Принцип свободы договора и его (то бишь принципа) ограничения.
Четыре аспекта свободы договора:
1. Свобода заключения договора. По общему правилу недопустимо понуждение к заключению договора.
Но есть исключения из этого правила: в некоторых случаях субъекты обязаны заключить договор.
В силу чего они обязаны:
1) В силу добровольно взятых на себя обязательств, скажем, например, в предварительном договоре.
2) Закон (как ГК, так и другие ФЗ) может предусматривать обязанность заключать договор. Классическим примером является публичный договор. У «сильной» стороны обязанность заключать договор с каждым, кто обратится. Это защищает интересы потребителей.
2. Второй аспект – свобода выбора контрагента.
Ограничения: Для субъектов, которые обязаны заключать договор в силу закона. Например, в публичным – обязанность заключить с любым, кто обратится.
3. Свобода выбора вида заключаемого договора:
1) Поименованные в законе.
2) Непоименованные договоры, которые не должны противоречить основным принципам ГК.
3) Смешанные договоры. Сочетают в себе элементы нескольких поименованных договоров (вы арендуете у меня велосипед на год, а я за это получаю в собственность самокат).
Здесь ограничение: признаки отдельных видов и подвидов договоров устанавливаются законом и поэтому стороны не вольны в произвольном порядке выбирать правовое регулирование для себя. То есть должны применяться нормы, соответствующие смыслу, сущности, существу этого соглашения.
4. Свобода в согласовании условий договора.
Нормы есть диспозитивные и императивные. То есть в диспозитивных стороны вправе устанавливать иные условий, отличные от диспозитивных норм, но ограничение – договор не может противоречить императивным нормам.
С ограничениями связан публичный договор.
Публичный договор.
Квалифицирующие признаки публичного договора:
1) Субъектный состав.
Специфика субъектного состава: мы стороны условно делим на «сильную» и «слабую».
«Сильная» сторона – ГК говорит, что это коммерческая организация, которая занимается продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. По смыслу ГК также это и (плюс сюда) индивидуальные предприниматели.
Закон говорит о специфике характера деятельности, из неё вытекает, что организация обязуется заключать договоры с каждым, кто обратиться.
Характер определяет сама организация, он может следовать из учредительных документов (но мы-то их не видим, когда идём туда), обозначение режима работы, рекламы и т.д.
«Слабая» сторона. В статье 426 ГК она называется потребителем в широком смысле (не только физические лица). В некоторых договорах это может быть только гражданин: например, бытовой подряд или перевозка в городских транспорте… В ряде других договоров могут быть и юридические лица: розничная купля-продажа…
2) Специфика условий этого будущего договора.
Они определяются «сильной» стороной, но, по терминологии ГК, они определяются «одинаково для всех потребителей».
Точнее всё-таки говорить о наличии одинаковых условий, то есть неперсонифицированности внутри одной категории клиентов (вклад пенсионный или молодёжный, дисконтные карты…). Так предлагает Концепция (об этом уже давно говорят).
Последствия отнесения договора к публичному:
1. Обязанность «сильной» стороны заключить договор с каждым обратившимся, но ГК подчёркивает, что «при наличии возможности предоставить соответствующие товары, услуги…».
2. У потребителя специфические права требовать понуждения к заключению в судебном порядке. Конечно, в розничной купле-продаже чего-то типа булочки сие крайне маловероятно, но вот, скажем, если организация – монополист в сфере энергетики, или газа в данном регионе… Можно в судебном порядке принудить к заключению договора.
Договор присоединения.
Статья 428 ГК РФ.
Признак – способ определения условий. Они устанавливаются одной стороной в стандартных формах.
Второй субъект имеет два варианта: принять предложенные условия без согласования либо отказаться от заключения.
Гражданский Кодекс не определяет сферу действия договора присоединения и его субъектов.
В действительности это сфера применения в отношениях, в которых заключаются однотипные договоры с большим числом клиентов (потребителей). Например, банковские вклады, договоры страхования, вуза с абитуриентами…
Связь с договора присоединения с публичным договором: многие договоры присоединения одновременно являются публичными, так как предполагает заключения с любым (тот же банковский вклад…).
Одна из характеристик не исключает, а дополняет друг друга. Публичность показывать субъектный состав…
Однако некоторые договоры могут и не быть публичными, например, вуз и абитуриент. Здесь есть условия поступления: аттестат, результаты ЕГЭ, вступительное испытание…
Содержание договора как совокупность его условий.
