Ii. основная часть занятия 5 страница
Ход занятия.
I. Оргмомент
1. Знакомство с темой занятия.
Дефектолог: К нам на занятие заглянули два брата. Их имена очень похожи друг на друга, а братья совсем не похожи. Один брат высокий и худой, второй – маленький и полный. Высокого брата звали Том, а маленького – Тим. Подумайте и скажите, с какими парными согласными звуками дружат Том и Тим? (Со звуками Т – Т’.) Запишите имена героев занятия.
2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков занятия (задание 1, с. 22).
Дефектолог: Произнесите сначала звук Т, а потом Т’. Сравните звуки между собой.
Т – согласный, твердый, глухой, на письме обозначаем синим закрашенным кружком, соответствуют синие наушники.
Т’ – согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком, соответствуют зеленые наушники.
2. Развитие фонематического восприятия.
Дефектолог: Послушайте звуки, слоги и слова, поднимите соответствующий символ:
- звуки: Т, Д, Б, Т, Д, В, И, Т;
- слоги: ПА, ТА, ТУ, ТЯ, ТИ, ДИ, ТО, ТЫ, ТЕ;
- слова: дом, пот, тень, танк, тина, хвост, мост.
3. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Дефектолог: Прочитайте слоговой ряд (запись на доске) и постарайтесь его запомнить, запишите каждый ряд по памяти.
ТА – ТО – ТЫ ТИ – ТЕ – ТА – ТИ
ТУ – ТЮ – ТЮ ТЫ – ТЕ – ТЕ – ТЫ
4. Работа по обогащению словаря на изучаемые звуки.
Дефектолог: Рассмотрите картинки, запишите названия профессий, укажите в словах наличие звуков занятия.
Картинки: пианист, футболист, хоккеист, тракторист, танкист, библиотекарь, портной, скульптор, фотограф, архитектор, строитель.
5. Физминутка.
Дети декламируют текст стихотворения и выполняют движения по тексту.
Быть шофером хорошо,
А летчиком лучше.
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели».
6. Работа по дифференциации Т – Т’ на уровне предложения (задание 4. с. 22).
Дефектолог: Закончите предложения с помощью картинок.
Картинки: метла, топор, молоток, трава, туфли.
Двор подметают ... .
Дрова рубят ... .
Гвозди забивают ... .
На лугу растет сочная ....
В шкафу стоят новые ....
7. Дифференциация Т – Т’ в тексте.
Дефектолог: Послушайте рассказ. Прочитайте план рассказа, записанный на доске. Запишите рассказ по плану (запись на карточках).
Каток
Наступила зима. На улице холодно. Стужа. Деревья, крыши домов, тротуары - все покрыто снегом. Реки затянуты льдом. Этому очень рады дети. В школьном дворе они расчистили площадку. Потом залили ее водой. Получился отличный каток. Мальчики и девочки весело бегут с коньками.
План рассказа
1. Зима. Природа зимой.
2. Как залить каток?
3. Каток – радость для детей.
III. Итог занятия (задание 5, с. 23)
Дефектолог: «Раздайте» картинки Тиму и Тому: проведите линии от картинок со звуками Т и Т’ к каждому брату.
ЗАНЯТИЕ 30
Тема: Дифференциация звуков Д – Д’, Т – Т’.
Цели и задачи: закрепить знания детей о звуках Д – Д’, Т – Т’; учить детей дифференцировать звуки занятия; обогащать словарь детей; развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знание языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов.
Оборудование:символы для обозначения звуков занятия; карточки для индивидуальной работы; картинки – уточка и удочка; изображение замков с написанными на них слогами; предметные картинки с изображением предметов, необходимых героям сказки.
Ход занятия.
I. Оргмомент
1. Развитие фонематического восприятия.
Дефектолог: Рассмотрите предметные картинки и назовите звуки, которыми различаются слова, обозначающие данные предметы. (Звуки Д - Т.)
Картинки: уточка - удочка.
2. Сравнительная характеристика звуков ( задание I.с. 22).
Д – согласный, звонкий, твердый, соответствует синему звонку, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
Д’ – согласный, звонкий, мягкий, соответствует зеленому звонку, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком.
Т – согласный, глухой, твердый, соответствует синему наушнику, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.
