Порядок претензий и санкции.
Покупатель может предъявить претензию продавцу за нарушение договора в следующих случаях.
1. Задержка в поставке товара по вине продавца. После истечения договорного срока поставки покупатель устанавливает новый, так называемый гарантийный, срок с обязанностью продавца уплатить неустойку за задержку поставки.
Если продавец не поставит товар в указанный гарантийный срок, ему предоставляется крайний срок наряду с обязанностью уплатить неустойку. Если продавец не поставит товар в течение крайнего срока, покупатель вправе расторгнуть договор и требовать неустойку за неисполнение договора.
Продолжительность гарантийного и крайнего сроков поставки, а также размер неустойки в каждом случае устанавливаются в договоре по соглашению сторон.
Применяют также упрощенные формы расчета штрафа. Например, могут использоваться следующие формулировки: «В случае несоблюдения согласованного срока поставки Продавец оплачивает Покупателю штраф в размере 0,1 % стоимости непоставленного товара за каждую неделю в течение первых двух недель и 0,5 % за каждую следующую неделю задержки, но всего не более 5 % стоимости непоставленного товара» или «Продавец оплачивает Покупателю штраф за каждые сутки невыполнения срока поставки в размере 0,08 % стоимости партии товара, по которой были нарушены сроки поставки. Общая сумма такого штрафа не должна превышать 8 % стоимости задержанного товара. Покупатель имеет право потребовать расторжения договора в случае, если задержка отгрузки товара превысит восемь месяцев. При этом расторжение договора не освобождает Продавца от оплаты штрафа за нарушение срока поставки».
Если продавец доставит товар в пункт погрузки ранее назначенного срока, все связанные с этим расходы относятся на его счет (хранение, консервация и т.д.). Продавец несет расходы, связанные с простоем ТС, если эти простои были вызваны неготовностью груза к установленному сроку. В случае, если продавец не подготовил товар в требуемом количестве в соответствии с грузоподъемностью заявленного покупателем ТС, недогруз ТС компенсируется за счет продавца.
2. Отклонение фактически поставленного количества товара от количества, указанного в договоре. Если в договоре определено допустимое отклонение количества товара (выше или ниже) от количества, указанного в договоре, покупатель должен принять такое количество товара и оплатить его по установленной в договоре цене. Все количество товара, превышающее допустимое отклонение, покупатель может либо принять на тех же условиях, либо отказаться от него. В этом случае он организует хранение
непринятого товара за счет продавца, а также относит за счет продавца стоимость перевозки этой части товара.
Если количество поставленного товара меньше установленного договором (с учетом допустимого отклонения), покупатель обязан принять весь поставленный продавцом товар, но может потребовать возмещения убытков из-за недопоставки товара в размере, превышающем допустимое отклонение.
3. Рекламация на качество товара. Покупатель имеет право заявить о снижении цены товара либо потребовать замены забракованного товара или его ремонта. При этом все транспортные и другие дополнительные расходы, связанные с возвратом дефектного и поставкой нового товара, относятся на продавца.
Рекламация по количеству или качеству товара должна быть заявлена покупателем продавцу в течение установленного в договоре срока (дни, месяцы) с момента поступления товара в порт назначения или с даты штемпеля пограничной станции страны покупателя (при наземных перевозках), а в отношении товаров, по которым установлен гарантийный срок, — в течение гарантийного срока. Рекламация должна быть подтверждена актом, составленным независимым сюрвейером. В рекламации указывают номер договора; транспортные реквизиты; наименование товара по договору; количество (качество) товара, по которому заявляется претензия; суть претензии; требование покупателя. Продавец должен дать обоснованный ответ на рекламацию в течение 45 сут с даты ее получения, в противном случае рекламация считается признанной продавцом в полном объеме.
Продавец может предъявить санкции покупателю в следующих случаях.
1.За задержку открытия аккредитива. При просрочке открытия аккредитива не по вине продавца и не по причине, освобождающей от ответственности покупателя, продавец вправе расторгнуть договор. О таком решении он должен известить покупателя в течение указанного в договоре срока со дня предусмотренного договором крайнего срока открытия аккредитива. Если продавец не даст такого извещения в установленный срок, договор остается в силе. Продавец имеет право на возмещение своих дополнительных расходов по товару (хранение и т.п.), а также на взыскание штрафа с покупателя за просрочку оплаты. Размер такого штрафа указывается в договоре в процентах от стоимости товара, например «из расчета 12 % годовых» или «Покупатель должен уплатить Продавцу пени в размере 0,1 % стоимости товара за каждые сутки просрочки, но всего не более 5 % стоимости товара».
2.За нарушение условия договора о запрете перепродажи товара, включая реэкспорт. В договор может быть включено условие, что покупатель не имеет права без письменного согласия продавца продавать поставленный ему товар, в том числе под другим наименованием или в другом виде, или под другими этикетками. Он также не имеет права ни непосредственно, ни через третьих лиц реэкспортировать данный товар без письменного согласия продавца. В случае нарушения этого условия договора продавец
имеет право взыскать с покупателя штраф в размере указанного процента стоимости товара, поставленного по договору, а также потребовать возмещения всех убытков, которые он, продавец, понес в результате такого нарушения договора.
