Запись музыки для съемок под фонограмму в подготовительном периоде.
В этом, последнем разделе подготовительного периода, не касаясь технологии записи музыки, рассмотрим возможные варианты подготовки музыкальной фонограммы для съемок, если по сценарию задуманы сцены с пением, танцами и исполнением музыки. Наличие фонограммы обязательно, так как, если на съемке к каждому кадру записывать «живой звук» или черновую фонограмму, то музыкальный номер никогда не смонтируется, - дубли отснятых кадров не совпадут по ритму. Кроме того, под фонограмму разрабатывается последовательность и длина кадров и монтируется отснятый материал. Исключение может быть только, если в кадре музыканты с импровизацией, и снимать под фонограмму невозможно. В таком случае фонограмма записывается на съемке синхронно, вчистую, а импровизация снимается одним длинным планом. Это надо иметь в виду во время съемки, чтобы предусмотреть возможность перейти с дубля на дубль при необходимости, - для этого импровизация исполняется с паузой, и снимаются перебивки.
Запись фонограммы происходит в подготовительном периоде, и делается черновое сведение для съемки в моно или стерео варианте. Голос солиста записывается на отдельный канал, и как правило, не подлежит замене после съемки. Иногда это происходит по разным причинам, отражаясь на качестве исполнения не в лучшую сторону, - новый солист должен не только следить за синхронностью и артикуляцией но и воспроизводить манеру исполнения и посыл голоса. В противном случае фонограмма будет неорганична. Все это будет сковывать исполнителя, лишая его свободы и естественности. В качестве аккомпонимента иногда используется синтезатор, который заменяется на инструменты при окончательной записи музыки, когда изображение смонтировано. Финальное сведение производится под отснятое и смонтированное изображение на шесть каналов и является оригиналом музыки для перезаписи.
Возможны исключения. Например, записывается только аккомпонимент, чтобы актер в кадре имел свободу в исполнении. Текст вокального номера в таком случае должен быть самым простым. Тогда его можно озвучить синхронно и без больших потерь в качестве исполнения.
Например, таким образом были сняты эпизоды фильма «Кин - дза-дза», когда Евгений Леонов и Юрий Яковлев поют «Ку» и «Ы-ы-ы», а Станислав Любшин – «Мама, мама, что мы будемделать?».
Необходимо отметить, что подготовка актера к съемкам требует многих репетиций под фонограмму с учетом пластики движений и артикуляции певца, исполнявшего вокальное произведение во время записи. Репетиции должны проводится с концертмейстером или с исполнителем. Только в этом случае изображение будет органично с оригиналом фонограммы. То же самое относится к съемкам под фонограмму музыки, исполняемой солистом на инструменте. Актеру полезно иметь видеозапись исполнителя, сделанную во время записи фонограммы.
Приведем примеры.
«Асса».Режиссер Сергей Соловьев.
Эпизод «Импровизация».Фильм начинается с импровизации на ударных инструментах. В кадре герой фильма и ударник из группы Гребенщикова. Весь эпизод снят одним длинным планом, фонограмма к нему записана синхронно во время съемки.
2. Эпизод «Козлодоев».
Номер в исполнении группы Гребенщикова был записан для съемки в подготовительном периоде. Эта же группа снималась под свою фонограмму, и эпизод отличается абсолютной органичностью с изображением..
«Андерсен».Режиссер Эльдар Рязанов.
Эпизод «Хор бомжей».
Фонограмма для съемки хора бомжей записывалась как основа для актеров, исполняющих этот номер в кадре, так как в подготовительном периоде актеры и массовка еще не были утверждены, и характер эпизода не был определен до конца. Фонограмма являлась лишь «болванкой». Аккомпонемент, солисты и хор были записаны на разные каналы и затем, в монтажнотонировочном периоде почти полностью заменены. Аккомпонимент – наложением, хор и солисты озвучены синхронно под изображение на двадцать восемь отдельных каналов. Сведение происходило на перезаписи.
-.