Т’ – согласный, глухой, мягкий, соответствует зеленому наушнику, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Дифференциация звуков занятия в слогах.
Дефектолог: Рассмотрите карточки, прочитайте буквы и составьте из них слоги. Запишите слоги парами по звонкости-глухости (запись на доске), укажите в них наличие звуков занятия.
Дефектолог: Припомните обозначение звуков на письме. Рассмотрите элементы букв и обведите только те из них, которые подходят для букв Д – Т (задание 6, с. 23).
2.Припоминание литературного произведения. Развитие зрительного восприятия (задание 7. с. 23-24)
Дефектолог: Обведите картинки и назовите героев занятия. Из какой сказки они пришли? Кто автор этой сказки? (А. Волков «Волшебник Изумрудного города».)
Картинки: собачка Тотошка, девочка Элли, Дровосек, Страшила, Трусливый лев.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Дефектолог: Назовите еще раз имена героев и определите, какие звуки нашего занятия подойдут для каждого из них. Запишите имена героев (запись на доске). Укажите звуки Д – Д’, Т – Т’
4. Дифференциация Д – Д’, Т – Т’ в словах (задание 8, с. 24).
Дефектолог: Помните, когда друзья добирались до Изумрудного города, на их пути было много препятствий. Но они преодолели их. Сегодня мы постараемся повторить путь героев сказки и попробуем добраться до цели. Задача сложная, но вместе мы обязательно справимся с ней. Нас не должны страшить ни саблезубые тигры (дефектолог выставляет на доску их изображения), ни злая волшебница Бастинда, ни летучие обезьяны, ни ужасный Людоед.
Вы готовы? Тогда в путь! (Дефектолог выставляет на доску изображение дремучего леса, крепости Людоеда, замка Бастинды, Изумрудного города и предлагает детям восстановить последовательность событий.) В результате получается такой план: встреча с Бастиндой, замок Людоеда, загадочный лес с саблезубыми тиграми и наконец Изумрудный город. Итак, мы спешим в Изумрудный город и на пути встречаем злую волшебницу Бастинду. Вставьте подходящие буквы в слова и назовите соответствующие звуки.
…ОМ – …ОМ …ЕНЬ – …ЕНЬ
…УШ – …УШБ …ОЧКА – …ОЧКА
5. Работа по слоговому анализу и синтезу (задание 9, с._24}.
Дефектолог: Вы справились с заданием волшебницы. Молодцы! Можно двигаться дальше. Но что это там виднеется впереди? (Это замок Людоеда.) Злодей заманил Элли с Тотошкой в крепость, и им грозит беда. Бедная девочка сидит в комнате под большим замком. Как ее освободить? (Нужно найти ключ от замка.) Верно. Помогите Элли: вставьте слоги-ключи в слова и освободите Элли из замка Людоеда.
Образец: __ван – диван.
во… ро… …бун …мик
пло… …тя бан…ки де…
6. Физминутка.
Дефектолог: Ура! Дверь открыта! Скорее продолжим наш путь. Но вот беда. Дровосеку нужно добавить немного масла во все детали, а у Страшилы растрепалась вся солома. Пока наши герои приводят себя в порядок, мы разучим новую зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять, | Стучат в беспорядке пальчиками по столу. |
Вышел дождик погулять. Шел неспешно, по привычке, | Стучат попеременно пальчиками по столу, затем одновременно. |
Акуда ему спешить? Вдруг читает на табличке: | Ритмично стучат кулачками по столу. |
«По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: — Ох! | Ритмично хлопают в ладоши |
И ушел. Газон засох. | Стучат в беспорядке пальчиками по столу. |
7. Закрепление знаний о родственных словах (задание 10. с. 24-25).
Дефектолог: Посмотрите, совсем немного осталось до Изумрудного города. Вот перед нами последнее препятствие – темный и непроходимый лес, где водятся саблезубые тигры.
Саблезубые тигры пропустят только того, кто сможет объединить слова в группы (подчеркните каждую группу родственных слов линией своего цвета). Запишите эти группы слов. Выделите звуки Д-Т.
Образец: холод, холодный, холодно.
Какие слова лишние? Почему?
