Общие принципы составления графика движения поездов
График должен обеспечивать выполнение и перевыполнение плана перевозок пассажиров и грузов при наилучшем использовании пропускной способности. График движения составляется одновременно для всей сети железных дорог на годовой период времени. На зимний период график корректируется (очистка путей от снега).
Перед непосредственным составлением графика необходимо:
1. изучить все его нормативы;
2. заполнить колонки бланка графика;
3. нанести раздельные пункты;
4. наметить последовательность нанесения поездов на график в зависимости от категории.
Кроме всех нормативов необходимо иметь:
1. продольный профиль участка;
2. схемы станций;
3. данные о местной работе.
Общие принципы составления графика движения:
Поезда на графике прокладываются последовательно по их категориям: вначале – пассажирские в соответствии со схемой их обращения на данном направлении, после этого – ускоренные грузовые, далее – местные, а затем – остальные грузовые поезда.
Наиболее целесообразным необходимо считать следующий порядок составления графика:
1. на график накладываются пассажирские поезда;
2. составляется принципиальная схема графика движения поездов и оборота локомотивов для всего направления с учетом схемы графика местной работы участков;
3. на основе разработанной принципиальной схемы графика строятся подробные графики для каждого участка:
a. на однопутных линиях прокладка начинается с ограничивающего перегона, а затем график строится в обе стороны;
b. выбираются нитки графика для тяжеловесных поездов с учетом увязки их между участками и по обороту локомотивов.
Для дальних грузовых поездов график движения строится сквозным на всем пути их следования. Это обеспечивает согласованную работу смежных участков и повышает маршрутную скорость движения поездов. Сквозная прокладка также позволяет лучше увязать оборот поездных локомотивов.
Местные (сборные) поезда прокладываются на графике в соответствии с предварительно выбранными схемами их обращения. При этом должны быть обеспечены условия для наиболее рациональной организации грузовой работы на всех станциях участка.
Особо следует обращать внимание на подвод грузовых поездов к сортировочным, участковым и крупным грузовым станциям. Чтобы обеспечить пропуск сквозных поездов через эти станции с минимальными стоянками необходимо проверять в процессе составления графика загрузку их путей.
Если к станции примыкают однопутные и двухпутные участки с взаимно пересекающимися сквозными поездопотоками, то целесообразно начинать разработку графика с однопутных участков. Отработав график на однопутных участках, выбирают линии хода для поездов, переходящих на двухпутные участки.
При наличии участков с большой местной работой разработку графика начинают с них. Для согласования местной работы смежных участков и станций линии хода местных поездов (сборных, сборно-участковых, сборно-удлиненных) на этих участках должны быть взаимно увязаны во времени их прибытия с одного участка и времени отправления на смежный.
После составления графика проверяется:
1. соответствие количества проложенных поездов потребному;
2. соблюдение норм станционных интервалов;
3. соблюдение норм времени хода по перегонам;
4. времени стоянок грузовых и пассажирских поездов по станциям участка;
5. выполнение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад и времени нахождения локомотива на станциях основных и оборотных депо;
6. правильность присвоения номеров поездам;
7. соответствие числа поездов, одновременно находящихся по графику на каждом раздельном пункте, имеющемуся на них количеству приемоотправочных путей.
Инженер, составляющий график движения, должен знать схемы станций (их путевое развитие), участки и четко представлять порядок производства на них маневровой работы. Например, возможно ли параллельное выполнение операций по приему и отправлению поездов во время работы на станции со сборными поездами; на каких станциях маневровая работа выполняется с обгоном локомотива, сколько времени тратится на маневровую работу и ряд других особенностей.