Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
Статья 13. Права полиции.
2.Проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
20. Останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов).
Основанием для остановки транспортных средств являются:
п.63 Административного регламента, приказ МВД 185 2 марта 2009
а) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
б) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или АПН;
в) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, АПН, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
д) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
е) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
ж) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
з) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
и) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
л) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Таким образом, остановка именно ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОКУМЕНТОВ возможна ТОЛЬКО на стационарных постах ДПС,в остальных, вышеперечисленных случаях остановка транспортного средства возможна и вне стационарного поста. Остановка инспектором ДПС транспортного средства без необходимости — это административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.
Стационарный пост:
п. 22.4 Наставления об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка.
Стационарный пост ДПС (СПДПС) — наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями.
Косвенно в п. 14 Административного регламента указывается: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост милиции и контрольно-пропускной пункт».
Отказ предоставления служебной информации инспектором:
Статья 24 Конституции РФ
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Исчисление сроков наказания:
Статья 4.8. КоАП РФ
1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
2. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Административные правонарушения, срок их давности:
1)Ст. 4.5 КоАП о давности привлечения к административной ответственности.
На основании данной статьи, постановление не может быть вынесено по истечению срока 2 месяцев со дня его совершения.
40 дней на оплату и 60 дней, на основании данной статьи.
По истечении этого срока штраф не может быть увеличен в 2 раза и соответственно не может применяться 15 суток.
Срок давности штрафов ГИБДД — 100 суток.
2)Ст. 31.9 КоАП о давности исполнения постановления.
На основании данной статьи, если выписанное постановление в течение 1 года не приводилось в исполнение, то оно будет прекращено.
Все штрафы списываются. Срок давности штрафов ГИБДД — 2 года.
Досмотр ТС:
Статья 27.9. КоАП РФ.
1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.
4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
8. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.
- Если инспектор говорит о том, что для проведения осмотра не требуются ни понятые, ни протокол соглашаетесь с ним и замечаете, что вы имеете право отказаться от осмотра и просите провести досмотр который проводится только под протокол и с понятыми. Вы имеете право отказаться от осмотра. Осмотр инспектор может провести и через окна автомобиля.
- Проводить досмотр личных веще, как и содержимого карманов инспектор не имеет права. Это личный досмотр и он регулируется статьей 27.7 КоАП. Для проведения такого досмотра должен составляться протокол личного досмотра, присутствовать двое понятых и проводить его может лицо того же пола, что и досматриваемый.
- Досмотр ТС без протокола и понятых это "Самоуправство" статья 19.1 КоАП. Если инспектор сам вскрывает ТС то незамедлительно звоните в 02 и сообщаете, что вашу машину незаконно обыскивают.
- Если инспектор попросит вас предъявить знак аварийной остановки или аптечку (он это может сделать полагая что вы откроете багажник) то спросите его на основании чего вы должны ему это предъявлять. Помните, что такой статьи нет. Говорите, что при начале движения все это лежало в багажнике и если инспектор желает в этом убедиться, то ему ничего не стоит составить протокол досмотра, пригласить двух понятых и сделать досмотр.
Что в большинстве случаев требует инспектор после проверки документов? Конечно, открыть багажник. Инспектор представляет это все в виде безобидного осмотра. Однако, на самом деле, требование открыть багажник не законно, поскольку досмотр является мерой административного обеспечения, и ограничивает права граждан, то он может проводиться только при наличии соблюдения требований, указанных в ст.27.9 КоАП.
Досмотр транспортного средства любого вида - это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Соответственно, досмотр ТС может производиться работниками ГИБДД не в любом случае, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении использования этого средства в противоправных целях. Подозрение при этом должно быть обоснованным.
Инспектора часто путают осмотр, досмотр транспортного средства, досмотр вещей и обыск.
Осмотр – инспектор подошел, посмотрел на машину, заглянул через окна в салон и ушел. Право осматривать автомобиль закреплено в законе «О полиции» (ст.13 п.20).
Если инспектор попросил вас открыть багажник, говоря, что он только осмотрит вещи, спросите: «Обследовать хотите?» На утвердительный ответ тут же говорите, что обследование, это и есть досмотр (ст. 27.9 п.1 КоАП). Если вы все-таки согласились открыть багажник, инспектор может только смотреть на вещи, но никак не трогать их. Когда инспектор начинает трогать вещи, то его действия попадают под статью 27.7 КоАП – «Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице». Такие действия должны оформляться отдельным протоколом, и инспектор должен привести мотивы необходимости своих действий (ст.27.7 п.1 КоАП).