Функции и уровни управления транспортом как системой. Основными вещественными элементами транспортной системы являются:
Основными вещественными элементами транспортной системы являются:
- пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами (здания, мосты, тоннели, путепроводы и другие искусственные сооружения), средствами сигнализации, централизации, блокировки и связи;
- транспортные средства (подвижной состав) различных видов транспорта (локомотивы, вагоны, суда, самолёты, автомобили и т.п.);
- погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой;
- материалы, топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу средств тяги и подъёмно-транспортных машин;
- промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств, необходимые для эксплуатации содержания основных фондов транспорта в технически исправном состоянии (заводы по ремонту локомотивов, вагонов, самолётов и др).
Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы. Однако, для того, чтобы рассматриваемое технологическое звено смогло обеспечить целенаправленный, упорядоченный и скоординированный транспортный процесс, к нему необходимо подключить управляющее звено, предназначенное для выработки и реализации управляющей функции.
Таким образом, транспорт, его крупные подразделения и отдельные предприятия структурно могут быть представлены двумя подсистемами – управляющей и управляемой (рис. 1.1).
Первая подсистема осуществляет интегративную «управленческую функцию», по своей природе она информационная. Эта подсистема настраивает весь транспортный комплекс так, чтобы он был устойчив, управляем и гармоничен, действовал целесообразно и развивался целенаправленно, посылая вещественно-трудовым элементам необходимую информацию.
Вторая подсистема осуществляет процесс транспортного производства, т.е. «технологическую функцию». Во второй ясно видны внутренние три блока: технический(функционирующие постоянные устройства и подвижной состав); технологический – совокупность или набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок; производственный коллектив – рабочие, служащие, специалисты.
Транспорт, как и любая другая отрасль материального производства, требует наличия несколько уровней управления. Структура управления транспортом включает:
- министерство транспорта (Министерство инфраструктуры Украины);
- главное управление видом транспорта (железнодорожным, морским, автомобильным и др.);
- объединения (управления и отделения железных дорог, пароходства и др.);
- линейные подразделения и предприятия (станции, порты, депо и др.).
Следовательно, управляющую подсистему транспорта можно представить как иерархическую структуру с несколькими уровнями управления. Для достижения цели, поставленной всей транспортной системе, каждый уровень управления вырабатывает и осуществляет свою конкретную управленческую функцию.
При существующей многоуровневой структуре управление на транспорте включает в себя следующие функции: руководство, технико-экономическое планирование, оперативное планирование и управление, контроль и регулирование. Первые четыре функции составляют в совокупности организационное управление транспортной системой и ее отраслями (рис.1.2).
Руководство транспортом осуществляется на государственном уровне Министерством транспорта и заключается в определении целей и критериев функционирования ЕТС страны и определения приоритетов и уровня развития отдельных видов транспорта.
Технико-экономическое планирование осуществляется на уровне руководства видами транспорта (Государственной администрацией железных дорог, департаментом морского транспорта и т.д.). Оно делится на перспективное (на 2-3 года) и текущее (на 1 год), и заключается в определении путей, комплекса мер и ресурсов для достижения цели, поставленной на Государственном уровне.
Оперативное планирование и управление осуществляется на уровне транспортных объединений (управлений и отделений железных дорог, пароходств и др.).
Контроль и регулирование осуществляется на уровне линейных подразделений и предприятий транспорта.
В совокупности контроль и регулирование представляют собой технологическую функцию управления перевозочным процессом.
Контроль - совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения нормального хода транспортного процесса.
Регулирование - действия персонала, направленные на поддержание хода перевозочного процесса в заданном режиме в рамках показателей, установленных плановыми и нормативными документами.