3.За задержку подачи судна при сделках FOB При сделках на условиях FOB
покупатель в течение 15 сут после получения от продавца информации о готовности груза должен сообщить ему название судна и расчетное время прибытия судна в порт погрузки. В случае задержки с отгрузкой свыше 21 сут после назначенного срока вызванные этим расходы по консервации и хранению товара оплачивает покупатель.
Практическое занятие 2
Транспортно-экспедиционные операции в пути следования груза
Цель занятия: Изучить транспортно-экспедиционные операции в пути следования груза
Содержание занятия; Изучить группы транспортно-экспедиционных операций
1. Транспортно-экспедиционные операции в пути следования груза
Транспортно-экспедиционное обслуживание в пути следования включает в себя следующие группы операций:
• экспедиционные;
• агентские;
• перегрузка и проверка грузов в пути, досылка грузов.
Экспедиционные и агентские операции в первую очередь сводятся к слежению за перевозкой и уведомлению о ходе перевозки:
грузополучателя об отправлении в его адрес груза;
грузоотправителя (грузополучателя) о пересечении грузом государственной границы;
грузополучателя о подходе груза к месту назначения;
грузоотправителя (грузополучателя) о прибытии груза в порт, грузоотправителя (грузополучателя) о погрузке груза на бор судна и прибытии к месту назначения;
грузоотправителя (грузополучателя) о подходе порожнего груженого ТС соответственно;
грузоотправителя (грузополучателя) об обнаружении коммерческих неисправностей в пути следования;
грузоотправителя (грузополучателя) о выполнении графика доставки груза.
Кроме вышеперечисленного к экспедиционным относят следующие операции:
• ордерование — операция, связанная с распоряжением фрахтователя (по поручению грузоотправителя или грузополучателя) о следовании судна в тот или иной порт погрузки и выгрузки в случаях, когда в чартере они не указаны;
• остановка груза в пути следования и возврат груза. В договоре морской перевозки может содержаться право грузоотправителя остановить груз в пути (дать указание капитану вернуться обратно) в случае, если покупатель оказался не в состоянии оплатить товар или какие-либо расходы по грузу;
• изменение порта назначения. Данная операция может иметь место в случае, например, если коносамент индоссирован (передача права собственности на груз) на нового владельца, которому покажется целесообразным изменить порт назначения или выгрузить груз в другом попутном порту. В этом случае судовой агент должен проконсультироваться с капитаном судна об изменении порта назначения. Капитан должен
навести справки о возможности захода судна в новый порт и выгрузки в нем груза. После согласия капитана судна на изменение порта назначения агент в порту изначального назначения посылает извещение агенту в новом порту назначения о предполагаемой дате подхода судна. В свою очередь, грузополучатель (экспедитор) должен послать в новый порт назначения полный комплект оригиналов коносаментов. Изменение порта назначения безусловно повлечет дополнительные расходы, которые оплачивает сторона, потребовавшая это изменение;
• переадресовка груза в пути следования. На железной дороге грузоотправители или грузополучатели пользуются правом переадресовки груза принятого к перевозке В этом случае перевозчик (по заявлению грузоотправителя или грузополучателя в письменной форме) в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. При переадресовке груза на дальнейшую перевозку оформляют новую накладную. Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой груза, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществляется переадресовка грузов, в соответствии с договором.
В пути следования могут выполняться следующие агентские операции:
• перегрузка груза с фидерного судна на океанское. В этом случае агент судовладельца, который осуществляет доставку груза производит в порту перегрузки:
прием груза с фидерного судна и выгрузку его на причал-доставку груза с причала на склад или причал, где стоит океанское судно; сдачу груза на океанское судно;
• операции, связанные с передачей вагонов (грузов) с дороги на дорогу на пограничных станциях. На железнодорожном транспорте операции в пунктах перехода вагонов с грузом с одной железной дороги на другую, а также в пунктах перегрузки груза с железнодорожного на другой вид транспорта детально регламентированы в Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
Передача грузов и вагонов с одной железной дороги на другую на пограничных станциях производится на станции, принимающей груз. Сдающая сторона, в свою очередь, составляет на грузы передаточную ведомость, которая удостоверяет сдачу-приемку грузов с одной железной дороги на другую и служит документом учета движения внешнеторговых грузов за границу. Передаточная ведомость составляется в шести экземплярах (по три каждой стороне): один экземпляр — в таможенное учреждение своей стороны, второй остается в конторе передачи пограничной станции, а третий — в управлении своей железной дороги.
Наряду с передаточной ведомостью выписывается вагонная ведомость, которая служит для учета вагонов, находящихся за границей, и для расчета за пользование вагонами.
Операции, связанные с перегрузкой и проверкой грузов в пути следования, могут иметь место в случае, например, нарушения правил погрузки или производства маневров. Следствием этого может явиться повреждение ТС, транспортного оборудования или груза, что потребует перегрузки груза в другое ТС или транспортное оборудование.
