Ii. основная часть занятия 8 страница
Помогите Буратино собрать фрукты и овощи: обведите овощи кружком красного цвета, а фрукты – кружком зеленого цвета. В первый столбик запишите названия овощей и фруктов с буквами Р - Р', а во второй – с буквами Л - Л'.
Картинки: яблоко, свекла, фасоль, виноград, помидор, лук, перец, груша, огурец.
5. Физминутка.
Дефектолог: Все овощи и фрукты разложены по корзинам. Теперь можно сделать зарядку.
Дефектолог читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать.
6. Развитие логического мышления. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами (задание 4, с. 14).
Дефектолог: Лиса Алиса и кот Базилио узнают, что у Буратино есть золотые монеты, они рассказывают деревянному человечку о поле Чудес и о стране Дураков. Наивный Буратино верит им и отправляется вместе с плутишками. Дорога не близкая, друзья предлагают Буратино разгадать кроссворд.
1. «Я ... не боюсь, если надо - уколюсь...» (Укол)
2. Его разожгли в лесу. (Костер)
3. Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача. (Игла)
4. Им покрывают поверхность чего-либо для блеска. (Лак)
5. В бане было очень ... . (Жарко)
Дефектолог: Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.
Пары слов: укол – укор, игла – игра, костер – костел, лак – рак, жарко – жалко.
Итог занятия
Дефектолог: Вот на пути харчевня «Три пескаря». Здесь герои решили немного отдохнуть и подкрепиться. Подумайте и скажите, что мог заказать каждый из них.
Приблизительный перечень: Лиса – баранью ногу, курочку, потроха; Кот – молоко, карасей; Буратино – три корочки хлеба.
ЗАНЯТИЕ 47
Тема: Дифференциация звуков Р – Р’, Л – Л’ в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: закрепить знания детей о звуках Р – Р’, Л –Л’; учить детей дифференцировать звуки в словосочетаниях, предложениях и тексте, согласовывать слова в словосочетаниях, устанавливать логические связи в предложении; развивать логическое мышление, зрительное внимание; закреплять знание норм орфографии.
Оборудование: буквы Р – Л (запись на доске); предметные картинки с изображением героев из сказки А.Н. Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик».
Ход занятия.
Оргмомент
1. Работа на уровне слова. Развитие зрительного внимания (задание 5. с. 14).
Дефектолог: Вставьте пропущенные буквы Р – Л в слова. Запишите слова, выделите буквы Р – Л.
К...Ы...О
...ЫБО...ОВ
К...ОКОДИ...
К... А...НЕТ*
П…ОВО…ОКА
ЗЕ…КА…О
…АБИ…ИНТ
ЭСКА…АТО…
КА…НАВА
ЖУ…НА…
Дефектолог объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
2. Определение темы занятия из слов предыдущего задания. Припоминание материала прошлого занятия и места, где оставили героев сказки.
3. Припоминание сравнительных характеристик звуков занятия и их символов для обозначения на письме.
4. Закрепление умений составления словосочетаний (задание 6. с. 14—15).
Дефектолог: Буратино бежит по дорожке за своими «друзьями». Он так спешит, что не замечает, как из кустов выскакивают Кот и Лиса с мешками на голове и пистолетами в руках. Буратино бросается наутек прямо к озеру и еле успевает ухватиться за лапки лебедей, плавающих неподалеку от берега. Птицы поднимаются в небо и тянут за собой Буратино. Тот умоляет прекрасных птиц перенести его на противоположный берег. Лебеди соглашаются.
Вот Буратино в безопасности. Как же ему отблагодарить смелых птиц? Может, он сможет верно выполнить следующее задание?
Помогите Буратино. Составьте словосочетания из слов по образцу. Образец: лебедь плыл, лодка плыла и т.д.
луна _________
солнце (СВЕТИТЬ) _________
фонари _________
маяк _________
музыка _________
малыши (ИГРАТЬ) _________
актёр _________
лисята _________
дерево _________
ребёнок (РАСТИ) _________
рассада _________
лианы _________
лебедь _________
лодка (ПЛЫТЬ) _________
бревно _________
рыбы _________
мальчик _________
мартышка (ПРЫГАТЬ) _________
насекомые _________
воробей _________
5. Развитие логического мышления. Установление логических связей в предложении (задание 7, с. 15-16).
