Тема. Спряжение глаголов в будущем времени.
Цель.Познакомить учащихся со спряжением глаголов в будущем времени. Учить образовывать форму будущего времени от глаголов, отвечающих на вопросы чтоделать? чтосделать?
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Детям предлагается образовать от глаголов нести, жить и кричать, говорить форму настоящего времени и проспрягать их в единственном и множественном числе. Два ученика работают у доски, один спрягает глаголы I спряжения, другой — II; остальные работают в тетрадях.
6. Проводится словарный диктант: почтальон, завтра, конфета, пирог, ракета, улица, компьютер, вчера, сегодня, планета.
7. Упр. 152 готовит детей к восприятию правила об образовании формы будущего времени от глаголов, отвечающих в неопределенной форме на вопросы что делать? что сделать?(с. 96).
Физкультминутка
8. Упр. 153, направленное на отработку умения образовывать форму будущего времени от глаголов в начальной (неопределенной) форме, выполняем с комментированием.
9. Таблица на с. 97 позволяет учащимся понаблюдать за тем, как изменяются в будущем времени глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?,и самостоятельно сделать вывод: глаголы, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что сделать?,изменяются в будущем времени по лицам при помощи окончания (напишу, напишешь, напишети т. д.); в глаголах будущего времени, неопределенная форма которых отвечает на вопрос что делать?,изменяется только первое слово (будуписать, будешь
писать и т. д.).
10. Упр. 155 выполняется в соответствии с заданиями к нему. Учитель обращает внимание детей на то, что им нужно выписать только глаголы 1-го лица единственного числа.
Выполняем это упражнение с комментированием.
11. Домашнее задание.Упр. 156. В классе следует обратить внимание учащихся на правило написания глаголов 2-го лица единственного числа.
12. Подведение итогов урока.
13.Рефлексия
Урок 85
Тема. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Цель. На практическом уровне знакомить учащихся с личными окончаниями глаголов I и II спряжения. Учить распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Упр. 157 знакомит детей с правилом написания безударных окончаний глаголов I и II спряжения. После того как учащиеся прочитают текст и познакомятся с таблицей, им предлагается списать с доски два столбика глаголов в неопределенной форме и указать, к какому спряжению они относятся.
строить читать
клеить жалеть
купить сеять
лепить колоть
кормить мыть
6. Упр. 158 выполняем с комментированием. При определении спряжения глагола дети пользуются таблицей из предыдущего упражнения.
Физкультминутка
7. После того как учащиеся спишут глаголы (упр. 159) и цифрой обозначат спряжение, следует предложить им составить небольшой рассказ о цирковом представлении. При этом данные глаголы используются в качестве опорных слов.
Естественно, форму глаголов следует изменить. Рассказ может быть примерно таким.
В цирке
На весенних каникулах мы ездили в цирк. Перед нами выступали дрессированные животные. Собачки пели под музыку и танцевали. Очень интересно выступал клоун. Он жонглировал тарелками, читал веселые стихи. Воздушные гимнасты приготовили сложный и опасный номер на канате. Даже в перерывах клоуны продолжали веселить публику. Они шутили, исполняли забавные трюки. Ребята дружно аплодировали артистам, приветствовали каждый номер представления.
8. Упр. 160 содержит памятку для проверки написания глаголов с безударными окончаниями. Учащиеся, пользуясь памяткой, должны объяснить, какую букву следует писать в окончаниях данных глаголов.
После самостоятельного выполнения упр. 161 организуется его коллективная проверка. Если времени недостаточно, можно выполнить это упражнение устно. При работе учащиеся должны использовать памятку (упр. 160).
9. Домашнее задание.Упр. 162.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 86
Тема. Способы проверки написания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Цель.Познакомить учащихся с проверкой написания безударных гласных в личных окончаниях глаголов путем подстановки глаголов с ударными окончаниями. Учить применять этот способ проверки на практике.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к родной земле
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. Упр. 163 выполняем следующим образом: ребята по очереди читают слова, произносят ударный гласный звук, записывают глаголы в два столбика (с ударным и безударным окончанием), обозначают ударение, выделяют окончания. Важно еще раз подчеркнуть, что гласные в окончаниях глаголов одного спряжения пишутся одинаково как под ударением, так и без ударения.
6. Упр. 164. При выполнении грамматического задания школьники с опорой на памятку на с. 102 рассуждают так: «Чтобы проверить, какую букву нужно написать в окончании слова ед..шь, нужно поставить его в неопределенную форму (ехать). Мы знаем, что глаголы на -ать относятся к 1 спряжению, значит, нужно писать окончание -ешь (едешь), как в слове поешь».
Физкультминутка
7. Упр. 165 можно предложить учащимся выполнить самостоятельно. Для самопроверки дети используют памятку на с. 102. Завершает работу коллективная проверка задания.
8. При работе над упр. 166 учащиеся убеждаются в том, какую важную роль во фразеологических оборотах играют глаголы. Можно предложить ребятам составить предложения с данными фразеологизмами. Лучшие предложения записываются на доске и в тетрадях.
9. Домашнее задание.Упр. 167.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 87