Каждая железнодорожная линия или участок имеет определенную пропускную способность.
Пропускной способностью железнодорожной линии называется число пар поездов или поездов установленной массы, которое может быть пропущено по линии в течение определенного времени (суток или часа) при имеющейся технической оснащенности и принятой системе организации движения поездов.
Возможные размеры движения на линии определяются мощностью ее отдельных элементов — перегонов, станций, локомотивного хозяйства, устройств энергоснабжения на электрифицированных дорогах и пр. Каждый из этих элементов имеет свою пропускную способность, поэтому расчет пропускной способности каждого из них производится в соответствии с «Инструкцией по расчету пропускной способности железнодорожных участков».
Пропускная способность перегонов зависит от их технического оснащения (числа путей, устройств сигнализации и связи и др.), от времени хода поездов по перегонам, организации их движения (типа графика).
Пропускную способность перегонов предварительно рассчитывают по параллельному графику движения грузовых поездов.
На однопутных участках по одному и тому же главному пути перегона следуют (обычно поочередно) поезда четного и нечетного направлений. Поэтому на однопутных перегонах пропускную способность измеряют в парах поездов и определяют делением суточного периода времени (1440 мин) на время, мин, занятия перегона парой поездов, которое называется периодом графика.
Период графика Тпер. — это время занятия перегона группой поездов, идентичной для данного типа графика, которое складывается из времени хода по перегону соответственно нечетного и четного поезда t'x и t"x и станционных интервалов tа и tб.
На двухпутных участках главные пути специализированы по направлениям движения, поэтому пропускная способность определяется для каждого пути отдельно и не в парах поездов, а в поездах. Ее рассчитывают также делением суточного периода времени (1440 мин) на межпоездной интервал, который в этом случае является временем занятия перегона, мин, одним поездом соответствующего четного или нечетного направления.
На двухпутных участках поезда следуют друг за другом в пакетном движении, поэтому пропускная способность перегонов не зависит от времени хода и длины перегона. Пропускная способность на двухпутных участках определяется интервалом между поездами в пакете I — это минимальное время разграничения поездов при следовании их по перегону на участках, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой.
От пропускной способности отличают провозную способность участка, линии, железной дороги, определяющую объем перевозок в тонно-километрах, который может быть освоен имеющимся количеством технических средств — локомотивов, вагонов, электроэнергии, топлива и других переменных средств, а также при данной обеспеченности кадрами.
Провозная способность, также как и пропускная способность, определяется числом поездов, вагонов или тонн груза. Для того, чтобы проверить соответствие провозной способности пропускной, необходимо для размеров движения, определяющих пропускную способность, рассчитать соответствующие пары вагонов и локомотивов, количество локомотивных бригад и других работников, связанных с движением поездов.
Библиографический список
1. Хушит Л. И. Общий курс железных дорог: [текст] Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.: Маршрут, 2005. – 256 с
2. Амелин С.В., Андреев Г. Е. [текст] Устройство и эксплуатация пути : учебник для вузов ж.-д. транспорта. – М. : Транспорт, 1986. – 238 с.
3.Болотный В.Я. Проектирование железнодорожных узлов [текст] : учеб.-метод. пособие для вузов. – М. : Транспорт, 1989. – 151с
4.Железные дороги. Общий курс / под ред. М.М. Уздина. – М. : Транспорт, 1991. – 295 с.
5.Железнодорожные станции и узлы : учебник для вузов ж.-д. транспорта / под ред. В. М. Акулиничева. – М. : Транспорт, 1992. – 480 с
6.Подвижной состав и основы тяги поездов / под ред. С.И. Осипова – М. : Транспорт, 1990. – 336 с
7.. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения / под ред. И.В. Харлановича. – М. : Транспорт, 1993. – 368 с
8.Общий курс железных дорог : учеб. пособие / Ю.И. Ефименко [и др.] ; под ред. Ю.И. Ефименко. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.