Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных. 5 страница

7.Текст упр. 10 и таблица на с. 9 знакомят школьни­ков с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. Обращается внимание на качество последнего согласно­го основы (твердый — мягкий), от которого зависит глас­ный в окончании.

Физкультминутка

8.Записывая полученные словосочетания (упр. 11), учащиеся обозначают не только окончание, но и основу прилагательных. Правильность написания окончаний прилагательного мягкийсверяется с таблицей, данной в предыдущем упражнении. Обязателен вывод о том, как определить род и число имен прилагательных.

9.Домашнее задание: упр. 12.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 50.

Тема:"Склонение имен прилагательных".

Цель:познакомить учащихся со склонением при­лагательных и алгоритмом определения падежа прила­гательного.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5.Постановка проблемного вопроса

6.Выполнив задания упр. 13, дети делают вывод о том, что прилагательные, как и существительные, к которым они относятся, изменяются по падежам, т. е. склоняются.

7.Упр. 15 содержит сведения о склонении прилага­тельных, поэтому важно, чтобы текст пересказало не­сколько учеников (по данному плану).

Физкультминутка

8.На материале упр. 16 отрабатывается алгоритм дей­ствий по определению падежа прилагательных. Выпол­нение упражнения сопровождается комментированием или записью на доске.

9.Упр. 14 в классе с высоким уровнем подготовки уча­щихся можно выполнить так: после устной работы по объ­яснению написания пропущенных букв и определению рода и падежа прилагательных дети пишут изложение второй части текста — "Концерт кузнечика".

10.Домашнее задание: упр. 17.

11. Подведение итогов урока.

12.Рефлексия

Урок 51

Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Цел ь.Показать единообразие написания ударных и без­ударных падежных окончаний имен прилагательных. Познакомить со способом проверки безударных гласных в окон­чаниях прилагательных.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. После чтения текста упр. 18 целесообразно задать вопрос: почему так часто повторяется слово обыкновен­ ный? (С целью подчеркнуть необыкновенность Карлсона.)
Дети выписывают имя прилагательное обыкновенный вме­сте с именами существительными, к которым оно относит­ся, и дополняют полученные словосочетания именем при­лагательным простой. Поставив ударение в именах при­лагательных и вопросах к ним, учащиеся определяют падеж прилагательных и обозначают окончания их и падежных во­просов к именам прилагательным. Сравнив окончания во­просов и прилагательных обыкновенный ипростой в
разных падежах, учащиеся убеждаются в единообразии на­писания ударных и безударных гласных в падежных окон­чаниях имен прилагательных.

6.Правило на с. 14 знакомит учащихся с алгоритмом дей­ствий по выбору безударного окончания имени прилагатель­ного. Этот алгоритм используется при выполнении упр. 19 и при объяснении написания пропущенных букв в окончаниях имен прилагательных в упр. 20.

Физкультминутка

7.Упр. 19 выполняется по образцу, данному в учебнике.
Целесообразно организовать работу в парах: соседи по парте по очереди объясняют друг другу выбор гласных в безудар­ных окончаниях имен прилагательных.

8.В упр. 20 учащимся необходимо выписать имена при­лагательные вместе с именами существительными, к ко­торым они относятся, вставить пропущенные буквы в окон­чания прилагательных и проверить их написание.

Домашнее задание. Упр. 21.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 52

Тема. Правописание падежных окончаний имен при­лагательных мужского и среднего рода.

Цель.Показать, что имена прилагательные мужского и среднего рода в основном склоняются одинаково, закреплять умение проверять написание безударных гласных в оконча­ниях имен прилагательных.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5.Учащиеся рассматривают таблицу (упр. 22), сравнива­ют падежные вопросы и окончания имен прилагательных раз­ного рода и убеждаются в том, что прилагательные муж­ского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания во всех падежах, кроме
именительного и винительного. После этого читается вы­вод на с. 17.

Физкультминутка

6.Выполнение упр. 24 сопровождается подробным ком­ментированием: «Определяем род и падеж имени существи­тельного: озеро — имя существительное среднего рода,
берег (чего?) озера — родительный падеж — по нему опре­деляем род и падеж имени прилагательного: (какого?) глу­бокого — имя прилагательное среднего рода родительного
падежа, окончание имени прилагательного определяем по окончанию падежного вопроса или проверочного слова про­стой». При выборе окончания можно также обратиться к
таблице, данной в предыдущем упражнении.

7. Дети читают текст упр. 23, определяют, из какого произведения взят этот отрывок. Запись словосочетаний предваряется устной фронтальной работой по их выделению
из предложений.

8. Домашнее задание.Упр. 25.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 53

Тема. Правописание падежных окончаний имен при­лагательных мужского и среднего рода.

Цель.Показать зависимость гласных в окончаниях имен прилагательных от согласного перед окончанием (твердый со­гласный или мягкий). Учить излагать текст по данному плану

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. В процессе работы над упр. 26 дети устанавливают определенную зависимость: после твердых согласных в окончаниях имен прилагательных в родительном, да­тельном и предложном падежах пишем о, после мягких согласных — е. Наблюдения учащихся подтверждаются вы­водом на с. 19.

6. Учащиеся читают текст упр. 27, определяют тему тек­ста, отвечают на вопросы по его содержанию, делят текст на две части. Первую часть можно назвать «Солнечная капелька» (это описание), вторую — «Мудрое название» (это рассуждение). Далее учащиеся выписывают словосочетания с именами прилагательными мужского и среднего рода, опре­деляют падеж, обозначают окончания. При проверке, объ­ясняя написание падежных окончаний имен прилагательных, дети пользуются алгоритмом (с. 14).

Физкультминутка

7. После чтения текста упр. 28 учащиеся решают, рас­сказом или сказкой является прочитанный текст, и обосно­вывают свою точку зрения. К тексту можно подобрать за­головки: «Как появились одуванчики», «Подарок Весны и Зимы». Затем дети выписывают словосочетания с именами
прилагательными, данными в скобках, определяют их падеж,
обозначают окончания.

8. Учащиеся пишут изложение по тексту упр. 27 или 28 (по выбору учителя).

9. Домашнее задание.Упр. 29. Имена прилагатель­ные вставляются в текст в том порядке, в котором они за­писаны в списке слов для справок.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 54

Наши рекомендации