Система впрыска бензинового топлива
Схематичное изображение системы впрыска топлива в двигателях объемом 1.8- и 2.0-литра
Р 2235
1 - ЕЕС 1У-модуль
2 - Топливный насос
3 - Реле топливного насоса
4 - Топливный фильтр
5 - Клапан регулировки оборотов
холостого хода (18С)
6 - Расходомер воздуха (МАР)
7 - Воздушный фильтр
8 - Регулятор давления топлива
9 - Распределительная труба для
топлива
10 - Датчик дроссельной заслонки
11 - Датчик температуры
всасываемого воздуха
12 - Жиклер
13 - Датчик позиции распредвала
14 - Бачок с активированным углем
15 - Магнитный клапан
16 - 018-катушка зажигания
17 - Аккумуляторная батарея
18 -Модуль Е013-4
19 -Датчик температуры
охлаждающей жидкости
20 - Кислородный датчик
21 - Тахометр/датчик позиции
коленчатого вала
22 - Реле электропитания
23 - Нажимной выключатель насоса
гидроусилителя рулевого
привода
24 • Сцепление компрессора
кондиционера
25 - Сервисный штекер/октановое
число
26 - Штекер для автотестирования
27 - Диагностический штекер
для РОЗ 2000
28 - Выключатель зажигания
29 - Предохранительный выключатель
30 - Электронный вакуумный
регулятор
31 - Клапан системы рециркуляции
отработанных газов
32 - Преобразователь дифференци-
ального давления
33 - Точка измерений дифференциаль-
ного давления
34 - Ко впускному коллектору
35 - Фильтр импульсной воздушной
системы/корпус клапана
36 - Магнитный клапан импульсной в
оздушной системы
37 - Кондиционер/подключение
охлаждающего вентилятора
38 - Управление/автоматическая
коробка передач
РЕГУЛИРОВАНИЕ
РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
Регулирование системы зажигания и впрыска выпо-
лняет общий управляющий прибор, наименование
фирмы Роге! ЕЕС IV. В этом разделе, з основном,
описывается блок впрыска. Все детали системы
впрыска топлива точные и почти не требуют техо-
бслуживания, поэтому ремонтировать систему впры-
ска приходится чрезвычайно редко. Достаточно
важные регулировки или ремонт в принципе можно
выполнить только с помощью дорогих контрольных
приборов и соответствующих специальных знаний,
т.е. подобные работы могут быть выполнены только в
соответствующим образом оборудованных мастер-
ских.
Принцип действия управляющего
прибора ЕЕС IV
Электрический топливный насос подает топливо из
топливного бака через топливный фильтр к жикле-
рам, которые расположены на распределительной
трубе. Регулятор давления, расположенный на рас-
пределительной трубе, поддерживает постоянным
давление в топливной системе в зависимости от раз-
режения во всасывающей трубе (давление должно
составлять 2.5 бар). Лишнее топливо стекает назад в
топливный бак по возвратному шлангу. Быстрый кру-
гооборот топлива обеспечивает охлаждение жикле-
ров. Двигатель всасывает свежий воздух через
воздушный фильтр и впускную трубу. Во впускной
трубе установлен прибор, который измеряет массу
всосанного воздуха, используя следующий принцип:
электрически нагреваемая спираль охлаждается про-
ходящим мимо всосанным воздухом. Чтобы поддер-
живать постоянной температуру спирали, ток
нагревания соответственно изменяется б зависимос-
ти от плотности/температуры всосанного воздуха. На
основе колебаний тока нагревания управляющий
прибор определяет массу всосанного воздуха. За
сравнительную величину берется актуальное положе-
ние дроссельной заслонки. Управляющий прибор со-
ответственно массе воздуха и числу оборотов
двигателя регулирует количество впрыскиваемого
топлива и продолжительность впрыска. Если жиклер
открыт дольше, то впрыскивается большее колчество
топлива. Каждый жиклер управляется отдельно соот-
ветственно очередности зажигания. Существует та-
кое специальное понятие: последовательный впрыск.
Дополнительные датчики и исполнительные элементы
в особых дорожных ситуациях отмеряют правильное
количество топлива.
