Выбор маршрута и видов транспорта для осуществления смешанной международной перевозки.
Смешанными (интермодальными) перевозками называются перевозки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки одним видом транспорта на другой без участия грузовладельца. Использование интермодальных схем перевозок позволяет экономить время, устранять недостатки одного вида транспорта и использовать преимущества других, повышать уровень качества обслуживания клиентов и снижать транспортные расходы.
Около 90% внешнеторговых грузов в мировой хозяйственной практике перевозится с использованием нескольких видов транспорта. Особенно актуальным является развитие евроазиатского транзита. Ежегодно по транспортным коридорам Азия-Европа перевозится около 90 млн. тонн грузов, причем почти 30% этого грузопотока следует в конвейерах.
На рисунке 2.2 приведены маршруты перевозок из порта Пуссан (Республика Корея) до «дверей» получателя в Москве.
Условные обозначения:
----------- - перевозки морем;
───── - автомобильные перевозки; - порт ( Пуссан, Восточный,
─ ─ ─ ─ - перевозки по железной дороге. Котка, Санкт-Петербург)
Рисунок 2.2 – Маршруты по направлению Пуссан – Москва.
Характеристика маршрутов приведена в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Краткая характеристика смешанных маршрутов
Номер маршрута | Характеристика | Виды транспорта | Примечание |
Через порт Котка (Финляндия) | Морской + авто | Морская перевозка- компания APL | |
Через С.-Петербург | Морской + авто | Морская перевозка- компания APL | |
Через порт Котка | Морской + авто | Морская перевозка – компания CS | |
Через С.-Петербург | Морской + авто | Морская перевозка – компания CS | |
Через порт Котка | Морской + ж/д + авто | Возврат контейнера по ж/д | |
Через С.-Петербург | Морской + ж/д + авто | Возврат контейнера по ж/д | |
Через С.-Петербург | Морской + авто | Автомобильная перевозка под режимом «таможенный перевозчик» | |
Через порт Восточный | Морской + ж/д + авто | Возврат контейнера по ж/д |
При формировании затрат на смешанные перевозки учитывается следующее:
- все ставки включают морской фрахт, выгрузку в порту, погрузку на подвижной состав (автомобиль или железнодорожные платформы);
- ставки не включают расходы, связанные с растаможиванием груза и дополнительные расходы в порту, связанные с досмотром контейнеров;
- базовая ставка морского фрахта в процессе переговоров может быть снижена на 200 долларов, а при больших объемах – до 400 долларов;
- ставка морского фрахта на С.-Петербург включает дополнительную зимнюю надбавку за ледовую обстановку, равную 50 долларов;
- ставка за автомобильные перевозки на маршрутах 1-4 и 7 предусматривает доставку «до дверей» получателя, на маршрутах 5,6 и 8 ставка включает доставку по Москве;
- железнодорожный тариф предусматривает возврат контейнера;
- на маршрутах 1 и 3 в итоговую ставку включены расходы на обработку контейнеров в порту Котка (182 доллара);
- ставки и тарифы определяются с учетом разной массы контейнеров (20-футовый и 40-футовый).
Составляющие затрат смешанных перевозок по маршрутам представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Ставки при смешанных перевозках на маршрутах Пуссан-Москва
Номер маршрута | Составляющие затрат по видам перевозок | |||||
морская | автомобильная | ж/д | ||||
20-фут. | 40-фут. | 20-фут. | 40-фут. | 20-фут. | 40-фут. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- | - | - | ||||
- | - | - | ||||
Окончание таблицы 2.10 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
- | - | - | ||||
- | - | - | ||||
- | ||||||
- | - | - | ||||
Временная оценка маршрутов предполагает учет данных о сроках доставки, которые включают время транспортировки и время ожидания, т.е. время перевалки, растаможивания, погрузки и разгрузки (см. таблицу 2.11).
Таблица 2.11 – Временные составляющие при смешанных перевозках на маршрутах Пуссан - Москва, дней
Номер маршрута | Морская перевозка | Наземная перевозка | Время ожидания |
2 дня перевалки+2 (терминал) | |||
2+7+1+1 | |||
2+2 | |||
2+7+1+1 | |||
2+3+2 | |||
2+7+2 | |||
7+1+2 | |||
Выбор наиболее приемлемого маршрута целесообразно осуществлять на основе интегральной оценки стоимости доставки и стоимости груза с использованием формулы
,
где Ст – закупочная стоимость товара;
Спер – стоимость доставки;
i – банковская ставка по валютным кредитам;
n – величина, рассчитываемая как Т/365;
Т – общее время доставки груза.
Средняя стоимость товаров составляет 35000 долл. для 20-футового контейнера, 60000 долл. – для 40-футового контейнера. Средняя банковская ставка по кредиту – 15%.
На основе анализа представленной ситуации произвести оценку целесообразности процесса использования предлагаемых маршрутов смешанной доставки контейнеров из Республики Корея в Российскую Федерацию и определить основные направления совершенствования перевозочного процесса.
2.5 Экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие логистической системы (на примере транспортного комплекса)
Исходные данные:
Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 5000 тыс. тонн, в том числе:
· железнодорожным транспортом - 2800 тыс. т;
· автомобильным транспортом - 2000 тыс. т;
· воздушным транспортом 200 тыс. т.
Требуется определить изменение основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:
-грузооборот;
-доходы;
-фондоотдачу;
-прибыль и рентабельность;
- численность работников;
-производительность труда;
- себестоимость перевозок. .
