Национальное законодательство Российской Федерации.
Источниками транспортного законодательства России служат:
- Гражданский кодекс. Глава 40. Перевозки
- Кодекс торгового мореплавания РФ 1999г.
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001г.
- Воздушный кодекс РФ 1997г.
- Устав железнодорожного транспорта РФ 2003г.
- Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969г.
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется:
- Главой 41. Транспортная экспедиция. Гражданский кодекс РФ (ст. 801-806),
- Федеральным законом от 30 июня 2003г. № 87-ФЗ «О транспортно-
экспедиционной деятельности»,
- ГОСТ Р 52298 – 2004 «Услуги транспортно-экспедиторские»
- ГОСТ 51133-98 «Экспедиторские услуги железнодорожного транспорта.
Общие требования»
- Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утверждёнными
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.
Глава 40 ГК РФ «Перевозка» устанавливает единый порядок осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа в России – только на основании договора перевозки ( договорам транспортной экспедиции, в том числе перевозки, будет отведено место для детального рассмотрения в следующем разделе пособия).
Там же содержатся правовые и организационные нормы (инструментарии), которые используются экспедитором в его организаторско-перевозочной деятельности. Задача экспедитора состоит в том, чтобы добиться максимальной адекватности и последовательности между транспортными условиями контракта купли-продажи и условиями договора перевозки, а также в том, чтобы не допустить каких-либо убытков в ходе доставки товара и тем самым не превысить скалькулированный в контракте размер транспортной составляющей цены товара.
В Главе 41 ГК РФ регламентируется деятельность, связанная с транспортной экспедицией грузов. Экспедитор – юридическое лицо, предоставляющее услуги по приёмке и отправке грузов по поручению и от имени другого юридического или физического лица любыми видами транспорта по выбору клиента или по своему усмотрению. Он обеспечивает реализацию всех (или части) операций, связанных с выполнением торговой сделки, за соответствующее вознаграждение. Экспедитор всегда действует как Агент и действует исключительно от имени Клиента в обеспечении услуг путём заключения контрактов с третьими лицами и, за
исключением случаев грубой небрежности, Клиент обязан возмещать расходы и считать Экспедитора невиновным в отношении любой ответственности.
Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 года определяет права и обязанности экспедитора и клиента, а также их ответственность. Согласно этому закону
Экспедитор имеет право:
• Отступать от указаний клиента, если это необходимо в его интересах
• Выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента
• Удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесённых им в интересах клиента расходов
• Не приступать к исполнению обязанностей до предоставления клиентом необходимых документов и информации
• Проверять достоверность представленных клиентом документов и информации
Клиент имеет право:
• Выбирать маршрут
• Выбирать вид транспорта
• Требовать у экспедитора информацию о процессе перевозки груза
• Давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции
Экспедитор обязан:
• Оказывать услуги в соответствии с договором
• Уведомлять клиента о допущенных отступлениях
• При приеме груза выдать экспедиторский документ, предоставить оригиналы договоров, заключенных от имени клиента
Клиент обязан:
• Своевременно предоставить полную, точную и достоверную информацию
• Уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение и возместить понесённые им расходы в интересах клиента
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмо- тренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 СПЗ/место или 2 СПЗ/кг.
СПЗ – Специальные права заимствования( SDR – Special Drawing Rights) – международная счетная денежная единица, эмиссия которой осуществляется юридическим решением Международного валютного фонда (МВФ). СПЗ не имеют собственной стоимости и реального обеспечения, они используются для безналичных международных расчётов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. Их главное предназначение – роль валютного эталона, который выполняет свои задачи, основываясь на принципе многовалютной корзины. На базе «корзины СПЗ» осуществляются валютные котировки в Ямайской валютной системе.
Сумма, указанная в статье, определяющей пределы ответственности, переводится в национальную валюту государства, суд которого рассматривает данное дело на основе стоимости этой валюты в день вынесения решения или в день, устанавливаемый сторонами по договорённости. Выраженная в специальных правах заимствования стоимость национальной валюты государства, которое является членом Международного валютного фонда, исчисляется в соответствии с методом оценки, используемым МВФ в данный момент по своим операциям и сделкам. Выраженная в специальных правах заимствования стоимость национальной валюты государства, которое не является членом МВФ, исчисляется с помощью метода, устанавливаемого этим государством.
Ямайская валютная система — современная международная валютная система основанная на модели свободной конвертации валют для которой характерно постоянное колебание обменных курсов.
Правила ограничения ответственности не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение возникли не вследствие его собственного действия или бездействия, совершённых умышленно или по грубой неосторожности. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесённых клиентом или экспедитором затрат ( ФЗ №87-ФЗ, глава 3, статья 6).
Основание и размер ответственности экспедитора:
1. За утрату или недостачу груза - в размере объявленной ценности или её части.
2. За утрату или недостачу груза без объявления ценности - в размере документально подтверждённой стоимости или её части.
3. За повреждение груза – в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность.
4. За повреждение груза без объявленной ценности – в размере суммы, на которую понизилась документально подтверждённая стоимость груза.
Наряду с возмещением реального ущерба экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, (если это оговорено в договоре), а также упущенную выгоду в полном размере, но не более, чем в размере установленном ФЗ №87-ФЗ.
Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определённого договором, или если это не определено, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза. Получатель обязан уведомить экспедитора о недостаче или повреждении груза при приеме груза, а если это невозможно определить сразу, то не позднее 30 дней со дня приема груза.
Клиент несёт ответственность за убытки, причинённые экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации. Клиент оплачивает расходы, понесённые экспедитором, а также штраф в размере 10% от суммы этих расходов.
Клиент несёт ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесённых им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору и понесённых им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более, чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесённых им в интересах клиента расходов.
Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Срок исковой давности составляет один год.