Дефектолог: Буратино с вашей помощью выполнил задание и побежал дальше по дорожке. Посмотрите, что это виднеется впереди? Это домик Мальвины и Артемона. Кукольные человечки очень рады встрече с Буратино. У Буратино есть несколько золотых монет и золотой ключик, который подарила ему черепаха Тортилла. Нужно спешить, чтобы открыть заветную дверь в каморке папы Карло. Что это за шум слышится на опушке леса? Это злой Карабас Барабас спешит к домику кукол. Скорее остановите злодеев.
Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки. Запишите предложения верно. Выделите буквы Р – Л.
Лошадка причесывает русого мальчика.
Малыши веселят грустного клоуна.
Больной ставит градусник доктору.
Много карасей, лещей и окуней поймали удачливого рыбака.
Всадник скачет за лошадью через барьер.
6. Развитие зрительного внимания и логического мышления (задание 8. с. 16).
Дефектолог: Куклы добрались до волшебной двери в каморке папы Карло, открыли ее и пошли по подземному лабиринту. Пройдите лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитайте текст, записанный в клетках лабиринта. Обведите буквы Л - Р. Назовите отгадку.
Текст загадки записан в клетках лабиринта.
Он самый первый
входит в дом,
а все за ним
идут хвостом.
(Ключ)
7. Закрепление знания норм орфографии.
Дефектолог: Запишите текст загадки (запись на доске) и объясните написание подчеркнутых слов.
III. Итог занятия
Дефектолог: Вот мы и попали в волшебный подземный зал. Открыли волшебную дверь в кукольный подземный театр, в котором нет злого Карабаса Барабаса, хитрой лисы Алисы и кота Базилио, глупого Дуремара. Пришла пора прощаться с героями сказки. Давайте напоследок назовем имена любимых героев и припомним звуки занятия.
Дети называют имена героев занятия, звуки Р – Р’, Л – Л’ в их именах, дают характеристики звукам.
ЗАНЯТИЕ 48
Тема: Дифференциация звуков С – С’ – Ш.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками С – С’ – Ш; учить детей давать сравнительную характеристику звукам; закреплять знание норм артикуляции звуков С – С’ – Ш; учить дифференцировать звуки С – С’ – Ш в слогах, словах; развивать фонематическое восприятие; формировать навыки работы с обобщениями; развивать понимание пространственных отношений, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: буквы С – Ш (запись на доске); символы для их обозначения на письме; зеркала (на каждого ребенка); карточки с записанными на них словами для оргмомента; картинки с изображением Малыша и Карлсона; кроссворд (запись на доске).
Ход занятия.
I. Оргмомент
1. Работа с родственными словами.
Дефектолог: Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы.
Слова: свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок, рассвет. (Свет, светлый, светлячок, светло, светает, рассвет. Шуметь, шум, шумный, шумок.)
2. Знакомство со звуками занятия через выделение согласных в словах.
Дефектолог: Назовите первые звуки во всех словах, сделайте вывод о теме занятия.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков С - Ш.
С – согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.
С' – согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, на письме – зеленый закрашенный кружок.
Ш – согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е. язык принимает форму «чашечки».
2. Соотнесение звуков занятия с символами и буквами для их обозначения на письме.
3. Дифференциация звуков в ряду других звуков и между собой.
Дефектолог:
Сегодня у нас необычный урок:
Карлсон, Малыш и Фрекен Бок
Будут учить, а вы – обучаться,
Знания вам всегда пригодятся!
Дефектолог выставляет на доску изображения героев занятия: Карлсона, Фрекен Бок и Малыша.
Дефектолог: Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите звуки занятия.
Звуки: с, ш, з, ж, щ, у, ц, ж, ш, с, ф, с, ш.
