С 1 января 2004 года первый абзац пункта 5 статьи 83 НК РФ утратил силу.
Задача № 37
Коммерческая организация осуществляет деятельность и состоит на налоговом учете в Октябрьском районе города Красноярска.
Организация планирует расширять деятельность, для чего заключила договоры аренды помещений в железнодорожном районе города Красноярска.
В указанных помещениях оборудованы стационарные рабочие места для работников организации.
Юрист данной компании заявил, что поскольку юридическим лицом создано обособленное подразделение, необходимо подать об этом заявление в налоговый орган и встать таким образом на налоговый учет.
Прав ли юрист? Что такое обособленное подразделение организации и чем оно отличается от филиала и представительства?
Все организации РФ имеют право и обладают возможностью создавать обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ). Важно учитывать, что обособленные подразделения не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам.
Надо помнить, что обособленное подразделение должно находиться по адресу, отличному от адреса основной организации, и иметь стационарные рабочие места, т.е. рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Обособленное подразделение юридического лица – это филиал, представительство или стационарное рабочее место (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).
Сведения о каждом обособленном подразделении, за исключением стационарных рабочих мест, указываются в едином государственном реестре юридических лиц, для чего организация, их создающая, должна представить в налоговую инспекцию заполненные заявления по утвержденным формам № Р13001, № Р13002 или № Р14001.
Виды обособленных подразделений
Гражданское законодательство называет два структурных подразделения: филиал и представительство. Иных структурных подразделений, обособленных от основной организации, нормы ГК РФ не содержат.
Но перечень подразделений, обособленных от основных организаций, содержится также и в других законодательных актах. Так, налоговое законодательство прямо указывает на возможность признания обособленными частями основной организации любой территориально обособленной структуры, имеющей стационарные рабочие места.
Рабочим местом, в том числе и стационарным, является место, которое контролирует организация и в котором работник выполняет свои трудовые функции (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
В настоящий момент список структур, которые могут быть признаны обособленными, является открытым и не исчерпывается только филиалом и представительством.
Каждый вид структурных подразделений имеет не только свои отличительные черты, но и общие.
Попробуем разобраться, в чем отличие филиала от обособленного подразделения.
Отличия филиала
Понятие филиала закреплено в п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ, согласно которому филиал не только удален территориально от основной организации, но и выполняет все или часть функций основной организации, а также осуществляет функции представительства.
Следует отметить, что понятия представительства и филиала различны. Такие различия уже следуют из определений обоих структурных подразделений, которые приводятся в гражданском законодательстве.
Рассмотрим основные отличия филиала от обособленного подразделения в таблице, приведенной ниже.
№ п/п | Характерные особенности филиала | Характерные особенности представительства | Характерные особенности стационарного рабочего места |
Функции обособленного подразделения | |||
Осуществляет все или часть функций основной организации. Осуществляет функции представительства. | Представляет и защищает интересы основной организации. | Работник осуществляет свою трудовую деятельность на рабочем месте. | |
Возможность осуществления коммерческой деятельности | |||
Может вести коммерческую деятельность. | Не может вести коммерческую деятельность. | Не может вести коммерческую деятельность. Только трудовые правоотношения. | |
Необходимость уведомления налоговой инспекции о создании | |||
Обязанность уведомлять инспекцию отсутствует. | Обязанность уведомлять налоговую инспекцию не предусмотрена. | Необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение месяца со дня организации. | |
Отражение сведений об обособленном подразделении в ЕГРЮЛ | |||
Сведения содержатся в ЕГРЮЛ. | Сведения содержатся в ЕГРЮЛ. | Сведения в ЕГРЮЛ не содержатся. | |
Порядок создания | |||
Решение собственника организации. | Решение собственника организации. | Приказ единоличного исполнительного органа организации. | |
Возможность самостоятельного ведения бухгалтерского учета | |||
Может вести самостоятельный бухгалтерский учет. | Может вести самостоятельный бухгалтерский учет. | Не может вести самостоятельный бухгалтерский учет. | |
Возможность открыть собственный расчетный счет в банке | |||
Может открыть собственный расчетный счет. | Может открыть собственный расчетный счет. | Не может открыть собственный расчетный счет. |
Содержание указанной таблицы позволило нам разобраться, в чем разница между филиалом и обособленным подразделением.
