Плавание и управление судном во льдах.
ТЕМА 5
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЕ СУДНА ВО ЛЬДАХ
Подготовка судна для плавания во льдах
К самостоятельному плаванию во льдах допускаются только те транспортные суда, у которых имеется ледовый класс, и только в тех условиях, которые являются допустимыми для данного класса. Суда, у которых отсутствует ледовый класс, могут совершать плавание во льдах только под проводкой ледокола.
При подготовке к плаванию во льдах каждое судно должно быть подвергнуто доковому осмотру корпуса, руля и винта. При этом бронзовые винты подлежат замене на стальные, желательно со съемными лопастями. Все обнаруженные дефекты и неисправности должны быть устранены.
Также должен быть выполнен осмотр и необходимый ремонт набора корпуса, водонепроницаемых переборок и обшивки двойного дна и водонепроницаемых закрытий. Приведены в полную работоспособность водоотливные средства, а трубопроводы запрессованы. Кингстоны и другие приемные отверстия, расположенные ниже ватерлинии, должны быть защищены сетками от попадания мелкого льда.
Палубные механизмы должны быть подготовлены к работе в условии низкой температуры, а магистрали пресной и соленой воды утеплены.
Судно при подготовке к ледовому плаванию должно быть обеспечено специальным снабжением:
1. Запасным стальным винтом (комплектом съемных лопастей).
2. Запасным концевым валом.
3. Двумя ледовыми якорями для швартовки к ледяным полям.
4. Переносной мотопомпой с комплектом приемных и отливных шлангов.
5. Аммонитом и всеми средствами для производства взрывных работ во льду.
6. Пешками, лопатами и кирками.
7. Быстросхватывающимся цементом по нормам для судов ледового плавания.
8. Комплектом теплой одежды для экипажа.
Судоводители обязаны изучить Правила для судов, проводимых ледоколами через лед, сигналы, применяемые для связи между ледоколами и проводимыми судами, публикуемые ежегодно в Извещении мореплавателям №1.
Особое внимание следует уделить разработке грузового плана. Груз должен быть размещен таким образом, чтобы в продолжение всего рейса обеспечивался нужный дифферент на корму для предохранения руля и винта от ударов льда. Задача эта весьма сложная, особенно при арктических рейсах.
Плавание и управление судном во льдах.
Плавание во льдах требует использования специальных приемов по уточнению курса и скорости. Рекомендуется прокладывать на карте генеральный курс и пройденное расстояние за каждый час. Для этого необходимо каждые 5-6 минут замечать курсы, осредняя их за час. Удобно для этой цели применять маневренный планшет. Определение скорости судна производится методом «планширного лага»: замечают время прохождения льдиной двух заранее намеченных точек на судне и вычисляют скорость в узлах по формуле:
V = 1,94 ,
где – длина базы, м;
– промежуток времени, с.
Для нахождения дрейфа необходимо получить две надежные обсервации. При первом определении одновременно берется пеленг и расстояние по РЛС до приметной льдины, которая затем наносится на карту. После второй обсервации вновь измеряется пеленг и расстояние до льдины. Полученное новое положение льдины будет характеризовать величину дрейфа. Для определения места судна во льдах можно использовать спутниковую систему навигации (GPS), однако следует учитывать, что ледовые поля и берег могут вносить погрешности в результаты спутниковых обсерваций.
У судна не должно быть крена, который резко ухудшает поворотливость в сторону накрененного борта и способствует получению ледовых повреждений на приподнятой стороне корпуса. Лопасти винта чаще всего повреждаются, когда он находится в застопоренном состоянии, поэтому при маневрировании в сплоченном льду не следует останавливать двигатель. Реверсы следует выполнять как можно быстрее. Во всех случаях движения задним ходом руль должен находиться в положении «прямо». Во избежание удара о подводный «таран» не следует проходить вблизи льдины, имея значительную скорость. Опасно входить в трещины или каналы в ледяном поле, в которых отсутствует мелкобитый лед, т.к. в случае сжатия возможны тяжелые повреждения. При форсировании перемычек сплоченного льда к ним следует подходить с незначительной инерцией, а после того, как судно упрется носом в лед, постепенно увеличивать частоту вращения винта.
Судно самопроизвольно отклоняется в сторону разряженного льда. Если такое отклонение совпадает с генеральным курсом, то это свойство целесообразно использовать.
Следует ежечасно делать замеры воды в носовых отсеках, а также после сильного удара о лед.
РЛС позволяет оценить ледовую обстановку в радиусе 3 миль, если лед торосистый, однако гладкие ледяные поля почти не дают отметки на экране.