Дефектолог: Посмотрите на картинки (задание 1, с. 16). Кому нужны эти предметы? Запишите имена героев занятия. Выделите буквы С – Ш. Почему именно эти герои заглянули к нам на занятие? (В их именах есть звуки С – Ш.)
Картинки: торт, щенок, конфеты, портфель.
4. Дифференциация звуков С – Ш на уровне слога (задание 2. с. 17).
Дефектолог: Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть с ними. Однако поиграть мы сможем только тогда, когда друзья выполнят задание, которое задала им Фрекен Бок. Помогите им: прочитайте слоги без ошибок. Тогда Фрекен Бок разрешит Малышу и Карлсону поиграть с нами.
СА - ША - СА СУ - ШУ - ШУ
СО - СО - ШО ЫС - СЫ - ЫШ
5. Работа по уточнению словаря (задание 3, с. 17).
Дефектолог: Те предметы одежды, которые подойдут Малышу, обведите красным кружком, а те, которые подойдут Карлсону, - зеленым. Объясните свой выбор.
Картинки: шорты, галстук, рубашка, носки, шарф, спортивный костюм.
6. Развитие логического мышления.
Дефектолог: Малыш выбрал то, что необходимо. Теперь можно отправляться на улицу.
Наши друзья по дороге идут –
Машины, автобусы там и тут.
Надо друзьям осторожнее быть,
Но как же дорогу переходить?
Отгадайте кроссворд, и загорится зеленый сигнал светофора.
Дефектолог выставляет на доску кроссворд.
1. Из него садовник поливает цветы и зимой заливает каток. (Шланг)
2. «Скачет ... по полям, а корыто по лугам», - писал Корней Чуковский. (Сито)
3. Зимой все белым-бело оттого, что все покрыто им. (Снег)
4. Ножки у машины обуты в ... (Шины)
7. Развитие пространственных отношений (задание 4. с. 17-18).
Дефектолог:
Карлсон и мальчик стоят в магазине,
А перед ними товар на витрине.
Где что находится - ты назови,
Деньги плати и домой забери.
Помогите Малышу и Карлсону сделать покупки в магазине: определите и запишите расположение каждого предмета.
Картинки:
груши
вишни
кисточка
скрепки
ласты
карандаши
Дефектолог: Что находится в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; между вишнями и карандашами; над скрепками; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу; слева от кисточки.
8. Физминутка (задание 5. с. 18).
Дефектолог:
Друзей пора поторопить
Но что же к ужину купить?
Продукты – будто невидимки,
Узнать их трудно на картинке.
Закройте правый глаз, рассмотрите наложенные изображения и назовите их. Затем закройте левый глаз и сделайте то же самое. Запишите названия изображенных предметов. Выделите буквы С – Ш.
Картинки: груша, сосиски, колбаса, вишни, абрикос.
Дефектолог раздает карточки с наложенными изображениями: сыр, сосиски, колбаса, ананас, сушки, груша.
9. Дифференциация С – С’ – Ш в словах (задание 6. с. 18).
Дефектолог:
Малыш и Карлсон в дом пришли,
Хотят поужинать они.
Рассмотрите домики. Как вы думаете, в каком домике живет Малыш, а в каком Карлсон? Помогите Малышу и Карлсону собрать свои вещи: запишите под каждым домиком названия вещей с соответствующим звуком С или III.
Картинки: скамейка, шкаф, кресло, стул, стол, кушетка.
III. Итог занятия
Дефектолог:
Наступил прощанья срок,
Прозвенит вот-вот звонок.
Говорят вам на прощанье:
«Не скучайте, до свиданья!»
Кто же вспомнит наш урок,
И слова припомнит в срок?
Дети вспоминают тему занятия и подбирают слова для Карлсона и Малыша.
ЗАНЯТИЕ 49
Тема: Дифференциация звуков С – Ш.
Цели и задачи: закреплять знания о звуках С – С’ – Ш; учить дифференцировать звуки С – С’ – Ш в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыки работы со словами-паронимами; тренировать в составлении рассказа по плану.
