Основы организации пригородного пассажирского движения
Общие сведения о пригородных перевозках.
Из всего количества перевозимых железнодорожным транспортом пассажиров свыше 89 % составляют пригородные. Пригородные перевозки осуществляются на всех дорогах, однако большинство из них сосредоточено на участках, примыкающих к большим городам и промышленным центрам. Концентрация этих перевозок в крупнейших городах, их большой объем и непрерывный рост обусловливаются быстрым развитием городов, интенсивной застройкой пригородных районов, созданием городов-спутников, организацией в пригородах мест отдыха и спортивно-оздоровительных учреждений, повышением материального благосостояния и культурного уровня населения.
Быстрый рост пригородных перевозок потребовал усиления технической оснащенности пригородных участков. В связи с этим большинство пригородных участков, примыкающих к крупным городам, оборудованы автоблокировкой и электрифицированы. Для ускорения доставки пассажиров на пригородных линиях в последние 5—8 лет начали обращаться комфортабельные электропоезда — «Экспрессы», развивающие большие скорости движения.
Особенности пригородных перевозок. По сравнению с другими видами для пригородных пассажирских перевозок характерны следующие особенности:
— перевозка большого числа пассажиров на короткие расстояния — обычно от 10 до 50 км от головной станции участка; ^
— неравномерность движения по часам суток, дням, месяцам и сезонам. Неравномерность, в первую очередь, обусловливается следованием большого числа пассажиров утром, преимущественно в город, на работу, а вечером, после работы — обратно. В выходные и праздничные дни поток пассажиров имеет обратное направление. Для отдельных участков с ярко выраженным характером сезонных поездок коэффициент месячной неравномерности колеблется в пределах 1,3—1,8.
— быстрое падение пассажиропотока по мере удаления от города. На многих пригородных участках происходит резкое падение пассажиропотока в отдельных местах по длине участка. Места перепада. как правило, совпадают с крупными населенными пунктами и являются границами зон пригородного движения;
— необходимость частых остановок для посадки и высадки пассажиров. Частота остановок зависит от плотности населения пригородных участков, суточной и часовой неравномерности пассажиропотока. Для большинства крупных административно-хозяйственных и промышленных центров с большим пассажиропотоком и интенсивными размерами движения целесообразное расстояние между смежными остановками пригородных поездов в головной зоне участка составляет 2—3 км, а для отдельных пригородных участков особо крупных узлов — 1—2 км;
— потребность необходимой частоты движения для максимального сокращения времени ожидания пассажирами поездов.
Требования, предъявляемые к пригородному движению. Для четкой организации пригородных перевозок и быстрейшего передвижения пригородных пассажиров количество поездов по часам суток и дням должно полностью соответствовать размерам пассажиропотока с учетом необходимой частоты движения. Кроме того, должны быть обеспечены:
а) высокая ходовая скорость движения поездов;
б) минимальное время на разгон и замедление, что особенно важно при наличии многих остановок;
в) малая продолжительность стоянок поездов за счет быстрой посадки и высадки пассажиров, для чего у вагонов должно быть достаточное число дверей и широкие проходы внутри.
Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют электрифицированные линии с моторвагонным подвижным составом при наличии высоких пассажирских платформ. На электрифицированных пригородных участках с интенсивным движением применяются электропоезда типа ЭР.
На неэлектрифицированных пригородных линиях с пассажиропотоком до 20 тыс. человек в сутки целесообразнее применять дизель-поезда и автомотрисы, являющиеся весьма экономичным подвижным составом.
Организация работы вокзалов. Вокзалы предназначены для обслуживания пассажиров и создания им необходимых удобств во время ожидания поездов. В зависимости от объема выполняемой работы вокзалы подразделяются на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Вокзалы внеклассные, I и II классов имеют крупные пассажирские станции, обслуживающие большие суточные пассажиропотоки; III — V классы устанавливаются вокзалам средних и небольших станций с меньшим объемом пассажиропотоков. В зависимости от категории вокзала определяется штат обслуживающих его работников.
Организация работы вокзала определяется технологическим процессом, который должен предусматривать:
— увязку работы вокзала с графиком движения поездов, пропускной способностью отдельных элементов вокзала, с работой городского транспорта;
— рациональную специализацию помещений и устройств вокзала, позволяющую пассажирам выполнять операции последовательно с минимальной затратой времени;
— порядок работы билетных и багажных касс, камер хранения, справочного бюро и других пунктов, связанных с обслуживанием пассажиров;
— организацию передвижения пассажиропотоков на вокзале, перроне, платформах и привокзальной площади, а также размещение их в помещениях вокзала;
— порядок уборки внутренних помещений вокзала, перронов и привокзальной площади;
— организацию труда работников вокзала с учетом широкого применения новой техники и передовых методов в обслуживании пассажиров.
При разработке технологического процесса вокзала особое внимание должно быть обращено на следующие вопросы:
— установление поточности движения пассажиров в здании вокзала, на платформах и привокзальной площади с учетом кратчайших расстояний следования;
— четкую организацию справочной работы, сводящую до минимума затрату времени передвижения пассажиров для получения ими необходимой информации;
— недопущение большого скопления пассажиров на вокзале из-за недостатка работающих билетных касс и механизмов, продающих билеты;
— организацию посадки пассажиров, которая обеспечивается своевременной информацией о времени и порядке посадки пассажиров в поезд, своевременной подачей состава под посадку и четкой работой посадочных бригад (проводников вагонов, дежурных по вокзалу и перрону, носильщиков и т.д.).