Как наглядно видно из таблицы, различия между разными видами обособленных структурных подразделений гораздо шире, чем только различия в названиях.
Существующие между разными видами структурных подразделений различия имеют принципиальный характер и заключаются, в основном, в функциях, для выполнения которых создается соответствующее обособленное структурное подразделение, а также в целях, для достижения которых создается структурное подразделение.
Также следует помнить, что между обособленными структурными подразделениями существуют определенные общие черты, например, они не являются юридическими лицами, сведения о них не нужно отражать в уставах организаций, их руководители могут действовать только на основании доверенности, а сами структурные подразделения — только на основании положений. Каждое обособленное подразделение должно иметь стационарные рабочие места.
Делая выбор между филиалом или обособленным подразделением, следует определиться с функциями, которые будет выполнять соответствующая структура, а также с целями, для достижения которых она создается. Более того, органу основной организации, принимающему решение об открытии обособленных подразделений, также нужно принимать во внимание следующее: планируется ли самостоятельное ведение бухгалтерии обособленными подразделениями, а также будут ли такие подразделения наделяться имуществом и будут ли им открываться расчетные счета.
В качестве заключения к данной статье можно отметить, что право выбора конкретного обособленного подразделения принадлежит исключительно организации, его создающей. Но при принятии окончательного решения о форме обособленного подразделения просто необходимо детально изучить особенности каждого из возможных.
Задача № 38
Юридическое лицо — налогоплательщик состоял на учете в налоговой инспекции
№ 1 . Он направил в налоговую инспекцию заявление о возмещении ему из бюджета НДС. Налоговая инспекция № 1 отказала в возмещении НДС, в результате чего налогоплательщик обратился в суд. Суд принял решение о возмещении НДС из бюджета. Налогоплательщик снялся с учета в налоговой инспекции № 1 и встал на учет в налоговой инспекции № 2, направив после этого заявление в налоговую инспекцию № 2 о выплате процентов за несвоевременное возмещение НДС из бюджета. Налоговая инспекция № 2 переадресовала эти требования налоговой инспекции № 1, аргументируя это тем, что именно данный орган отказал в возмещении НДС.
Какая инспекция должна рассмотреть заявление налогоплательщика о выплате процентов?
Проценты начисляются, если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, а налогоплательщик в суде доказал свою правоту, в результате чего это решение вместе с актом были отменены (постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11). При этом начисление процентов производится с 12 дня после окончания налоговой проверки. При исчислении процентов учитываются как выходные, так и праздничные дни. К такому выводу пришли суды, основываясь на том, что в НК РФ нет ссылок на то, что следует считать по-иному. Основанием для использования такой судебной практики является постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13.
В случае смены налоговой инспекции обязанность начислить и выплатить налогоплательщику проценты за несвоевременный возврат возлагается на налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика, даже если письменное заявление о возврате налога подавалось налогоплательщиком только в инспекцию по предыдущему месту учета. Подобный случай был рассмотрен ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 29.01.2009 по делу N А21-1582/2008). Суд указал, что именно инспекция по новому месту учета обязана вынести решение о выплате. Возложение вышеназванных обязанностей на прежнюю инспекцию, в которой налогоплательщик уже не состоит на налоговом учете, может усложнить и затянуть во времени исполнение судебного решения и восстановление нарушенных прав налогоплательщика.
Аналогичная позиция сформулирована Президиумом ВАС РФ (Постановление от 22.04.2008 N 17520/07).
Задача № 39
Проанализируйте следующую норму, содержащуюся в НК РФ (п. 4 ст.73):
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, если иное не установлено настоящей статьей.
Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
Какой метод правового регулирования использован законодателем в данном случае?
