Расстояния между деталями передач
ВЫПОЛНЕНИЕ РАСЧЕТОВ
ПО ДЕТАЛЯМ МАШИН
И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ
(Практические занятия, курсовое проектирование)
ЧАСТЬ 4
Разработка эскизного проекта
(В комментариях Ваганова А. Б.)
2009 г.
Разработка эскизного проекта
Эскизное конструирование
При эскизном проектировании определяют расположение деталей передач, расстояния между ними, ориентировочные диаметры ступеней валов, выбирают типы подшипников и схемы их установки.
Конструирование валов
Диаметры (мм) различных участков валов редуктора определяют по формулам:
для быстроходного вала (рис. 2.1, а)
;
; (2.1.1)
;
для промежуточного (рис. 2.1, б)
;
; (2.1.2)
(исп. I); (исп. II);
для тихоходного (рис. 2.1, в) —
;
; (2.1.3)
;
где , , — номинальные моменты, Н∙м.
Большие значения dи dK принимают для валов на роликоподшипниках, при HRCЭ > 55, промежуточных соосных передач.
Рис.2.1.
Вычисленные значения диаметров округляют в ближайшую сторону до стандартных.
Высоту буртика t, координату фаски подшипника r и размер фаски f (мм) принимают в зависимости от диаметра d посадочной поверхности:
d . . . . . . . . 17…24 25…30 32…40 42…50 52…60 62…70 71…85
t . . . . . . . . 2 2,2 2,5 2,8 3 3,3 3,5
r . . . . . . . . 1,6 2 2,5 3 3 3,5 3,5
t . . . . . . . . 1 1 1,2 1,6 2 2 2,5
Примечание: координата фаски r дана приближенно.
На рис. 2.2 дан пример вычерчивания вала конической ступени. Вершины делительных конусов и конусов впадин колеса и шестерни сходятся в полюсе «О» пересечения осей. Для того чтобы обеспечить постоянный радиальный зазор между зубьями колеса и шестерни, по всей ширине образующие внешнего конуса шестерни должны быть параллельны образующим конуса впадин колеса, а образующие внешнего конуса колеса должны быть параллельны образующим конуса впадин шестерни.
Диаметры (мм) отдельных участков вала-шестерни определяют по соотношениям:
; (2.1.4)
,
где — вращающий момент на валу-шестерне, Н∙м
Рис 2.2
Диаметр резьбы (мм)
d2=d1+(2 ¸ 4) (2.1.5)
Диаметр посадочной поверхности для подшипника принимают равным или большим внешнего диаметра резьбы, т. е.
Диаметр буртика (заплечика) для упора подшипника
, (2.1.6)
где r — координата фаски подшипника.
Чтобы уменьшить консоль вала, левый подшипник располагают как можно ближе к шестерне (размеры 0,5 mte и 0,4mte на рис. 2.2, , где mte -торцовый внешний модуль).
При больших передаточных числах (u>3,15) коническая шестерня получается малых размеров. В этих случаях не удается создать упорный буртик с размерами 0,5 mte и 0,4mte и его конструируют по рис. 2.2, б.
Расстояние между подшипниками определяют прочерчиванием. Для того чтобы обеспечить достаточную жесткость узла, принимают ,
где — расстояние от середины венца (размер 0,5 b’) до точки пересечения с осью вала перпендикуляра, опущенного из середины поверхности контакта (размер — 0,5 С) наружного кольца подшипника; — расстояние между точками пересечения с осью вала перпендикуляров, опущенных из середины поверхностей контакта наружных колец обоих подшипников.
Размеры Т, 0,57Т, Н и 0,25Н даны на рис. 2.2 для построения конических роликовых подшипников.
Расстояния между деталями передач
Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляют зазор ” ” (рис. 2.3), который определяют по формуле
= мм, (2.1.7)
где L— наибольшее расстояние между внешними поверхностями деталей передач, мм.
Рис. 2.3
Вычисленное значение ” ” округляют в большую сторону до целого числа.
Расстояние ”bo” между дном корпуса и поверхностью колес или червяка для всех типов редукторов и коробок передач принимают
bo≥4 (2.1.8)
Расстояние между торцовыми поверхностями колес двухступенчатого редуктора, выполненного по развернутой схеме, определяют по соотношению
с=(0,3…0,5) b (2.1.9)
В двухступенчатых соосных редукторах между торцовыми поверхностями шестерни быстроходной ступении колеса тихоходной ступени расположены два подшипника. Расстояние между ними определяют по соотношению (рис. 2.4)
(2.1.10)
В этом соотношении B1 и B2— ширина подшипников опор быстроходного и тихоходного валов.
Расстояния и bo в коническом (рис. 2.5) и червячном (рис. 2.6) редукторах определяют по соотношениям, приведенным выше.
Расстояние lo между торцовыми поверхностями колес коробок передач (рис. 2.7) определяют по соотношению
lo=2,1b + f (2.1.11)
Рис. 2.4 Рис. 2.5
Рис. 2.6 Рис. 2.7
Выбор типа подшипников
На рис. 2.8 приведены типы подшипников. На рис. 2.8, а,б,в показаны радиальные подшипники: шариковый однорядный, шариковый двухрядный сферический и с короткими цилиндрическими роликами. На рис. 2.8, г,д показаны радиально-упорные шариковый и роликовый подшипники, а на рис. 2.8, е—упорный шариковый подшипник.
Тип подшипника выбирают по следующим рекомендациям.
Рис. 2.8
Для опор валов цилиндрических прямозубых и косозубых колес редукторов и коробок передач применяют чаще всего шариковые радиальные подшипники (рис. 2.8, а). Первоначально принимают подшипники легкой серии. Если при последующем расчете грузоподъемность подшипника легкой серии окажется недостаточной, принимают подшипники средней серии. При чрезмерно больших размерах шариковых подшипников применяют подшипники конические роликовые (рис. 2.8, д).
В силовых передачах для опор валов конических и червячных колес применяют конические роликовые подшипники. Выбирают первоначально легкую серию.
Для опор вала конической шестерни применяют в основном конические роликовые подшипники. При очень высокой частоте вращения вала-шестерни (n>1500 об/мин) применяют подшипники шариковые радиально-упорные (рис. 3.8, г). Первоначально принимают также подшипники легкой серии.
В качестве опор вала червяка применяют в основном конические роликовые подшипники. При длительной непрерывной работе червячной передачи, с целью снижения тепловыделений применяют также шариковые радиально-упорные подшипники.
Для опор плавающих валов шевронных передач применяют радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами (рис. 2.8, в) первоначально также легкой серии.
(Указать принятые подшипники и их размеры)