Оборудование: буквы С – Ш (запись на доске:); символы для обозначения звуков С – С’ – Ш; модели слов; карточки с изображением предметов одежды; картинки с изображением Малыша, кошки Матильды и Карлсона; план для составления рассказа.
Ход занятия.
Оргмомент
1. Знакомство с темой занятия через припоминание героев прошлого занятия.
Дефектолог: Рассмотрите предметы одежды и постарайтесь припомнить, кому они могли принадлежать? (Малыш и Карлсон «принесли» на занятие звуки С – С’ – Ш.)
Картинки: ботинки, штанишки, жилет, рубашка, майка.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
Дефектолог: Однажды Малыш и Карлсон играли. Они поспорили о том, как нужно правильно составлять слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давайте попробуем разрешить их спор.
Вставьте в модели слов буквы С – Ш. Проверьте, существует такое слово или нет.
Модели слов (запись на карточках):БА...НЯ, КА...КА, ...УТКИ, ...КАЛА, ...ПОРЫ, ПЛЮ...
Вывод: басня – башня, каска – кашка, сутки – шутки, шкала – скала, споры – шпоры, плюс – плюш.
Дефектолог: Запишите пары слов (запись на доске) и сравните их по написанию, звучанию и значению.
2. Дифференциация С – Ш на уровне словосочетания и предложения (задание 7, с.19).
Дефектолог:
Потемнело во дворе
Видно, скоро детворе
Спать пора уже ложиться.
Что же может им присниться?
Может, быстрая река?
Может, в небе облака?
Вы и сами узнаете это,
Подскажу я лишь приметы.
Малышу снились предметы и разные карточки со словами, где был звук Ш, а Карлсону – со звуком С. Соедините картинки и слова так, чтобы получились словосочетания.
Картинки: шорты, шинель, мишка, сапоги, усы, следы, шарики, серьги.
Слова: косолапый, кошачьи, солдатская, мамины, дядины, новые, синие, красивые.
3. Закрепление знания норм орфографии. Запись словосочетаний (задание 7. с. 19).
Дефектолог: Запишите словосочетания и укажите в них звуки занятия.
4. Работа на уровне предложения и текста (задание 8. с. 19).
Дефектолог: Однажды утром Малыш и Карлсон решили немного пошалить: сочинить смешной рассказ о любимой кошке Фрекен Бок - Матильде. Но Карлсон предложил для начала подкрепиться.
Малыш и Карлсон в кухню пришли,
Хотят позавтракать они.
Едва ступили на порог –
А их встречает Фрекен Бок.
Едва лишь двери им открыла –
Дает расческу, щетку, мыло...
Прочитайте строки стихотворения К.И. Чуковского и вставьте в текст слова (гребешок, душистое, пушистое, порошок).
Да здравствует мыло ... ,
И полотенце ... ,
И зубной ... ,
И густой ....
5. Развитие связной речи (задание 9. с. 20).
Дефектолог: Справились Малыш и Карлсон с заданием Фрекен Бок и уселись на диванчик сочинять рассказ о кошке Матильде. Давайте к ним присоединимся. Составьте рассказ о кошке по плану.
Дефектолог выставляет на доску изображение кошки и план рассказа.
1. У кого была кошка?
2. Как ее звали?
3. Какого цвета у нее шерсть?
4. Какой она породы?
5. Какого она цвета?
6. Чем она любит питаться?
7. Как она любит играть?
8. Где она спит?
9. Как ты относишься к кошкам?
III. Итог занятия
Дефектолог: Вот и закончилось наше занятие. Давайте прочитаем для Малыша, Карлсона и Фрекен Бок получившиеся рассказы.
Два-три ребенка читают свои рассказы. Ученики первого ряда называют слова, для Малыша, ученики второго ряда – для Карлсона.
ЗАНЯТИЕ 50
Тема: Дифференциация звуков З – З’ – Ж.
Цели и задачи: познакомить детей с характеристикой звуков З – З’ – Ж; учить соотнесению звуков З – З’ – Ж с буквами 3 – Ж; учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков, дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах; формировать навыки звукового анализа и синтеза; тренировать в построении словосочетаний и предложений; развивать высшие психические процессы: память, внимание, логическое мышление и восприятие.