Таблица 2.12 - Исходные данные для решения
Показатель | Ж/Д | А/Т | В/Т | ТК |
Средняя дальность перевозок, км | ||||
Осн.производственные средства, усл. млн.руб. | ||||
Оборотные фонды, усл. млн.руб. | ||||
Численность работников | ||||
Эксплуатационные расходы, в том числе накладные, усл. тыс. руб. | 26 000 10 400 | 29 000 8700 | 11 700 2340 | 66 700 21440 |
Удельный вес условно-постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов | ||||
Доля работников, зависящих от объема работ, % | ||||
Доходная ставка, усл. коп. на 1 ткм | 8,0 | 12,0 | 22,0 | 16,0 |
Финансовые инвестиции, усл. млн руб., -в основные средства -в оборотные средства | ||||
Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс. т |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Грузооборот— это произведение перевозимых грузотонн на среднюю дальность пути следования, выражается в тонно-километрах. Грузооборот рассчитывается по формуле :
,
где V - общий объем перевозок;
L - средняя дальность перевозок.
Расчет доходов по видам транспортных средств осуществляется:
где Д - доход предприятия;
Дс - доходная ставка, установленная предприятием в денежных единицах на каждую тонну-километр.
Фондоотдача определяется следующим образом:
где Д - годовой доход;
Сосн.ср.- стоимость основных средств.
Прибыль транспортной компании рассчитывается:
,
где Э – величина затрат.
Плановые величины показателей определяются по формулам:
,
где Кр.пост. - удельный вес постоянных затрат;
Кр – коэффициент роста грузооборота;
Рпост - постоянные расходы.
Рентабельность активов (А) рассчитывается:
,
Численность работников в планируемом периоде определяется:
где Др% - доля работников, зависящих от объема работ, %;
Кроста - коэффициент роста грузооборота.
Производительность труда выражается:
· в стоимостном выражении:
,
где Ч- численность работников;
· в натуральном выражении:
,
где Го – грузооборот.
Себестоимость перевозок (S) на 1 тонно-километр рассчитывается:
Экономическая эффективность может определяться на уровне предприятия, отрасли, народного хозяйства, учитывающая затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиций в проект, показатели которой выходят за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускают их денежную оценку. Показатели экономической эффективности на уровне предприятия позволяют учитывать производственные результаты — выручку от реализации продукции (работ) за вычетом той ее части, которая израсходована на собственные нужды, прибыль (доход) или снижение текущих издержек производства (себестоимости); и социальные, относящиеся к работникам предприятий и членам их семей. В них учитываются только инвестиции и текущие затраты предприятия, не допуская их повторного счета.
Оценка экономической эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие логистической системы может осуществляться с помощью системы показателей и различных критериев.
Экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие транспортного комплекса по методу приведенных затрат рассчитывается по формуле
где Эпр - приведенные затраты;
Еи - коэффициент эффективности.
Время окупаемости проекта
,
где ΔП, ΔК – соответственно прирост прибыли и инвестиций.
Все изменения основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости объема инвестиций представляются в таблице 5.2.
Таблица 2.13 - Базовые и плановые показатели работы различных видов транспорта
Показатели | Вид транспорта | ||
Ж/Д | А/Т | В/Т | |
Грузооборот, млн. ткм | |||
Доходы, млн. руб. | |||
Расходы, млн. руб. | |||
Фондоотдача,руб. | |||
Рентабельность,% | |||
Прибыль, млн руб. | |||
Производительность труда, - руб./чел. - млн ткм/чел. | |||
Численность работников, чел. | |||
Себестоимость, руб./ткм |
На основе произведенных расчетов необходимо сделать вывод о целесообразности инвестирования средств в развитие транспортного комплекса.
Литература
1. Гаджинский, А. М. Логистика : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / А. М. Гаджинский. – 15-е изд., перераб. и доп. – Москва : Дашков и К, 1999, 2008 – 472 с.
2. Гайдаенко, О. В. Логистика : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / О. В. Гайдаенко, А. А. Гайдаенко. – Москва : КНОРУС, 2008. – 272 с.
3. Григорьев, М. Н. Логистика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг», 061100 «Менеджмент», 0622000 «Логистика» / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Гардарики, 2007 – 475 с.
4. Закон Республики Беларусь « Об основах транспортной деятельности» № 140-З от 05.05.98 г.
5. Ивуть, Р.Б. Логистика / Р. Б. Ивуть, С. А. Нарушевич. – Минск : БНТУ, 2004 – 328 с.
6. Логистика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Менеджмент» / МГТУ им. Н. Э. Баумана ; под ред. Б. А. Аникина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА- М, 1997, 1998, 2005, 2007, 2008 – 368 с.
7. Логистика : учебное пособие / Б. А. Аникин [и др.] ; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. – Москва : Проспект, 2007. – 408с.
8. Логистика : учеб. пособие / И. М. Баско [и др.] ; под ред. И. И. Полищук. – Минск: БГЭУ, 2007. – 431 с.
9. Неруш, Ю. М. Коммерческая логистика : учебник для вузов. – Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-271 с.
10. Виноградова, С. Н. Транспортное обслуживание : учеб. пособие / С. Н. Виноградова, Н. Г. Петухова. – Минск : Выш. школа, 2003. – 221 с.
11. Гаджинский, А. М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика : учеб.-практическое пособие. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 176 с.
12. Дроздов, П. А. Основы логистики : учеб. пособие / П. А. Дроздов. – Минск : Изд-во Гревцова, 2008. – 208 с.
13. Логистика: тренинг и практикум : учеб. пособие / Б. А. Аникин. [и др.]; под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 448 с.
14. Савенкова, Т. И. Логистика : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и анализ» / Т. И. Савенкова – 2-е изд., стер. – Москва : Омега-л, 2007. – 256 с.
15. Сергеев. В. И. Логистика в бизнесе : учебник. – Москва : ИНФРА-М, 2001- 608 с.