Перегружают груз, только если дальнейшее следование ТС угрожает безопасности движения и может привести к утрате или порче груза, а исправить положение без разгрузки невозможно. При этом на месте, где производится перегрузка груза, обязательно проверяется наличие груза согласно документам.
В случае обнаружения порчи или повреждения груза составляется коммерческий акт, а при неисправности ТС или транспортного оборудования составляется также и технический акт.
Досылка груза может иметь место, например, в случае невозможности загрузить в одно ТС (из-за недостаточной грузоподъемности или грузовместимости) всю партию груза. Тогда часть груза будет отправляться отдельно по досылочной накладной к основной партии груза. Возникновение досылочной отправки оформляется коммерческим актом, в котором указывают обстоятельства, которые вызвали досылку груза.
Прибывшая в место назначения за основной партией груза досылка выдается грузополучателю на основании накладной на основную отправку и копии коммерческого акта о досылке.
Практическое занятие 3
Транспортно-экспедиционное обслуживание контейнерных грузов
Цель занятия: Изучить порядок транспортно-экспедиционного обслуживания контейнерных грузов
Содержание занятия; Изучить нормативные условия использования контейнеров
1 Транспортно-экспедиционное обслуживание контейнерных грузов
Требования современной экономики в повышении скорости доставки грузов с гарантированным уровнем качества достижимы только при использовании современных бесперегрузочных технологий, основой которых является контейнерная система перевозок. Контейнерная система представляет собой комплекс технических, технологических и организационных решений, обладающих определенной независимостью от вида используемого в доставке вида транспорта. Основой контейнерной системы является унифицированный типоразмерный ряд большегрузных контейнеров, в которых товар без перегрузки может следовать от изготовителя до потребителя. Доставка товара от продавца к покупателю с участием нескольких видов транспорта в международном сообщении по варианту «от двери до двери» в настоящее время немыслима без использования контейнеров.
Преимущество контейнерных технологий заключается в ускорении доставки грузов, обеспечении их сохранности, экономии за счет использования облегченной тары или только потребительской упаковки.
В целях обеспечения управляемости всего процесса доставки грузов по схеме «от двери до двери» грузовые операции по завозу-вывозу контейнеров должны выполняться с полным ТЭО, которое включает в себя:
оформление плановой, коммерческой и перевозочной документации;
прием груза в контейнерах с выдачей установленного документа на складах грузоотправителя и передача прибывшего груза и документов грузополучателю;
завоз-вывоз груженых и порожних контейнеров;
сопровождение груза;
производство расчетов за все операции.
Деятельность экспедиционных организаций объективно способствует вовлечению в контейнеризацию мелкопартионных грузов, а также грузов, ранее считавшихся неконтейнеропригодными.
2 Нормативные условия использования контейнеров
Согласно Международной конвенции по безопасным контейнерам, которая была открыта для подписания 31 декабря 1973 г., вступила в силу 6 сентября 1977 г., грузовой контейнер рассматривается как единица транспортного оборудования многократного применения.
В соответствии с определением Конвенции контейнер — это транспортное оборудование:
имеющее постоянный характер и достаточно прочно для многократного использования;
специально сконструированное для облегчения перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки находящегося в нем груза и с учетом необходимости удобного его крепления на ТС и обработки, для чего снабжено угловыми фитингами;
площадь которого, заключенная между четырьмя внешними нижними углами, составляет не более 14 м2 или не менее 7 м2 при наличии верхних угловых фитингов.
Согласно условиям Конвенции контейнеры могут изготавливаться из любого материала и считаются безопасными, если они выдержали без проявления достаточной деформации или неисправностей, которые могут повлечь за собой невозможность его использования, все испытания;
по подъему контейнера;
на штабелирование;
сосредоточенную нагрузку;
поперечную жесткость конструкции;
продольную нагрузку.
Установлены жесткие технические нормы и требования, которым должен отвечать испытуемый контейнер.
Среди правовых актов, регулирующих коммерческо-организационные вопросы осуществления международных контейнерных перевозок, необходимо выделить Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров 1972 г., цель которой — унификация и упрощение требований, процедур и правил пересечения контейнерами границ различных государств. В Таможенной конвенции изложены:
условия и процедура ввоза груженых и порожних контейнеров на территорию стран;
порядок временного использования контейнеров;
порядок допущения контейнеров к перевозкам под таможенными пломбами;
требования к маркировке контейнеров.
Согласно Таможенной конвенции контейнер — транспортное оборудование полностью или частично закрытое, вместимостью не менее 1 м3, отвечающее определенным требованиям к его конструкции и предназначенное для перевозки грузов. Принадлежностью контейнера могут быть холодильная установка (рефрижераторные контейнеры), поддоны для груза, устройства для размещения и крепления груза.
Практическое занятие 4
Тарифы на железнодорожном транспорте, водном транспорте
Цель занятия: Изучить тарифы на железнодорожном транспорте, водном транспорте
Содержание занятия; Изучить тарифы на железнодорожном транспорте, водном транспорте