Организация заключения и исполнения государственного контракта.
Заключение государственного контракта, который, по сути, представляет собой разновидность рыночного договора поставки, предшествует большая подготовительная работа, которая включает обоснование его параметров (содержания) и выполнение необходимых процедур, связанных с его заключением и исполнением.
Обоснование параметров государственного контракта, как и любого договора, опирается на соответствующий анализ функциональной деятельности государственной организации, ее смету расходов и связанные с ней экономические расчеты, которые позволяют установить начальные (предельные) цены закупаемых продукции и услуг, их технические (качественные) характеристики, расходы на транспортировку, сроки поставки, необходимость дальнейшего (последующего) технического обслуживания закупленной продукции и т.п.
В стандартном договоре поставки, а потому и в государственном контракте, предусматриваются все необходимые условия снабженческого процесса:
• описание поставляемого товара (вид, качество и др.);
• количество поставляемого товара в его естественных измерителях, т.е. в единицах веса, объема, штуках и т.п.;
• цена натуральной единицы товара и общая стоимость поставляемой партии товара;
• порядок расчетов, т.е. порядок перечисления денег за покупаемую продукцию (форма платежа, сроки платежа и др.);
• сроки и способы поставки купленного товара. Обычно указываются даты (периоды), когда покупатель может самостоятельно забрать продукцию со склада (производителя или торговца) или когда эта продукция должна быть доставлена на склад покупателя;
• другие необходимые условия: обязательства одной из сторон договора по страхованию доставляемой продукции, гарантийные обязательства сторон, штрафные санкции, порядок разрешения споров между сторонами договора и т.п.
Обычно оговариваются еще и следующие моменты:
• договор может заключаться на поставку товара одной партией или отдельными партиями;
• сроки, на которые заключен договор. Часто такого рода договоры имеют достаточно долгосрочный характер, т.е. заключаются на сроки, исчисляемые годами;
• вид транспорта, которым продавец будет отгружать продукцию покупателю;
• порядок принятия товаров покупателем (осмотр, проверка количества и качества и др.);
• порядок возврата многооборотной тары, если таковая имеется, и др.
Особенности государственного контракта как договора поставки:
• покупателем по государственному контракту всегда выступает государственная организация, находящаяся на бюджетном финансировании;
• продавцом по государственному контракту является участник рынка, осуществляющий предпринимательскую (коммерческую) деятельность; но возможна ситуация, когда в качестве такого продавца выступает тоже государственная организация;
• предметом государственного контракта в отличие от предмета договора поставки являются не товары, используемые для предпринимательской деятельности, а любые товары,
используемые для функционирования государственных организаций.
Снабженческая деятельность государства юридически может быть оформлена только с помощью государственного контракта, а не какого-либо иного договора купли-продажи или договора поставки. Оплата купленной государственной организацией продукции (услуг) — это действие, которое означает переход товара в собственность покупателя. Государственная организация, как правило, осуществляет оплату путем перечисления денег со своего расчетного счета, открытого в системе казначейства, на расчетный счет поставщика по государственному контракту.
Если у частного покупателя на рынке на момент оплаты товара необходимое количество денег на счете отсутствует, то в общем случае он может взять кредит в банке или даже выписать вексель, т.е. выдать ценную бумагу, которая представляет собой долговое обязательство заплатить через оговоренный срок нужную сумму денег ее предъявителю. В случае государственной организации такая ситуация «неоплаты» в общем случае исключается, так как государственный заказчик размещает заказ на покупку товара только при условии, что он имеет бюджетное обеспечение этой покупки. Государственный покупатель получает документы на владение продукцией только после ее полной оплаты в порядке, установленном условиями государственного контракта.
К документам, свидетельствующим о праве собственности государственной организации на купленный товар, обычно относятся сам контракт, платежные документы, товарные накладные, складские расписки и свидетельства, другие товарораспорядительные документы.
Данные документы необходимы не только для того, что забрать купленную продукцию от ее продавца или со склада, но и для внутреннего бухгалтерского учета в государственной организации. В этих документах содержится вся первичная информация о закупленной продукции (количество, качество, цена и др.), которая нужна для ведения учета расходов государственной организации в сопоставлении с ее сметными назначениями.