■ Управляющий прибор системы впрыска топлива ре-
гулирует число оборотов холостого хода с помо-
щью клапана регулировки оборотов холостого
хода. Этот клапан регулирует количество воздуха
на холостом ходу, причем не задействуется дрос-
сельная заслонка. В результате число оборотов хо-
лостого хода остается постоянным, независимо от
того, работают или нет в этот момент дополнитель-
ные потребители, как например, рулевое управле-
ние с гидроусилителем или охлаждающий
компрессор.
Электрический управляющий прибор расположен
справа под приборной панелью. К соединитель-
ному штекеру можно добраться из моторного
отсека после снятия ресивера насоса гидроусили-
теля. Прежде чем отсоединять соединительный
штекер, необходимо вывинтить болт с шестигран-
ной головкой в штекере.
как только не поступает импульс, характеризующий
число оборотов, например, если двигатель заглох.
Реле расположено в коробке с предохранителями в
моторном отсеке.
? Кислородный датчик измеряет содержание кисло-
рода в выпускных газах и посылает соответствую-
щие сигналы на управляющий прибор. После этого
управляющий прибор регулирует впрыскиваемое
количество топлива, чтобы выпускные газы опти-
мально прогорали в катализаторе.
? Датчик температуры всасываемого воздуха изме-
ряет температуру этого воздуха, другой датчик
температуры на корпусе регулятора температуры
охлаждающей жидкости измеряет температуру
охлаждающей жидкости.
? Магнитный клапан вентиляции топливного бака
управляется в зависимости от рабочего состояния
двигателя. Возникающие в топливном баке пары
топлива накапливаются фильтром из активирован-
ного угля и подаются через клапан для сжигания.
Пары топлива с помощью фильтра из активирован-
ного угля используются и не выбрасываются в
окружающую атмосферу.
? На маховике и звездочке распредвала для впуск-
ных кулачков расположены индуктивные датчики.
Они сообщают информацию об актуальном числе
оборотов двигателя и положении коленчатого вала
на управляющий прибор системы впрыска топлива.
? Система зажигания не имеет подвижных деталей,
поэтому она не изнашивается, за исключением
свечей зажигания. Если отсоединить компенсаци-
онный штекер в моторном отсеке, то в бак можно
заливать топливо худшего качества, см. главу "Си-
стема зажигания". Если вы заправляете снова бен-
зин Супер (минимум 96 В02), то компенсационный
штекер нужно снова подсоединить.
■ Реле топливного насоса подает ток на топливный
насос. Защитная схема прекращает подачу тока,
■ Управляющий прибор управляет системой рецирку-
ляции отработанных газов и импульной воздушной
системой. Обе системы позволяют уменьшить со-
держание вредных веществ в выпускных газах: им-
пульсная воздушная система работает при горячем
двигателе. В выпускные газы дозированно доба-
вляется свежий воздух, что позволяет отработан-
ным газам лучше прогорать в катализаторе.
Рециркуляция отработанных газов снижает выброс
окислов азота. Это достигается за счет того, что
небольшая часть отработанных газов снова доба-
вляется во всасываемый воздух. Необходимые для
этого датчики и клапаны расположены на кронште-
йне -1- на передней стенке двигателя в моторном
отсеке. 3 - электронный преобразователь диффе-
ренциального давления; 4 - импульсный магнитный
клапан; 5 - электронный вакуумный регулятор (2 -
управляющий прибор зажигания, только в автома-
тических коробках передач, в других случаях инте-
грирован в управляющий прибор двигателя).
■ Другие функции управляющего прибора двигателя:
охлаждающий вентилятор регулируется в зависи-
мости от температуры двигателя и (если есть) от
включенного кондиционера. Моменты переключе-
ния автоматической коробки передач регулируются
в зависимости от дорожных условий.
Автодиагностика систем зажигания
и впрыска топлива
Регулирование числа оборотов холостого хода и со-
держания СО в случае использования управляющего
прибора ЕЕС IV больше не требуется. Система кон-
тролирует себя сама и записывает возникающие не-
исправности в запоминающем устрэйстве. В
мастерской Рога* неисправности можно вызвать с по-
мощью считывающего прибора и целенаправленно
устранить их. Какую-то неисправность не всегда
можно заметить, так как она может и не оказывать
отрицательное воздействие на ходовые характери-
стики автомобиля. Поэтому рекомендуется время от
времени обращаться в мастерскую.
Внимание! После отсоединения аккумуляторной ба-
тареи стирается вся информация, записанная в за-
поминающем устройстве неисправностей, в том
числе заданные рабочие характеристики, например.