ПРУД
МОСТЫ
СЛЕДЫ
ГРАД
ТЕПЛО
ГОДА
ГОРОДА
ПАРАДЫ
МОСТ
МОСТИК
НАСЛЕДИТЬ
ГОДОВОЙ
ТЁПЛЫЙ
ГОРОДСКОЙ
ПАРАДНЫЙ
ПРУДИК
МОСТИТЬ
ПОТЕПЛЕНИЕ
СЛЕДОПЫТ
ГОДИК
СЛЕДОВАТЬ
ГОРОДОК
ГОРОДИЩЕ
ЗАПРУДА
ЗАПРУДИТЬ
ЗАМОСТИТЬ
РАДОВАТЬ
III. Итог занятия (задание 11, с. 25)
Дефектолог: Наконец, мы добрались до Изумрудного города. Добрый волшебник Гудвин встречает гостей. Он выслушивает каждого и выполняет желания героев. Вспомните, о чем просил каждый из героев сказки?
Дефектолог выставляет напротив каждого героя то, что он просил у Гудвина. Дети называют дары волшебника и определяют в словах звуки занятия, дают характеристику звукам.
ЗАНЯТИЕ 31
Тема:Дифференциация звуков Д – Д’, Т – Т’ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: учить детей дифференцировать звуки Д – Д’, Т – Т’ в словосочетаниях, предложениях и тексте; закреплять знания временных отношений; обогащать словарь детей; развивать фонематическое восприятие; формировать навыки работы с деформированным текстом, навыки фонематического анализа и синтеза, работы на уровне словосочетания.
Оборудование: предметные демонстрационные картинки с изображением девочки Элли, собачки Тотошки, Урфина, Джюса, деревянных солдат, лодки; карточки с записанными на них словами.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Закрепление знания временных отношений.
Дефектолог: Ответьте на вопросы.
- Назовите последний месяц года. (Декабрь.)
- Назовите последний месяц весны. (Март.)
- Припомните первый день недели. (Понедельник.)
- Припомните название месяца, когда дети первый раз идут в школу. (Сентябрь.)
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске (задание 12, с. 25).
Дефектолог: Соберите половинки фруктов и прочитайте слова. Выделите буквы Д, Т. Припомните и дайте характеристику звуков, обозначенных этими буквами.
II. Основная часть
1. Определение общего и частного.
Дефектолог: Прочитайте слова и объедините их в группы по какому-либо признаку.
Слова (запись на карточках):мед, улей, кусты, деревья, грибы, лес, пчела, уха, город, рыболов, ягоды, дома, деревня, изба, вода, берега, теченье, тротуар, толпа, дороги, колодец, сарай, озеро, река, мост, рыба, цветы, коровы, рыбалка.
Вывод: пчела – мед, улей, цветы; лес – кусты, деревья, ягоды, грибы; город – дома, тротуар, дороги, толпа; деревня – изба, колодец, сарай, коровы; рыбалка – река, рыба, вода, теченье, рыболов, уха.
2. Знакомство с героями занятия (задание. 13, с. 26).
Дефектолог: На прошлом занятии мы совершили путешествие в Изумрудный город. Вы знаете, что на этом приключения Элли и ее друзей не закончились. Сегодня у нас есть возможность поплыть по подземной реке в Подземную страну и посетить город, где живут интересные и трудолюбивые люди. Те, кто хочет отправиться вместе с нами, могут приступать к первому заданию.
С каким звуком (буквой) дружит каждый герой сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»? Запишите эти буквы.
Девочка Элли – … Дровосек – …
Страшила – … Тотошка – …
Трусливый лев – … Гудвин – …
Бастинда – … Саблезубые тигры – …
3. Развитие зрительного внимания и фонематического восприятия (задание 14, с. 26).
Дефектолог: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Мы плывем по подземному коридору довольно долго. Немного страшно. Что это там виднеется вдали? Впереди показался слабый свет. Кто здесь может жить?
Перед нами возникает небольшой остров. Причаливаем. Выходим на каменистый берег. Да это же жилище злого волшебника Урфина Джюса, который мастерил деревянных солдат. А вот и он сам. Урфин Джюс приглашает гостей в дом. Но Элли знает о коварности волшебника и не хочет здесь оставаться надолго.
