Назначение и конструктивные особенности.
КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 3
«Назначение, устройство, изготовление, проектирование, правила и порядок освидетельствования баллонов для газового топлива (сжиженный нефтяной и компримированный природный газы)»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Разработаны: проф., д.т.н. Бышовым Н.В., ст. преп. Корнюшиным В.М. |
РЯЗАНЬ 2015
Лабораторная работа № 3.
«Назначение, устройство, изготовление, проектирование, правила и порядок освидетельствования баллонов для газового топлива (сжиженный нефтяной и компримированный природный газы)»
1. Цель и задачи работы.
1.1. Изучить назначение, конструктивные особенности, правила и порядок освидетельствования баллонов для газового топлива (сжиженный нефтяной и компримированный природный газы).
1.2. Получить практические навыки по методике проектирования баллонов для сжиженного нефтяного газа.
2. Литература:
2.1. Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудова-
ния автомобилей. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2.2. Григорьев Е.Г., Колубаев Б.Д., Ерохов В.И. и др. Газобаллонные
автомобили. — М.: Машиностроение, 1989.
2.3. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работаю- щих под давлением. ПБ 10-115-96, Госгортехнадзор РФ. — СПб.: Издательство «Деан», 2000.
2.4. ОСТ 37.001.653 — 99. Газобаллонное оборудование для транспорт-
ных средств, использующих газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования и методы испытаний.
2.5. ГОСТ Р 51753-2001 «Баллоны высокого давления для сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах».
2.6. ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Рр<19,6 МПа (200 кгс/см2)».
3. Оборудование, приборы, инструмент.
3.1. Наглядные стенды, показывающие работу автотракторной техники на сжиженном нефтяном и компримированном природном газах.
3.2. Автомобильные газовые баллоны для сжиженного нефтяного и компримированного природного газов.
3.3. Учебные плакаты, методические указания к лабораторной работе (кафедра ЭМТП).
4. Указания по технике безопасности при проведении работы.
При проведении работы следует строго соблюдать все правила поведения, изложенные в «Инструкции по технике безопасности и охране труда для обучающихся в учебной аудитории».
Баллоны для сжиженного нефтяного газа.
Назначение и конструктивные особенности.
Баллон газовый предназначен для безопасного хранения возимого на автомобиле запаса сжиженного нефтяного газа.
Баллон устанавливается в багажном отделении или на раме автомобиля.
Газовый баллон (рис. 1) представляет собой сосуд с цилиндрической средней частью и сферическими днищами, цилиндрическая часть из листовой углеродистой стали (Ст3) сварная с продольным швом. На переднем днище газового баллона грузовых автомобилей с объёмом более 160 л установлена унифицированная арматура: наполнительный вентиль 3, расходные вентили 8и 2 соответственно для газообразной и жидкой фаз, предохранительный клапан 4, вентиль максимального уровня 7 и датчик 6указателя уровня СНГ.
Для легковых автомобилей выпускаются только баллоны, на которых все вентили конструктивно объединены в один узел – мультиклапан.
Рис. 1. Газовый баллон с арматурой для СНГ грузовых автомобилей:
1—днище баллона; 2 — расходный вентиль жидкой фазы; 3 — наполнительный вентиль; 4 — предохранительный клапан; 5 — крестовина; 6 - датчик указателя СНГ; 7 —контрольный вентиль; 8 — расходный вентиль газообразной фазы; 9 — маркировочная табличка; 10 — пробка; 11— обечайка
Рабочее (номинальное) давление в баллоне - 1,6 МПа (16 кгс/см2).
Баллон должен периодически подвергаться испытаниям в соответствии с правилами, утвержденными Госгортехнадзором.
На каждый баллон устанавливается металлическая маркировочная табличка, на которой указаны: обозначение баллона, его номер, масса, объем, испытательное давление и дата испытания баллона.
Паспорта на баллоны емкостью до 100 литров согласно правилам Госгортехнадзора не прикладываются, и все данные выбиваются на табличке.
Давление сжиженного нефтяного газа (насыщенных паров) в баллоне зависит от изменения температуры окружающей среды, состава газа и находится в пределах от 0,07 до 1,6 МПа при изменении температуры окружающей среды от минус 35°С до + 45°С. Заполнение баллона сжиженным газом производится только на 80% полного объема с автоматической отсечкой; 20% объема предусмотрено на страховку от расширения жидкого газа при нагревании вследствие его большого коэффициента объемного расширения.
Давление газа в баллоне, заполненном не более чем на 80 % объема, не зависит от количества находящегося в нем газа, а зависит только от температуры среды (при +20°С - 0,8 МПа (8 кгс/см2)).
Заполнение баллона более чем на 80 % категорически запрещается.
Отсутствие газопаровой подушки в баллоне даже при незначительном повышении температуры газа приводит к резкому повышению давления в баллоне (примерно 0,7 МПа (7кгс/см2) на каждый градус повышения температуры). При этом давление разрыва баллона при изготовлении должно быть не менее 7,5 МПа (75 кгс/см2).
Баллон газовый крепится неподвижно на кронштейнах с помощью натяжных лент. Элементы крепления баллона не позволяют баллону изменять свое положение при ударах автомобиля спереди и сзади.