Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных. 5 страница
7.Текст упр. 10 и таблица на с. 9 знакомят школьников с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Обращается внимание на качество последнего согласного основы (твердый — мягкий), от которого зависит гласный в окончании.
Физкультминутка
8.Записывая полученные словосочетания (упр. 11), учащиеся обозначают не только окончание, но и основу прилагательных. Правильность написания окончаний прилагательного мягкийсверяется с таблицей, данной в предыдущем упражнении. Обязателен вывод о том, как определить род и число имен прилагательных.
9.Домашнее задание: упр. 12.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 50.
Тема:"Склонение имен прилагательных".
Цель:познакомить учащихся со склонением прилагательных и алгоритмом определения падежа прилагательного.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Постановка проблемного вопроса
6.Выполнив задания упр. 13, дети делают вывод о том, что прилагательные, как и существительные, к которым они относятся, изменяются по падежам, т. е. склоняются.
7.Упр. 15 содержит сведения о склонении прилагательных, поэтому важно, чтобы текст пересказало несколько учеников (по данному плану).
Физкультминутка
8.На материале упр. 16 отрабатывается алгоритм действий по определению падежа прилагательных. Выполнение упражнения сопровождается комментированием или записью на доске.
9.Упр. 14 в классе с высоким уровнем подготовки учащихся можно выполнить так: после устной работы по объяснению написания пропущенных букв и определению рода и падежа прилагательных дети пишут изложение второй части текста — "Концерт кузнечика".
10.Домашнее задание: упр. 17.
11. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Урок 51
Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Цел ь.Показать единообразие написания ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных. Познакомить со способом проверки безударных гласных в окончаниях прилагательных.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. После чтения текста упр. 18 целесообразно задать вопрос: почему так часто повторяется слово обыкновен ный? (С целью подчеркнуть необыкновенность Карлсона.)
Дети выписывают имя прилагательное обыкновенный вместе с именами существительными, к которым оно относится, и дополняют полученные словосочетания именем прилагательным простой. Поставив ударение в именах прилагательных и вопросах к ним, учащиеся определяют падеж прилагательных и обозначают окончания их и падежных вопросов к именам прилагательным. Сравнив окончания вопросов и прилагательных обыкновенный ипростой в
разных падежах, учащиеся убеждаются в единообразии написания ударных и безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
6.Правило на с. 14 знакомит учащихся с алгоритмом действий по выбору безударного окончания имени прилагательного. Этот алгоритм используется при выполнении упр. 19 и при объяснении написания пропущенных букв в окончаниях имен прилагательных в упр. 20.
Физкультминутка
7.Упр. 19 выполняется по образцу, данному в учебнике.
Целесообразно организовать работу в парах: соседи по парте по очереди объясняют друг другу выбор гласных в безударных окончаниях имен прилагательных.
8.В упр. 20 учащимся необходимо выписать имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся, вставить пропущенные буквы в окончания прилагательных и проверить их написание.
Домашнее задание. Упр. 21.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 52
Тема. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель.Показать, что имена прилагательные мужского и среднего рода в основном склоняются одинаково, закреплять умение проверять написание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Учащиеся рассматривают таблицу (упр. 22), сравнивают падежные вопросы и окончания имен прилагательных разного рода и убеждаются в том, что прилагательные мужского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания во всех падежах, кроме
именительного и винительного. После этого читается вывод на с. 17.
Физкультминутка
6.Выполнение упр. 24 сопровождается подробным комментированием: «Определяем род и падеж имени существительного: озеро — имя существительное среднего рода,
берег (чего?) озера — родительный падеж — по нему определяем род и падеж имени прилагательного: (какого?) глубокого — имя прилагательное среднего рода родительного
падежа, окончание имени прилагательного определяем по окончанию падежного вопроса или проверочного слова простой». При выборе окончания можно также обратиться к
таблице, данной в предыдущем упражнении.
7. Дети читают текст упр. 23, определяют, из какого произведения взят этот отрывок. Запись словосочетаний предваряется устной фронтальной работой по их выделению
из предложений.
8. Домашнее задание.Упр. 25.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 53
Тема. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель.Показать зависимость гласных в окончаниях имен прилагательных от согласного перед окончанием (твердый согласный или мягкий). Учить излагать текст по данному плану
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. В процессе работы над упр. 26 дети устанавливают определенную зависимость: после твердых согласных в окончаниях имен прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах пишем о, после мягких согласных — е. Наблюдения учащихся подтверждаются выводом на с. 19.
6. Учащиеся читают текст упр. 27, определяют тему текста, отвечают на вопросы по его содержанию, делят текст на две части. Первую часть можно назвать «Солнечная капелька» (это описание), вторую — «Мудрое название» (это рассуждение). Далее учащиеся выписывают словосочетания с именами прилагательными мужского и среднего рода, определяют падеж, обозначают окончания. При проверке, объясняя написание падежных окончаний имен прилагательных, дети пользуются алгоритмом (с. 14).
Физкультминутка
7. После чтения текста упр. 28 учащиеся решают, рассказом или сказкой является прочитанный текст, и обосновывают свою точку зрения. К тексту можно подобрать заголовки: «Как появились одуванчики», «Подарок Весны и Зимы». Затем дети выписывают словосочетания с именами
прилагательными, данными в скобках, определяют их падеж,
обозначают окончания.
8. Учащиеся пишут изложение по тексту упр. 27 или 28 (по выбору учителя).
9. Домашнее задание.Упр. 29. Имена прилагательные вставляются в текст в том порядке, в котором они записаны в списке слов для справок.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 54