Давайте постараемся как можно скорее избавиться от компании Урфина Джюса и сбежим. Восстановите словосочетания: замените в словах букву Д буквой Т и наоборот. Запишите словосочетания. Выделите буквы Д – Т.
ДРУТНОЕ ТЕЛО – …
ЧИСДАЯ ТЕДРАТЬ – …
СЛАДКИЙ ДОРД – …
ДЕНИСДЫЙ САТИК – …
ТУБОВЫЙ СДОЛ – …
СДАРЫЙ ХОЛОТИЛЬНИК – …
ТУШИСДЫЙ ЛАНТЫШ – …
4. Физминутка.
Дефектолог: Чтобы сбежать от Урфина Джюса, нужно сложить из спичек картинки. Выложите из спичек (импровизация):
- «Лесенку»;
- «Домик»;
- «Лодку».
5. Дифференциация звуков Д – Д’, Т – Т’ в словах. Подбор слов на заданные звуки.
Дефектолог: Вы отлично справились с заданием. Урфину Джюсу ничего не остается, как отпустить девочку Элли и показать нам дорогу к подземному городу.
Подумайте и запишите, что может привезти в подарок жителям подземного города Элли от Урфина Джюса.
Приблизительный перечень слов: кисточки, карандаши, дрова, конструктор, фломастеры, тетради, деревянные столы и стулья...
6. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне предложения.
Дефектолог: Вот мы и добрались до подземного города, жители радостно встречают нас на берегу. Элли раздала им подарки. Теперь можно поиграть. Выберите из представленных символов те, что подходят к словам в предложениях. Запишите предложения (запись на карточках) и укажите звуки занятия в словах.
У На…аши ес…ь цве...ные каран...аши.
...е....ушка копае... в огоро...е кар...ошку.
...я...я Коля лови... на озере рыбу.
...аша с…ирает на озере бельё.
Ан...рей копае... за сараем червей ...ля рыбалки.
Ан...он взял у...очку и пошёл на пру... лови... рыбу.
7. Дифференциация звуков Д – Д’, Т – Т’ на уровне текста (задание 15. с. 26-27).
Дефектолог: Целый день Элли гостила в подземном городе, но пришло время прощаться, нам пора возвращаться домой.
Жители просят вас расшифровать рассказ, который они сочинили, используя символы занятия, и прочитать его для Элли и Тотошки.
Итог занятия
Дефектолог: Вот закончилось и это путешествие. Дома Элли расскажет маме и папе о том, кого она встретила в подземелье, и о том, как проводила время в гостях у подземных жителей.
А мы постараемся припомнить и назвать парные слова, в которых звуки Д – Т, Д’ – Т’ менялись местами.
ЗАНЯТИЕ 32
Тема: Дифференциация звуков З – З’.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками З – З’; учить соотнесению звука с символом и буквой, дифференциации звуков З – З’ изолированно, в слогах, словах, в словосочетаниях и предложениях, определению положения звуков (начало, середина, конец) в словах; формировать навыки звукового анализа и синтеза на уровне слога и слова; уточнять и обогащать словарь детей; закреплять умение составлять предложения из слов; обучать работе со схемами предложений.
Оборудование: символы для обозначения звуков З – З’; зеркала (на каждого ребенка); пособие «Слоговые кубики»; разрезанные картинки «заяц» и «зебра»; индивидуальные карточки с заданиями; карточки с записанными на них прилагательными; карточки со схемами предложений, предложениями.
Ход занятия.
I. Оргмомент
1. Развитие слухового внимания.
Дефектолог: Послушайте стихотворения и скажите, о какой букве идет речь? (О букве З)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
Извиваюсь, словно змейка
Срисовать меня сумей-ка!
2. Соотнесение буквы со звуками, которые обозначает буква З.
Дефектолог: Скажите, какие звуки может обозначать буква З? (Звуки З, З’)
3. Сделать вывод и сформулировать тему занятия.
II. Основная часть
1. Знакомство со звуками З – З’.
Дефектолог: Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки З – З’? Норма артикуляции:
- губы в улыбке;
- зубы почти сомкнуты;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- работают голосовые связки;
- звук может звучать мягко или твердо.
2. Запись характеристик выделенных звуков. Сравнение звуков З – З’. Определение сходства и различия (задание 1, с. 27).
