Смазочная система двигателя ЗиЛ-508.10

Смазочная система двигателя смешанная (под давлением и разбрызгиванием). На рис. 1-67 показана схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-508.10.

Для охлаждения масла двигатели ЗиЛ-508.10 снабжены масляным радиатором, установленным впереди жидкостного радиатора.

Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам вала привода распределителя зажигания и масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел масло подается под переменным давлением через пустотелую ось коромысел, в которую масло поступает через каналы, от среднего подшипника распределительного вала. К остальным трущимся деталям двигателя масло поступает свободно и разбрызгиванием.

Из масляного картера двигателя ЗиЛ-508.10 масло через неподвижный маслоприемник 16 поступает в масляный насос 1.

В нижней головке шатуна имеется отверстие. Когда оно совпадает с отверстием шейки коленчатого вала, масло струей подается на стенку цилиндра (см. рис. 1-67 III). Со стенки цилиндра оно снимается маслосъемным кольцом. Затем через отверстия в канавке маслосъемного кольца масло отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Смазочная система двигателя ЗиЛ-508.10 - student2.ru
Рис. 1-67. Схема смазочной системы двигателя ЗиЛ-508.10: 1 - масляный насос; 2 - канал для подвода масла от насоса к фильтрам; 3 - маслораспределительная камера; 4 - указатель давления масла (манометр); 5 - сигнализатор аварийного снижения давления масла; 6 - центробежный фильтр очистки масла; 7 - воздушный фильтр; 8 - кривошипно-шатунная группа компрессора, смазываемая разбрызгиванием; 9 - левый магистральный канал; 10 - трубка для подвода масла к компрессору; 11 - трубка для слива масла из компрессора; 12 - масляный радиатор; 13 - трубка для сливаемого масла из радиатора; 14 - полости для центробежной очистки масла в шатунных шейках коленчатого вала; 15 - правый магистральный канал; 16 - маслоприемник; 17 - трубка для подвода масла в масляный радиатор; 18 - кран масляного радиатора; 19 - канал в стойке коромысла клапана, 20 - полая ось коромысла; 21 - отверстие в шатуне для подачи масла на стенки цилиндра; I - поступление масла к осям коромысел; II - смазывание регулировочного винта и верхнего наконечника штанги; III - смазывание стенок цилиндра

Из переднего правого конца магистрального канала 15 масло через трубку 10 попадает к компрессору для смазывания разбрызгиванием кривошипно-шатунного механизма.

В средней шейке распределительного вала предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло попадает в головку цилиндров.

Из канала головки цилиндров масло через паз на опорной поверхности стойки оси и через зазор между стойкой и болтом крепления оси коромысел поступает в полость. Из полости масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел, а через канал в коромысле - к сферическому сочленению регулировочных винтов со штангами толкателей. Через имеющиеся зазоры во втулках подшипников масло стекает на поверхность головки цилиндров, откуда через два канала по концам головок сливается в картер двигателя.

Стержни клапанов в направляющей втулке и механизм принудительного вращения выпускного клапана смазываются масляным туманом и каплями масла, свободно стекающего из соединений механизма коромысел.

Масляный насос двигателя ЗиЛ-508.10. Используется шестеренный, двухсекционный масляный насос. Верхняя секция насоса подает масло в центробежный фильтр, а затем в смазочную систему двигателя. Рабочее давление, создаваемое в этой секции и в масляной системе, поддерживается редукционным клапаном, установленным в промежуточной крышке насоса и отрегулированным на давление 0,32...0,40 МПа (3,20...4,00 кгс/см2). При увеличении давления редукционный клапан перепускает часть масла из напорной полости масляного насоса во всасывающую.

При исправном редукционном клапане верхней секции и нормальных зазорах в подшипниках коленчатого вала давление масла в смазочной системе прогретого нового двигателя ЗиЛ-508.10 при частоте вращения коленчатого вала 1200 мин-1 должно быть не менее 0,22 МПа (2,20 кгс/см2).

В условиях эксплуатации минимальное допустимое давление масла в смазочной системе смазки должно быть при частоте вращения коленчатого вала 1200 мин-1 - 0,15 МПа (1,00 кгс/см2), при 500 мин-1 - 0,05 МПа (0,50 кгс/см2). При давлении масла ниже указанных значений эксплуатацию двигателя следует прекратить во избежание преждевременного выхода его из строя.

Если при проверке наблюдается отклонение от указанных контрольных значений, необходимо вынуть редукционный клапан в сборе и проверить состояние его деталей.

Максимальное давление в смазочной системе прогретого двигателя ЗиЛ-508.10 не должно превышать 0,5 МПа (5,0 кгс/см2) во избежание нарушения герметичности ротора центробежного фильтра.

Детали, очищенные от масляных осадков и промытые в керосине должны свободно перемещаться в корпусе редукционного клапана.

Из нижней секции насоса масло поступает в масляный радиатор через кран, ввернутый в корпус крышки насоса. Давление в этой секции поддерживается перепускным клапаном, установленным в корпус нижней секции и отрегулированным на давление 0,12...0,15 МПа (1,20...1,50 кгс/см2).

Длина пружины редукционного клапана верхней секции должна быть 59,5...62,7 мм в свободном состоянии и 50,75 мм под нагрузкой 71...83 Н (7,1...8,3 кгс); длина плунжера 24 мм.

Диаметр проволоки пружины редукционного клапана верхней секции 2 мм (сталь 65 Г).

Длина пружины перепускного клапана нижней секции насоса в свободном состоянии 35 мм, под нагрузкой 17...21 Н (1,7...2,1 кгс) 22 мм.

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя служит для принудительного отвода теплоты от нагретых деталей двигателя и передачи ее в окружающую среду для поддержания температурного режима двигателя в заданных пределах при экстремальных условиях эксплуатации и различных температурах окружающего воздуха.

В автомобильных двигателях примерно 30% теплоты, выделившейся в цилиндрах при сгорании топлива, передается деталям, соприкасающимся с горячими газами. Больше всего нагреваются стенки камеры сгорания, впускные и выпускные клапаны, стенки выпускных патрубков в головке цилиндра, поршни, гильзы цилиндров. Теплота передается и другим деталям, удаленным от внутрицилиндрового пространства. Их температура также не должна выходить за установленные предельные значения, для чего и от этих деталей необходимо отводить теплоту.

Система охлаждения должна отводить теплоту от всех нагреваемых деталей. Кроме того, при работе в нормальных (не экстремальных) условиях система охлаждения должна поддерживать наивыгоднейшее с точки зрения получения максимальной экономичности тепловое состояние двигателя. Жидкостная система охлаждения позволяет достичь этих целей и, кроме того, создать определенный резерв для работы двигателя (и автомобиля) в экстремальных условиях.

В двигателе ЗИЛ-508.10 применена жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и охлаждением ее трубчато-ленточным (змейковом) радиатором. Для увеличения- теплоотдачи в окружающую среду радиатор обдувается интенсивным потоком воздуха, создаваемым вентилятором. Жидкость, прошедшая через радиатор, вновь направляется в двигатель. Система охлаждения нормально работает при температуре окружающего воздуха до 50 °С, причем максимально допустимая температура охлаждающей жидкости может составлять 119 °С. Это возможно только при закрытой системе охлаждения, находящейся под давлением 100 КПа.

Наши рекомендации