Порядок построения чертежей общего расположения
Основного корпуса, надстроек и рубок.
Планы палуб основного корпуса, платформ, двойного дна, палуб надстроек и рубок показывают со снятым настилом вышележащей конструкции. Т.е. на уровне вышележащей палубы, платформы или двойного дна делается разрез вертикальных или наклонных конструкций, ограничивающих помещения на данной палубе.
На рис. 1 для изображения верхней палубы уровень разреза соответствует вышележащим палубам бака и юта. Утолщенными линиями показаны сечения бортовой обшивки бака и юта на уровне палуб бака и юта соответственно, вертикальные торцевые переборки бака и юта, а также вертикальные выгородки внутри бака и юта. Тонкими линиями (линиями видимого контура) показаны бортовая линия ВП и палубное оборудование, расположенное на ВП (крышки грузовых люков).
На чертеже трюм уровень разреза соответствует расположению вышележащей конструкции – верхней палубе. Утолщенными линиями показаны линии сечения бортовой обшивки, поперечных переборок и двойных бортов. Линиями видимого контура - линии притыкания двойного дна к бортовой обшивке.
На чертеже двойное дно уровень разреза соответствует второму дну с уступом в носовой оконечности.
На чертежах общего расположения пунктиром показываются основные переборки и палубы, доходящие до видимой на чертеже поверхности ( на боковом виде – поперечные переборки и палубы выше КВЛ, на верхней палубе - поперечные переборки и двойные борта).
Штрихпунктирными линиями показывается снятый настил вышележащей конструкции (палуба юта, палубы рубок 2-4 ярусов на рис. 2), нависающий над данной палубой.
Перекрещивающимися штрихпунктирными линиями обозначают отверстия в вышележащей палубе (грузовые люки на плане трюма на рис. 1), а также помещения судовых цистерн.
На рис. 2 утолщенными линиями показаны габаритные очертания рубок на соответствующих палубах (внутренние выгородки в рубках не показаны). Линиями видимого контура показаны открытые участки палуб.
Порядок построения чертежей общего расположения
Проектирование общего расположения судна, заканчивающееся созданием чертежей общего расположения, – один из важнейших этапов процесса проектирования судна в целом. Создание чертежей общего расположения – особый вид проектных работ, выполняемый инженерами-кораблестроителями, специализирующимися именно на разработке общего расположения судна.
Исходными материалами для построения чертежей общего расположения судна служат теоретический чертеж, схемы разделения корпуса поперечными и продольными переборками, палубами и платформами, виды и размеры надстроек и рубок, а также требуемая номенклатура, местоположение и размеры помещений судна.
Изготовление чертежей общего расположения начинают с построения заготовок в виде внешних очертаний бокового вида корпуса для бокового вида и бортовых линий верхней палубы, палуб юта и бака (если имеются), бортовых линий нижних палуб, платформ и второго дна для соответствующих планов, переносимых с теоретического чертежа.
В качестве базовых линий заготовок с нанесенной на них и пронумерованной практической шпацией служат для бокового вида - ОЛ, для планов палуб – следы ДП. Базовые линии с нанесенной практической шпацией представляют собой своеобразную систему продольных координат, с помощью которой достигается взаимное согласование расположения по длине судна конструктивных элементов, отображаемых на планах различных палуб и боковом виде.
С учетом вышеизложенных принципов вычерчивания планов помещений на заготовки планов палуб дополнительно переносят с теоретического чертежа бортовые линии выше - или нижележащих палуб, платформ, линии пересечения двойного дна с бортовой обшивкой, обозначая их соответствующей толщиной (рис. 2).
Дальнейшее построение чертежей общего расположения заключается в насыщении заготовок деталями внутреннего подразделения корпуса, надстроек и рубок, а также условными изображениями основных механизмов и оборудования.
В связи со значительными размерами судов чертежи общего расположения выполняются в мелких масштабах 1:100, 1:200. Поэтому механизмы, устройства и оборудование на них изображаются упрощенно, в применением условных обозначений в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 5Р.03338-96 «Обозначения условные графические на чертежах общего расположения судов». В качестве примера на рис. 3 приведен чертеж блок-каюты капитана.
Рис. 3. Пример условных обозначений на чертежах общего расположения