З – согласный, звонкий, твердый, ему соответствует синий звонок, на письме – синий незакрашенный кружок.
З’ – согласный, звонкий, мягкий, ему соответствует зеленый звонок, на письме – зеленый кружок.
3. Развитие навыков конструирования. Развитие зрительного восприятия.
Дефектолог: Отгадайте героев сегодняшнего занятия, собрав их изображения из частей.
Дефектолог раздает детям части разрезных картинок, изображающих зебру и зайца.
4. Знакомство с героями занятия и выделение звуков З – З’ в словах.
Дефектолог: Назовите первые звуки в словах «зебра» и «заяц», дайте характеристику данным звукам.
5. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза (задание 2. с. 27).
Дефектолог: Составьте и запишите слоги, соединяя согласную букву З с каждой из гласных по очереди. Прочитайте слоги. Выделите твердые и мягкие звуки З.
Слоги: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЕ, ЗИ, ЗЯ, ЗЮ.
6. Развитие слогового анализа на уровне слова.
Дефектолог: Однажды заяц пришел к зебре и принес интересную игру. Но друзья не смогли разобраться, как в нее играть.
Помогите зебре и зайцу. Прочитайте слоги на кубиках и составьте их них слова.
Дефектолог: Что общего между всеми получившимися словами? (Во всех словах есть звук З.) Найдите среди всех слов лишнее. Почему оно лишнее? (Заноза – два раза встречается З.)
Слоги на гранях первого кубика | Слоги на гранях второго кубика |
за гла гро ко за за | бор зок за зы бор ноза |
7. Дифференциация слов со звуками З – З’.
Дефектолог: Зебра и заяц благодарят вас за помощь. Они приглашают вас в гости. Давайте выберем подарки для них. Для зайца слова со звуком 3, а для зебры – со звуком 3’. Запишите слова в два столбика (запись на доске) и отметьте звуки занятия.
Слова для записи: газета, зонтик, заколка, розы, незабудки, зерно, занавески, комбинезон, зима, земля, козявка.
8. Физминутка.
Дефектолог: Зебра и заяц решили немного отдохнуть. Зебра никогда не видели снега, и заяц решил научить ее лепить снежки из невидимого снега.
Дети выполняют действия по тексту.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Крепкий, ровный, очень гладкий,
Но совсем, совсем не сладкий.
9. Развитие звукового анализа и синтеза.
Дефектолог: Помогите зебре и зайцу закончить слова – подберите слоги с их любимыми согласными (запись на карточках).
Слова: ...БРЫ, ...ОПАРК, ...РЯД, ...ЛЁНКА, ...БОР, ...СОВ.
Слоги: ЗУ, 30, ЗЕ, ЗА.
10. Развитие фонематического анализа на уровне словосочетания.
Дефектолог: Подберите признак к предмету так, чтобы получилось словосочетание (работа с карточками). Запишите словосочетание и укажите место звуков З – З’.
Карточки с картинками | Карточки с записанными на них словами-признаками |
забор | зелёный |
солнце | знойное |
зерно | золотое |
киоск | газетный |
роза | розовая |
11. Работа на уровне предложения.
Дефектолог: Рассмотрите схемы предложений и прочитайте текст. Подберите предложения к схемам. Запишите по одному предложению к каждой схеме (запись на доске) и укажите звуки занятия. (Схемы построены без учета второстепенных членов предложения.)
_____ _____ ===== _____ . _____ ===== V _____ _____ .
Примеры предложений:
Зоя спрятала зонт за спиной.
Козленок пасется на поляне.
За кустом прятался заяц.
Зина посадила в саду розы.
За лесом садится солнце.
III. Итог занятия (задание 3, с. 27)
Дефектолог: Прочитайте любимое стихотворение зайца и зебры, заменяя звоночки звуками З – З’.
Выпишите слова со звуками 3-3'.
ЗАНЯТИЕ 33
Тема: Дифференциация звуков С – С’.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками С – С’; учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные, а также звуки С – С’ изолированно, в слогах, в словах и в словосочетаниях; формировать навыки работы со словами-обобщениями; навыки звукового анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: парные карточки с картинками и записанными на них словами; символы для обозначения звуков занятия; зеркала (на каждого ребенка); карточки со словами; демонстрационная картинка «Волшебник Буквоед»; разрезные картинки с изображением транспортных средств.
