Расчет и построение динамической характеристики автомобиля
Используя уравнение
, (20)
где р - порядковый номер передачи.
Определяют скорость движения автомобиля на всех передачах при некоторых частотах вращения коленчатого вала, например, при частотах, выбранных при построении скоростной характеристики.
При наличии дополнительной коробки определяются также скорости движения на первой передаче при включенной понижающей передаче дополнительной коробки
. (21)
Соответствующие значения силы сопротивления воздуха Рw находятся по формуле
Pw = к·F·V2. (22)
При тех же частотах вращения коленчатого вала определяют касательные силы тяги Pк на всех передачах. Соответствующие значения Ме берут из скоростной характеристики.
;
. (23)
Полученные в результате расчетов величины V, Pw и Pк сводят в таблицу, с помощью которой в такой же последовательности определяют значения динамического фактора
, (24)
где Ма - масса груженого автомобиля без прицепа.
На основании данных таблицы строится динамическая характеристика, представляющая графическое изображение зависимости динамического фактора от скорости движения при различных включённых передачах.
Величина динамического фактора при прочих равных условиях зависит от передаточного числа трансмиссии и массы автомобиля. Если зависимость D от передаточного числа непосредственно выражается соответственно каждой передаче отдельной кривой динамического фактора, то для получения графической зависимости D от массы необходимы специальные построения. Из формулы для определения динамического фактора следует, что его величина обратно пропорциональна массе автомобиля. Чтобы не вычислять величину D при каждом изменении нагрузки, динамическую характеристику строят сначала для автомобиля с исходной массой Ма, а затем преобразуют ее в универсальную, используя выражение
, (25)
где Dx - новое значение динамического фактора;
Мx - измененная масса автомобиля с грузом;
Kr - коэффициент загрузки автомобиля, равный отношению
Для преобразования исходной динамической характеристики в универсальную нужно продолжить влево ось абсцисс и отложить на ней значения Dx в том же масштабе, что и для D. Затем из начала координат провести ряд лучей, углы наклона которых к оси абсцисс зависят от величины Kr и определяются из выражения
. (26)
Пусть известен динамический фактор при движении автомобиля массой Ma со скоростью V/ по дороге, характеризуемой величиной приведенного дорожного сопротивления ψ/. Для определения динамического фактора Dx груженого автомобиля массой Mx, движущегося с той же скоростью по той же самой дороге, необходимо из точки R динамической характеристики провести прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения с лучом, соответствующим выбранному коэффициенту загрузки. Перпендикуляр, опущенный из точки пересечения на ось абсцисс, определит Dx - новое значение динамического фактора.