Оборудование:двусторонние карточки (на каждого ребенка); буквы 3 – Ж (запись на доске); символы для обозначения звуков занятия; предметные картинки с изображением зайца, жирафа и зебры; карточки со словами в виде стрекоз, козявок и жуков; карточки с записанными на них словами- «примерами».
Ход занятия.
Оргмотент
1. Развитие памяти (на запоминание 20 секунд).
Дефектолог: Посмотрите и запомните карточки (6-8 штук, на цветном фоне карточек изображены картинки). Назовите по памяти цвет фона и картинку, изображенную на карточке.
2. Знакомство с темой занятия.
Дефектолог: Послушайте и определите, какие из вышеперечисленных звуков похожи по артикуляции? (Звуки 3 - Ж.)
Звуки: А, О, К, В, 3, Ж.
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков (задание 1.с. 20).
3 – согласный, звонкий, свистящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
3' – согласный, звонкий, мягкий, свистящий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком.
Ж – согласный, звонкий, шипящий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
2. Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 20).
Дефектолог: Прочитайте загадки. Отгадайте их и запишите отгадки.
Он ходит, голову задрав, Ну-ка, кто он, угадай
Не потому, что важный граф, и морковку ему дай.
Не потому, что гордый нрав, (Заяц)
А потому, что он ... (жираф)
3. Дифференциация звуков занятия в слогах (задание 3. с. 20).
Дефектолог: Заяц и Жираф никогда раньше не виделись, потому что живут очень далеко друг от друга. Им очень понравилось играть вместе. Животные приглашают вас поиграть вместе с ними.
Прочитай вместе с Жирафом слоги со звуком Ж, а с Зайцем – со звуками З – З’.
уз – уз – уж оз – оз – ож
за – жа – за зо – зо – жо
за – зя – жа зы – зи – жи
Дефектолог обращает внимание детей на то, что звук Ж всегда твердый.
4. Звуковой анализ слов (задание 4. с. 21).
Дефектолог: Заяц и Жираф решили отправиться к подружке Жирафа – Зебре. Зебра жила в далекой Африке. Путь далек, и мы постараемся немного отвлечься, чтобы не заметить долгой дороги. Зайчик предлагает такую игру. Рассмотрите предметы и поделите их между Жирафом и Зайцем – соедините героев занятия с соответствующими картинками.
Картинки: рожок, корзина, подорожник, желуди, незабудка, ножницы, узел, ваза.
5. Дифференциация слов со звуками 3 – Ж.
Дефектолог: Заяц и Жираф медленно продвигались вперед и заметили на лужайке полосатую лошадку. Посмотрите, это же Зебра. Она так долго ждала жирафа, что решила отправиться ему навстречу. Животные очень рады встрече.
На лужайке очень много красивых насекомых: зеленых козявок, разноцветных стрекоз, желтых жуков. Заяц предложил поймать некоторых из них. Подумайте и скажите, кто кого будет ловить? (Заяц будет ловить разноцветных бабочек, Жираф – жёлтых жуков, а Зебра – зелёных козявок.)
«Поймайте насекомое» - возьмите карточку в виде насекомого и на обратной стороне прочитайте слово, вставив подходящую букву (слова на карточках в виде насекомых записаны таким образом: на жуках - слова с пропущенной буквой Ж, на карточках в виде стрекоз - пропущена буква 3).
Карточки в виде жуков: журавль, животное, пирожное, бумажный, мороженое, жилет, желуди, желток, кружева.
Карточки в виде стрекоз: изба, мерзлота, кузнец, змея, змей, зонт, изгородь.
Карточки в виде козявок: зима, зелень, зимовье.
Дефектолог: Найдите среди представленных слов родственные. (Зима - зимовье.)
6. Развитие логического мышления.
Дефектолог: Жирафу очень понравилась игра зайца. Он решил предложить друзьям свое любимое занятие. «Решите» задачу Жирафа и запишите отгаданное слово. Укажите наличие звуков 3 - Ж (работа с карточками).