Надо различать:
1. Содержание договора как обязательства. Там содержанием будут права и обязанности сторон.
2. И второй аспект – содержание договора как соглашения. Здесь содержанием будет совокупность условий.
Нас интересует здесь второй аспект.
Группы условий:
1) Существенные.
2) Обычные.
3) Случайные.
Так выделяли интерпретаторы Рима.
Значение каждой группы условий.
Существенные условия.
Значение существенных условий: обязательно должны быть согласованы, иначе договор данного вида считается незаключённым. Эти условия невосполнимы законом.
N/B: различать договоры недействительные и незаключённые. Недействительный договор является юридическим фактом, то есть, есть соглашение, содержащие в себе пороки. Но недействительный договор есть, пусть и как нечто неправомерное. А незаключённый договор – это «правовое ничто», образно говоря. То есть отсутствие юридического факта как такового.
Отсюда, при недействительных договорах применяются нормы о последствиях недействительности, а при незаключённости договора нормы о неосновательном обогащении, потому что что-то передано без договора, без основания.
Существует четыре группы существенных условий:
1. В любом договоре это – условия о предмете. Существует специфика предмета в разных договорах, то есть разный набор характеристик. Например, в купле-продаже – предмет = наименование и количество (это следует из статьи 455 ГК РФ).
2. Условия, которые прямо названы как существенные в законе или ином правовом акте применительно к договорам данного вида. Например, в статье 942 ГК РФ названы существенные условия договора страхования.
3. Условия, названные как необходимые в законе или ином правовом акте для договоров данного вида.
Отличие от пункта два в том, что это косвенный способ изложения в законе существенных условий. То есть это означает, что из содержания норм или из определения договора явствует необходимость условия. Например, в статье 740 ГК РФ – в строительном подряде: «установленный договором срок» и «обусловленная цена». Из этого следует, что эти условия необходимые и, следовательно, существенные.
4. Условия, о необходимости включения которых в договор заявляет будущая сторона (например, в оферте). И тогда при несогласии другой договор не заключён.
Обычные условия.
Обычные условия, то есть они характерны для данного типа договоров и традиционно в них содержатся. Поэтому в литературе их иначе ещё иногда называют определимыми, то есть это означает, что при несогласовании их сторонами договор заключён и закон даёт критерии для их определения (установления).
И тут тоже два приёма:
· Прямое указание в законе в диспозитивной норме редакции несогласованного условия (закон прямо указывает, как должно это условие звучать, если вы его не указали). Например, порядок оплаты в договоре подряда: 711 статья ГК требует при несогласовании в договоре оплата после окончания работы в целом.
· Второй способ – определение в законе «каучуковых критериев», то есть оценочные. Например, разумный срок или «обычно предъявляемые требования к качеству».
N/B: в большинстве возмездных договорах цена, если она не согласована, является обычным условием. Обратить внимание на пункт 3 статьи 424 ГК РФ: речь идёт о «сравнимой цене за аналогичные товары, работы, услуги».
Сторона-истец, требующая оплату товара по договору, должна представить доказательства существования вот такой сравнимой цены. То есть это головная боль стороны, которая требует оплаты.
НО!!! В некоторых договорах закон прямо требует согласовывать цену, а, значит, цена – существенное условие для этих договоров. Например, купля-продажа недвижимости.
Случайные условия.
Случайные – это условия, не относящиеся к существенным и обычным для данного договора. Стороны вправе включать и другие условия, если они не противоречат закону и существу договора. Например, отлагательные и отменительные условия договора.
Если сторона в оферте требует их согласования, то условие переходит в разряд существенных для конкретного договора.
4. Заключение договора: стадии и порядок, преддоговорные споры.
Заключение договора предполагает две стадии: оферта и акцепт. Тот, кто совершает оферту – оферент, тот, кто отвечает – акцептант.
Общее правило: любая из будущих сторон может направить оферту.
Оферта.
Оферта предполагает четыре признака.
1. Первый признак. Оферта – это адресованность предложения одному или нескольким лицам, но конкретным лицам.
2. Достаточная определённость предложения. Этот признак надо, по мнению лектора, трактовать в связи с третьим признаком. Определённость означает, что в договоре есть все существенные условия будущего договора.
