Категория G – транспортные средства повышенной проходимости
К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие требованиям настоящего раздела, соответствие которым проверяют в условиях, определяемых рассматриваемым ГОСТ.
Пример 1. Транспортные средства категории N1 максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории М1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:
– по меньшей мере одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
– по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и
– если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%. Кроме того, они должны удовлетворять по меньшей мере пяти из шести приведенных ниже требований:
– угол въезда должен быть не менее 25° (рис. 1);
– угол съезда должен быть не менее 20° (рис. 2);
– угол продольной проходимости должен быть не менее 20° (рис. 3);
– дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм;
– дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм;
– межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм (рис. 4).
Пример 2. Транспортные средства категории М3, максимальная масса которых свыше 12 т, и транспортные средства категории N3 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют одновременный привод всех колес, включая транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, либо если соблюдаются следующие требования:
а) по меньшей мере половина осей имеет привод;
б) имеется по меньшей мере один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия;
в) транспортные средства (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 25%;
г) соблюдаются по меньшей мере четыре из шести следующих требований:
– угол въезда должен быть не менее 25°;
– угол съезда должен быть не менее 25°;
– угол продольной проходимости должен быть не менее 25°;
– дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 250 мм;
– межосевой дорожный просвет должен быть не менее 300 мм;
– дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 250 мм.
Определение типа кузова
Тип кузова может обозначаться следующими буквами.
1. Легковые автомобили (категория М1)
АА — седан.
Кузов — закрытый, с центральной стойкой между боковыми окнами или без нее. Крыша — жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений — не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Двери — две или четыре боковые; допускается также задняя дверь. Окна — не менее четырех боковых.
АВ — хэтчбек. Седан АА с открывающейся вверх задней дверью.
АС — универсал.
Кузов — закрытый. Форма задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем. Крыша — жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений — не менее четырех мест для сидения не менее чем в двух рядах. Один или более рядов сидений могут иметь откидывающиеся вперед спинки или выполняться съемными, образуя грузовую платформу. Двери — две или четыре боковые и задняя. Окна — не менее четырех боковых.
АD — купе.
Кузов — закрытый. Объем задней части кузова, как правило, ограничен. Крыша — жесткая, несъемная (часть ее при этом может открываться). Размещение сидений — не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери — две боковые; допускается также задняя дверь. Окна — два или более боковых.
АЕ — кабриолет.
Кузов — со съемной или убирающейся крышей. Крыша — мягкая или жесткая, устанавливаемая не менее чем в двух положениях: в одном положении закрывает кузов, в другом — отводится (откидывается) назад. Размещение сидений — не менее двух мест для сидения в одном или более рядах. Двери — две или четыре боковые. Окна — два или более боковых. ])
АF — многоцелевое транспортное средство.
Механическое транспортное средство иное, чем обозначенные кодами АА, АВ и АС, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа или грузов в одном отделении. Однако такое транспортное средство не считают относящимся к категории М1, если оно соответствует одновременно следующим требованиям:
1) число мест для сидения, помимо места водителя, не превышает шести.
Место для сидения признается существующим, если в транспортном средстве имеются доступные приспособления для крепления сидений.
Под доступными следует понимать приспособления, которые можно использовать. Для того чтобы приспособления для крепления не были «доступными», изготовитель должен физически исключить возможность их использования, например наварив на них пластины или установив на них постоянные заглушки, которые невозможно снять с помощью обычных инструментов.
2) выполняется условие
P – (М + N × 68) > N × 68,
где Р — технически допустимая максимальная масса груженого транспортного средства, кг; М — масса снаряженного транспортного средства, кг; N — число мест для сидения, помимо места водителя.
2. Транспортные средства специального назначения категории М1
SA — автомобиль-дом;
SB — бронированное транспортное средство;
SC — транспортное средство медицинской помощи;
SD — автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).
1) Определения кузовов типов АА, АС, АВ и АЕ — по международному стандарту ИСО 3833.