Применяя правила п. 4 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее:
а) предметом залога может быть всякое имущество, в том числе и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота. Помимо имущества, изъятого из оборота, необходимо учитывать также положения ст. 129 Гражданского кодекса РФ, допускающие существование ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав (они могут принадлежать лишь определенным участникам оборота или находиться в обороте по специальному разрешению). Не могут быть предметом залога требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом (ст. 336 Гражданского кодекса РФ). На основании вышесказанного можем сделать вывод: предмет залога (имущество) определяется в соответствии с гражданским законодательством;
б) из указанного общего правила (предписывающего применение норм гражданского законодательства к предмету залога) сделано важное изъятие: для целей налогообложения не может быть предметом залога уже заложенное имущество (независимо от того, возник ли такой залог из гражданско-правовых или налоговых отношений). Иначе говоря, правила ст. 342 Гражданского кодекса РФ (о последующем залоге) к предмету залога по договору между налоговым органом и залогодателем не применяются. Однако в самой ст. 342 Гражданского кодекса РФ указано, что последующий залог допускается, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 342 Гражданского кодекса РФ).
Правовое регулирование - это процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Придерживаясь точки зрения, согласно которой правовое регулирование основывается на предмете и методе правового регулирования, для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть межотраслевые связи гражданского и налогового права как на уровне механизма правового регулирования, так и на уровне метода правого регулирования.
Базисным элементом механизма правового регулирования, по единодушному мнению большинства российских правоведов, выступает правовая норма (1). Законодательство современного периода характеризуется возрастанием удельного веса актов с комплексными нормами или комплексных нормативно-правовых актов (прим. автора). Если в связи с рассматриваемой проблемой взглянуть на Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) (2) с точки зрения системы права, то в данном документе можно увидеть системообразующий подход. НК РФ содержит такие нормы налогового права, которые тесно контактируют (взаимодействуют) с нормами иной правоотраслевой принадлежности, находясь с ними, по существу, в единой системе. Отсылки к гражданскому законодательству содержат, в частности, пункты 3,4,7 статьи 73 НК РФ "Залог имущества". Это означает, что при рассмотрении арбитражными судами дел по налоговым спорам, связанным с залогом имущества, нормы указанной статьи НК РФ, устанавливающие особенности залога в обеспечение обязанностей по уплате налогов и сборов, будут применяться в системной связи с нормами статей 334 - 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) (3).
Полагаем, что применение тех или иных средств охраны во многом обуславливается проблемой сочетания разнообразных методов регулирования соответствующих общественных отношений. По мнению автора, сочетание императивного и дмспозитивного метода в регулировании общественных отношений, составляющих предмет налогового права, является наглядным примером межотраслевых связей налогового и гражданского права. Как отмечалось выше, налоговое право должно быть отнесено к сфере публичного права, для которого характерен императивный метод (в литературе данный метод обозначают и как метод властных предписаний или властно - имущественный метод) (4), содержащий в себе преимущественно предписывающие или запрещающие нормы.
Императивный метод правового регулирования – способ правового воздействия на отношения субординации, властеподчинения, властеотношения, путём властного определения одного варианта поведения обязанной стороны.
Диспозиционный метод правового регулирования – способ правового воздействия на отношения координации, между юр равными субъектами, то есть на отношения субъектов, которые не связанны властеподцинения, путём предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах установленных правовой нормой, в т ч право добровольно по взаимному согласию добровольно установить для себя взаимные права и обязанности.
Мое мнение императивный метод правового регулирования.
Задача № 40
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировал переход права собственности на квартиру на основании договора о ее купли-продажи на территории РФ в течение одного месяца с момента регистрации.
Правомерны ли действия регистрирующего органа? В какой срок указанный орган обязан сообщить об этом в налоговый орган? Какую ответственность он понесет за неисполнение данной обязанности?
п. 3 ст. 13 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
С 1 января 2004 года первый абзац пункта 5 статьи 83 НК РФ утратил силу.
Следовательно, с организаций с этого момента снята обязанность подавать заявление о постановке на налоговый учет по мусту нахождения принадлежащего им имущества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В свою очередь, пунктом 4 статьи 85 НК РФ определено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязанысообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Фактически, передача компетенции по постановке на налоговый учет от налогоплательщика к регистрирующему органу - это и есть один из аспектов практической реализации принципа "одного окна" при действиях, связанных с государственной регистрацией. Задача налогоплательщика - зарегистрировать имущество в органах юстиции - в "одном окне", а обмен информацией между органом юстиции и налоговым органом произойдет в соответствии с ведомственными инструкциями.