3. Указание в оферте всех существенных условий будущего договора (существенных как с точки зрения закона + то, что желает включить оферент).
4. Из оферты, из предложения должно вытекать намерение оферента считать себя связанным договором, если адресат даст положительный ответ.
При отсутствии хотя бы одного признака наше предложение не является офертой, а вызовом на оферту, то есть предложением сделать предложение.
В чём правовое значение оферты: она обязывает именно оферента. То есть она обязывает его «быть верным», то есть не отказываться от своего предложения в рамках срока для ответа.
Правовое значение приобретает оферта для оферента с момента получения адресатом и поэтому если отказ придёт ранее оферты или вместе с ней, то будет считаться, что оферта не состоялась.
После получения оферта по общему правила является безотзывной в пределах срока для ответа.
Есть два исключения:
1. Возможность отзыва может быть указана в самой оферте.
2. Во-вторых, возможность отзыва может вытекать из существа оферты или обстановки, в которой она сделана.
В остальных случаях отзыв оферты будет считаться необоснованным и не порождать правовых последствий для оферента. То есть если адресат ответит в обусловленный срок, то договор, несмотря на отмену оферты, считается заключённым. А при невозможности исполнения (вещь индивидуально-определённая, единичная и её уже нет) оферент несёт договорную ответственность.
Разновидностью оферты является публичная оферта. Отличие – адресованность n-ному числу лиц.
Эти предложения могут иметь два вида. Чаще они являются вызовом на оферту. Второй вариант – это может быть публичная оферта.
При каких условия это будет публичная оферта:
1) Указаны все существенные условия будущего договора.
2) Намерение заключить договор с каждым, кто отзовётся (например, в этом объявлении указывается срок действия данного предложения…).
В договоре розничной купли-продажи публичная оферта имеет весьма интересную особенность: пункт 2 статьи 494 ГК РФ, оттуда вытекает, что выставление товара в месте продажи независимо от указания существенных условий – уже есть оферта. Но оферта исключается, если продавец явно определил, что товар не продаётся (скажем, продано, отложено, или изучение покупательского спроса…).
Акцепт.
Акцепт – это согласие адресата с условиями оферты, то есть (а, следовательно) её принятие.
У нас «принцип зеркальности» оферты и акцепта, то есть признаки акцепта: во-первых, он должен быть полным, то есть согласие со всеми условиями оферты. И, во-вторых, безоговорочным. Адресат не только принимает условия оферты, но и не предлагает в ответе своих условий. В противном случае ответ – новая оферта, то есть лица поменялись ролями (местами).
Сроки для акцепта. Они зависят от условий и характера оферты.
1. В оферте указан срок. Следовательно, акцепт должен быть в рамках этого срока.
2. В оферте не указан срок.
1) Устная оферта. Ответ должен быть дан немедленно (в рамках разумного, в той же ситуации…). Иначе договор не заключён.
2) Письменная оферта.
а) Срок может быть указан в законе или ином правовом акте. Это редкость, скорее, когда заключение договора обязательно. Соответственно, здесь ответ должен быть дан в рамках этого срока.
б) Если нет указаний в законе, то тоже «каучуковая категория». Нормально необходимое время для ответа. Здесь учитывается место нахождения акцептанта и оферента, время пробега корреспонденции и тип избранной связи.
Момент заключения.
Вообще есть четыре концепции, но нам назовут две.
I. Момент направления акцептантом акцепта.
Недостаток какой: оферент пока ещё не имеет информации о положительном ответе.
II. Момент получения оферентом акцепта.
Именно этот момент закреплён в пункте 1 статьи 433 ГК РФ.
Получение акцепта, направленного в срок с опозданием (например, в связи с работой организаций связи).
Возможны два варианта:
1. Оферент принимает опоздавший акцепт и об этом сообщает акцептанту. Следовательно, договор заключён несмотря на опоздание.
2. Оферент не одобряет опоздания.
1) Он не хочет принять, не одобряет опоздания, но уведомляет просто о факте опоздания. Договор не заключён.
2) Оферент молчит, то есть не уведомляет ни о чём. Закон его за это наказывает – договор считается заключённым с момента получения акцепта. Здесь молчание предполагается как знак согласия.
5. Изменение и расторжение гражданско-правового договора: основания и порядок.
6. Толкование гражданско-правового договора: понятие и способы.