их обсуждении. Чаще всего генератор идей – это сангвиник или холерик с высоким уровнем интеллекта, который имеет энциклопедические знания.

3. Роль критика в команде направлена на активное выискивание недостатков постановки проблемы, цели, критериев решения. Это человек – пессимист с достаточно высоким уровнем интеллекта, что иногда стоит в оппозиции к мнению окружающих.

4. Эксперт ориентирует команду в правильном направлении. В отличие от критика – это оптимист со средним или высоким уровнем интеллекта, который имеет большой опыт.

5. Делопроизводитель фиксирует выводы обсуждения проблемы, готовит документацию для лидера. Для данной роли в наибольшей степени подойдет человек, который имеет темперамент флегматика или холерика со средним или высоким уровнем интеллекта, обладающий хорошей памятью и почерком.

Подготовка к деловой игры включает также ознакомление и изучение лекционного материала по теме «Кадровая политика». В ходе самостоятельной подготовки студенты должны изучить:

- содержание исходных документов, которые используются при формировании кадровой политики предприятия;

- факторы, определяющие философию предприятия;

- мировой и отечественный опыт в управлении персоналом;

- примерную структуру философии предприятия.

Задача игры:

1. Определить тип предприятия, организационно-правовую форму, форму собственности и вид деятельности предприятия, которое создается.

2. Для вновь организованного предприятия разработать организационную структуру, виды и формы мотивации, социальные блага и гарантии, исходя из принятого стиля руководства на предприятии.

3. Продумать девиз (лозунг, гимн, эскиз торгового знака) созданного предприятия, который отражает основные внутрифирменные правила и принципы взаимоотношений работников.

4. Разработать философию созданного предприятия, включая цель и задачи предприятия, декларация прав сотрудника, поощрения и запреты, деловые и нравственные качества, условия труда и рабочее место, оплата и оценка труда и др.

5. Определить тип предприятия и его организационно-правовую форму.

6. Определить вакантную должность персонала, для которой будет вестись подбор работника.

7. Построить методом «мозгового штурма» профессиональную модель работника по форме табл. 6.3.

8. Разработать модель служебной карьеры работников по примеру табл. 6.4. Ответить на вопросы анкеты, выданной преподавателем.

9. Подготовить вопросы для команд-конкурентов.

10. Подготовить отчет о работе в письменной форме.

11. Подготовить итоговый доклад от команды с изложением основных понятий философии созданного предприятия продолжительностью не более пяти минут. Доклад делает «генератор идей» или организатор.

12. Выделить из команды члена жюри и дать экспертную оценку результатам работы команд конкурентов по форме табл. 6.2 и табл. 6.5.

13. Подвести итоги игры и дать оценки работе команды (по табл. 6.6).

Таблица 6.2 – Внешняя экспертная оценка работы команд

Раздел игры Команда
Философия предприятия
Девиз, лозунг, гимн, эскиз торгового знака        
Доклад команды        
Сумма по 5-ти бальной системе        

Таблица 6.3 – Профессиональная модель рабочего места

Элементы модели Характеристики Весовой коэффициент
1. Кадровые данные    
2. Опыт работника    
3. Профессиональные данные    
4. Профессиональные навыки    
5. Личные качества    
6. Психология личности    
7. Здоровье и трудоспособность    
8. Уровень коммуникации    
9. Служебная карьера    
10. Хобби    
11. Вредные привычки и недостатки    
12. Организация труда    
13. Оплата труда    
14. Социальные блага    
15. Социальные гарантии    
Итого   1,0

Таблица 6.4 – Модель служебной карьеры

Должность Возраст   Способ Обучение
         

Вопросы для команд конкурентов

1.______

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Наши рекомендации