ЗЕМЛЯ + Н + ИК + А = ? РОЗА + Г = ?
ЗУБР - Р = ? ЛУК-Л + Ж = ?
ЗУБР - Р + Ы = ? КОСА - С + 3=?
7. Физминутка.
Дефектолог: Немного поиграв, животные решили пригласить Зебру пожить у них немного в местном зоопарке. Лошадка согласилась. Все вместе они поспешили в обратный путь. А пока они идут, мы сделаем зарядку.
Дети имитируют движения стрекозы и повторяют текст стихотворения.
Стрекоза
Вот какая стрекоза –
Очень круглые глаза.
Вертится, как вертолет:
Вправо, влево, взад, вперед.
8. Развитие навыков словоизменения глаголов (задание 5. с. 21).
Дефектолог: Заяц и Жираф привели зебру в зоопарк. Нужно выбрать клетку для нее. Измени слова по образцу. Тогда для нашей зебры подберут самую красивую и большую клетку. Образец: лизать – я лижу.
МАЗАТЬ
ХОДИТЬ
ЗАКАЗАТЬ
СКАЗАТЬ
ВОЗИТЬ
ЖУЖЖАТЬ
СКОЛЬЗИТЬ
НОСИТЬ
ГРУЗИТ
БРОДИТЬ
9. Работа на уровне предложения (задание 6.с. 21 – 22)
Дефектолог: Зебра поселилась в новой красивой клетке. Как ей здесь хорошо! Но, погостив немного в зоопарке, лошадка стала все чаще грустить. Как вы думаете, почему? (Она тосковала по родной Африке).
Прочитайте предложения и закончите их. Тогда зебра вернется домой.
Зоя увидела майского … .
У зайчихи родились пушистые серые ….
На вешалке висит разная ….
Анжела расчесывает волосы перед ….
На клумбе расцвели нежные … .
Из лужи выглядывает зеленая ….
Дефектолог: Запишите предложения и укажите в них звуки занятия.
Итог занятия. (задание 7.с. 22).
Дефектолог: Зебра вернулась в Африку, а Заяц и Жираф по-прежнему остались вместе. Припомните и запишите друзей Зайца и Жирафа из зоопарка.
ЗАНЯТИЕ 51.
Тема:Дифференциация звуков С – Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками С – Ц; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза;
Оборудование:буквы С – Ц (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); картинки с контурным изображением птиц; пособие «Зернышки»; предметные демонстрационные картинки с изображением цапли и аиста; текст рассказа (запись на доске).
Ход занятия.
Оргмомент
1. Работа с многозначными словами.
Дефектолог: Прочитайте слова, записанные на доске, и объясните их значения.
Слова: коса, лисички, месяц, цвет, цепь.
2. Знакомство с темой занятия через развитие фонематического восприятия.
Дефектолог: Послушайте еще раз многозначные слова и определите согласные звуки, которые повторяются в них. (Звуки С – Ц.)
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков С – Ц (задание 1.2. с. 22).
Дефектолог: Произнесите перед зеркалами звуки С-Ц, рассмотрите их артикуляцию. Дайте характеристику звуков.
С – согласный, глухой, твердый, свистящий, простой.
Ц – согласный, глухой, твердый, свистящий, сложный (Т + С).
Дефектолог: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик?
2. Чтение слоговых таблиц (задание 3. с. 22).
Дефектолог: Прочитай слоги.
СА – СА – ЦА ИС - ИЦ – ИС ЦО – ЦО – СО
СЫ – СЫ – ЦЫ АС – АЦ – АС УС – УЦ – УЦ
3. Развитие фонематического восприятия.
Выделение звуков:
- изолированно: Ц, С, С, К, ТЬ, Ц, Ш, Щ, Ц, С, Ц;
- в слогах: ЦО, СА, СЫ, УЦ, ШО, ТЕ, ЫЦ, ЫС;
- в словах: цепь, собака, солнце, лиса, сцена, косить, циркуль, сидеть.
4. Знакомство с героями занятия (задание 4. с. 23).
Дефектолог: Запишите названия картинок. Подумайте, почему они здесь нарисованы?