Ход занятия.
Оргмомент
1. Подбор предметов по общему признаку.
Дефектолог: Посмотрите на картинки и подберите к ним карточки с подходящими действиями.
Карточки с картинками | Карточки с записанными на них словами |
собака | сидеть |
самолет | грязь |
кастрюля | пить |
сапоги | пар |
стакан | летать |
кресло | лаять |
Образцы пар: собака – лаять, пить – стакан, пар – кастрюля, самолет – летать, кресло – сидеть, грязь – сапоги.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Дефектолог: Прослушайте слова и определите часто встречающиеся в них звуки. (Собака, стакан, кастрюля, сидеть, сапоги. Звуки С – С’.)
II. Основная часть
1. Определение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).
2. Сравнительная характеристика звуков С – С.
С – согласный, твердый, глухой, соответствуют наушники синего цвета, обозначаем на письме синим закрашенным кружком.
С’ – согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, на письме – зеленый закрашенный кружок.
3. Соотнесение звуков С – С’ с буквой и символами.
4. Развитие умений конструирования и моделирования.
Дефектолог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, каждый выберет для себя вид транспорта. Сложите разрезную картинку из частей. Выберите способ путешествовать. Назовите звук занятия в названии выбранного вида транспорта.
Части картинок: самосвал, санки, самокат, самолет, такси, троллейбус, скорая помощь, автобус.
5. Развитие слогового анализа и синтеза.
Дефектолог: Запишите название видов транспорта по слогам (запись на доске). Укажите в словах место звуков С – С’.
6. Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение словаря словами с изучаемыми звуками.
Дефектолог: Замените первую букву буквой С. Прочитайте получившиеся слова (работа на карточках).
Тоня – … палки – … топка – …
кон – … лук – … дом – …
Дефектолог: Замените последнюю букву в словах на букву С. Прочитайте получившиеся слова.
голод – … рейд – … морж – …
нож – … чад – … лев – …
7. Развитие слухового и зрительного восприятия (задание 4. с. 28).
Дефектолог: К нам на занятие заглянул дед Буквоед. Дед Буквоед съел в словах все буквы С и заменил их другими буквами. Наведите порядок: верните буквы С в слова и запишите их. Образец: Тоня – Соня, голод – голос.
ТОНЯ – СОНЯ ГОЛОД – ГОЛОС
ПАЛКИ – … РЕЙД – …
ТОПКА – … НОЖ – …
КОН – … МОРЖ – …
ЛУК – … ЛЕВ – …
8. Развитие слухового и зрительного восприятия (задание 5. с. 28).
Дефектолог: Но дед Буквоед не успокаивается. Он думает, что вы не справитесь с его последним заданием. Составьте словосочетания: соедините линиями слова-признаки из левого столбика со словами-предметами из правого столбика. Запишите словосочетания. Выделите буквы С.
Слова-признаки | Слова-предметы |
СЕРАЯ | СОВА |
СТАРЫЙ | НОСКИ |
СИНИЙ | САМОКАТ |
ШЕРСТЯНЫЕ | СОБАКА |
СРОЧНЫЕ | ГАЛСТУК |
СТОРОЖЕВАЯ | ПИСЬМА |
Дефектолог: Ничего не остается деду Буквоеду, как согласиться с вами. Очень он доволен тем, что ребята хорошо различают звуки С – С’
III. Итог занятия (задание 6, с. 28)
Дефектолог: Пора прощаться с Буквоедом. Однако прежде чем уйти, он дает вам последнее задание. Замените символы звуков буквой С и запишите слова.
ЗАНЯТИЕ 34
Тема: Дифференциация звуков З – З’, С – С’.
Цели и задачи: закреплять знания детей о звуках З – З’, С – С’; учить детей дифференцировать звуки З – З’, С – С’; развивать зрительное восприятие и оптические представления, навыки звукослогового анализа слов, словообразования; учить оперировать в речи обобщающими понятиями; развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.
Оборудование: буквы С – З (запись на доске); стилизованные буквы; изображения следов зайца и лисы, двух избушек (лубяной и ледяной); мяч; картинки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка».