Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов
Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозки экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21000 тонн нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных баз и нефтебаз получателя представлена на рисунке 2.1. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.
Транспортировка осуществляется в два этапа.
Первый этап: железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки нефтепродуктов по железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.
Второй этап: автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.
Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов. В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающие требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое – в г. Аскиз, второе – в г. Минусинске.
В регионе имеется также две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
Принять во внимание, что в регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы. Далее, на участке Абаза - Улан-Гом перевозки осуществляются силами аскизкого АТП. На участке Улан-Гом – Тэс-Сомон работает внутренний транспорт Монголии.
Стоимость продвижения 21000 тонны нефтепродуктов до Тэс-Сомона по базовому варианту составляет 1 321 460 долл. США.
Выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат.
Таблица 2.5 - Варианты схем транспортировки нефтепродуктов
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Перевалка | Через нефтебазу г.Абаза | Через нефтебазу г. Минусинска | Через нефтебазу г. Минусинска |
Перевозчик | Аскизское АТП | Аскизское АТП | Минусинское АТП |
Маршрут | Абаза - Улан-Гом - Тэс-Сомон | Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон | Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выбор схемы транспортировки основан на проведении расчетов по разным вариантам.
Этапы расчетов.
1. Пользуясь данными таблицы 2.5 и 2.6, а также значениями расстояний, указанных на рисунке 2.1, рассчитать стоимость транспортировки нефтепродуктов (Стр) по каждому варианту.
Таблица 2.6 - Тарифы за транспортировку нефтепродуктов (Ттр)
Перевозчик | Ед. измер. | Размер тарифа |
Аскизское АТП | Долл./ т.-км. | 0,06 |
Минусинское АТП | Долл./ т.-км | 0,064 |
Внутренний тариф на перевозку в Монголии – 0,09 долл./ т.-км.
2. Рассчитать стоимость подачи транспортных средств под погрузку (Спод).
Тариф за подачу транспорта к месту погрузки (Т под) - 0,2 долл./ км.
Стоимость подачи автомобилей под погрузку определяется:
,
где N – количество рейсов, необходимых для выполнения заданного объема перевозок;
L – расстояние между транспортным предприятием и нефтебазой, км.
Q – общий объем перевозок по договору.
q – грузоподъемность автомобиля ( принимается равной 15 т.)
3. Используя таблицу 2.7, рассчитать стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазах.
Таблица 2.7 - Тарифы на перевалку нефтепродуктов
Нефтебаза | Ед. измер. | Тариф |
Абазинская | долл./т. | |
Минусинская | Долл./т. |
4. Рассчитать полные затраты по трем схемам транспортировки. Расчеты свести в таблицу 2.8.
Таблица 2.8 - Расчет полных затрат по схемам транспортировки.
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Стоимость транспортировки нефтепродуктов | |||
Стоимость подачи транспортных средств под погрузку | |||
Стоимость перевалки нефтепродуктов | |||
ИТОГО ЗАТРАТ |
Рисунок 2.1 – Схема расположения нефтехранилищ, перевалочных баз и транспортных организаций.