Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат
Определение оптимального срока замены
Транспортного средства
Цель занятия– изучение метода определения срока замены
транспортного средства, основанного на точном учете затрат на ремонт в процессе его эксплуатации, а также на маркетинговых исследованиях рынка транспортных средств, бывших в употреблении.
Транспортные расходы, в том числе расходы на содержание
транспортных средств, в структуре затрат на логистику занимают
свыше 40%. Сократить этy статью расходов позволит своевременная
замена транспортного средства.
Решение данной задачи основано на понимании того, что всякое
транспортное средство (автомобиль, погрузчик и т.д.) несмотря на
массовый характер сборки, «болеет по-своему», т.е. в процессе эксплуатации имеет индивидуальную динамику расходов на ремонт. Система учета затрат, направленных на поддержание работоспособности транспортного парка, должна обеспечивать выявление слабой техники, замену которой необходимо осуществлять в первую очередь.
На практике данная задача ставится и решается, прежде всего, на
предприятиях, имеющих в своем составе службу логистики.
Практические задания
Задание 1.Автомобиль, купленный за 40000 руб., эксплуатировался 6 лет, ежегодно проезжая по 20 тыс.км. Годовые затраты на ремонт приведены в графе 3 таблицы 4.14. В ней же указана рыночная
стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации (гр. 4).
Определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.
Методические указания
Для определения точки (срока) замены необходимо определить
две следующие зависимости:
F1(x) – зависимость расходов на ремонт, приходящихся на едини-
цу выполненной автомобилем работы, от количества выполненной
работы;
F2(х) – зависимость расхода капитала, приходящегося на единицу
выполненной работы, от количества выполненной работы.
Найденные зависимости позволят определить функцию F(x) – зависимость суммарных затрат, т.е. расходов на ремонт и расхода капитала, от величины пробега. Минимальное значение функции F(x) и укажет срок замены транспортного средства.
Количество выполненной работы будем измерять пробегом автомобиля.
Расчет точки замены рекомендуется выполнить по форме, представленной в таблице 4.15.
Для определения F1(х) необходимо:
1) определить затраты на ремонт нарастающим итогом к концу
каждого года эксплуатации. По результатам расчетов заполнить графу
4 таблицы 2;
2) определить затраты на ремонт в расчете на 1 км пробега автомобиля. Для этого затраты на ремонт к концу n-го периода, исчисленный нарастающим итогом (т.е. данные гр. 4 табл. 2), необходимо разделить на суммарный пробег автомобиля к концу этого же периода.
Полученные результаты заносятся в графу 5, данные которой в совокупности образуют табличную запись функции F1(х);
3) для определения F2(х) необходимо определить величину потребленного капитала к концу каждого периода эксплуатации. Эта
величина рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью автомобиля (40000 руб.) и его стоимостью на рынке транспортных средств, бывших в употреблении, к концу соответствующего периода эксплуатации (данные гр. 6). Найденные значения потребленного капитала вносятся в графу 7 итоговой таблицы.
Нужно определить величину потребленного капитала в расчете на
1 км пробега автомобиля. С этой целью значения графы 7 необходимо
разделить на соответствующие величины пробега (данные гр. 2). Результаты, образующие множество значений функции F2(х), заносятся
в графу 8.
Для определения F(x) необходимо определить общие затраты в
расчете на 1 км пробега. Для этого следует построчно сложить данные
граф 5 и 8, а результаты вписать в соответствующие строки графы 9.
Они образуют множество значений целевой функции F(x), минимальное значение которой указывает на точку замены автомобиля.
Графы 2, 4 и 6 заполняются либо на основании исходных данных,
приведенных в таблице 4.14, либо в соответствии с отдельным вари-
антом задания.
Заполнив все графы таблицы 4.15, мы завершили определения
функции F1(х), F2(х) и F(x) в табличной форме. Для лучшего же усвоения материала перечисленные зависимости рекомендуется оформлять и в графической форме.
В завершение данной темы можно рассчитывать потери, связанные с заменой транспортного средства, отличающихся от оптимального сроков.
Для применения этого метода на предприятии служба логистики
должна обеспечить точный учет расходов на ремонт каждой единицы,
используемой в логистических процессах техники и привязке к количеству работы, выполненной данной единицей. В нашем примере количество работы измерялось пробегом транспортного средства. Для
погрузочно-разгрузочной техники, обеспечивающей выполнение
большинства логистических операций, объем произведенной работы
измеряют количеством отработанного времени, для чего на современных погрузчиках устанавливают часовые механизмы, фиксирующие
отработанное время.
Учет затрат на ремонт позволяет определить лишь одну из двух
зависимостей, необходимых для принятия решения о замене техники.
Другая зависимость определяется в результате проведения маркетинговых исследований, включающих анализ состояния и прогноз развития рынка подержанной техники.
Задание 2.Автомобиль, купленный за 160000 руб., эксплуатировался 10 лет, ежегодно проезжая по 15 тыс. км. Годовые затраты на
ремонт приведены в графе 3 таблицы 4.16. В ней же указана рыночная
стоимость автомобиля к концу каждого года эксплуатации (гр. 4).
Необходимо определить срок замены транспортного средства методом минимума общих затрат.
Таблица 4.16
Исходные данные для расчета точки минимума общих затрат