число оборотов холостого хода.
После подключения аккумуляторной батареи могут
возникнуть проблемы в работе двигателя (перебои,
двигатель может глохнуть на разгоне или работать
неравномерно). После подключения аккумуляторной
батареи поэтому необходимо запустить двигатель и
дать ему поработать примерно три минуты на холос-
том ходу. После достижения рабочей температуры
(индикатор температуры охлаждающей жидкости
стоит посередине шкалы) дайте немного газа, двига-
тель должен поработать две следующих минуты на
1200 об/мин. В ходе этого процесса в запоминаю-
щем устройстве снова записываются рабочие харак-
теристики, например, число оборотов холостого хода
и т.п. В заключение рекомендуется прое:<ать 8 км на
автомобиле на разных скоростях, чтобы закончить
процесс "обучения" и перейти на нормагьный режим
работы двигателя.
Внимание! В случае выполнения каких-либо работ в
системе впрыска топлива следует соблюдать тща-
тельную чистоту, строго соблюдать технику безопас-
ности, выполняя какие-либо работы в системе
зажигания.
6.2. ПРОВЕРКА ЖИКЛЕРОВ
Жиклеры впрыскивают топливо через определенные
промежутки времени, т.е. на каждый оборот коленча-
того вала впрыскивается половина того количества
топлива, которое необходимо на один такт всасыва-
ния. Клапан впрыскивает топливо в виде конуса и
герметично закрывается сразу же посге окончания
впрыскивания. Негерметичные клапаны вызывают
проблемы при запуске горячего двигателя. Дефект-
ные жиклеры могут приводить к самопроизвольной
работе и к выключению двигателя.
• Запустите двигатель и дайте ему поработать на хо-
лостом ходу.
• С помощью стетоскопа проверьте на работающем
двигателе, клацает ли каждый отдельный клапан,
Это клацание обуславливается открытием и закры-
тием жиклера.
• Если нет стетоскопа, то с помощью отвертки или
пальца можно почувствовать, работает ли жиклер.
• В случае обнаружения очень сильных рабочих шу-
мов или полного их отсутствия необходимо прове-
рить штекерное соединение, наличие сигнала от
управляющего прибора и сопротивление жиклера
(работа выполняется в мастерской).
6.3. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА
ЖИКЛЕРОВ/РЕГУЛЯТОРА
ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВА
Снятие
• Отсоедините провод массы {-) от аккумуляторной
батареи.
Внимание! В результате стираются данные в элек-
тронных запоминающих устройствах, например, в
устройстве запоминания неисправностей двигателя
или код радиоприемника. Необходимо внимательно
прочесть раздел "Снятие и установка аккумуляторной
батареи", прежде чем ее отсоединять.
• Отвинтите крепежные хомутики. Отпустите три бол-
та или гайки и снимите воздушную камеру над впу-
скным коллектором. Если есть, снимите воздушный
шланг в нижней части воздушной камеры.
Внимание! Топливная система находится под давле-
нием. Чтобы стравить давление в системе, нужно ис-
пользовать клапан, расположенный на
распределительной топливной трубе. Мастерские
фирмы Рогд устанавливают на клапан специальный
кран • инструмент фирмы Рогд 29-033 и спускают то-
пливо. При отсутствии такого инструмента откройте
топливопроводы и соберите вытекающее топливо
тряпкой.
Сожмите быстрозапирающиеся запоры на обоих
топливопроводах и снимите их. Вытекающе топ-
ливо при этом соберите толстой тряпкой.
Отсоедините топливопроводы от кронштейна на го-
ловке блока цилиндров.
• Отвинтите крепежные болты на распределительной
топливной трубе и снимите эту трубу вместе с жи-
клерами.
Внимание! Снимайте распределитель топлива осто-
рожно, чтобы не повредить жиклеры.
Отсоедините воздушный шланг от регулятора дав-
ления топлива. В случае необходимости снимите
регулятор давления, для этого открутите два болта
и отверткой отсоедините регулятор давления от
распределительной трубы.
Снимите шланг вентиляции.
Отсоедините многополюсный штекер жиклеров.
• Распределительную трубу осторожно зажмите в ти-
сках, используя защитные прокладки, и отвинтите
крепежные болты жиклеров. Вытяните жиклеры.
Установка
Внимание! Резиновые уплотнительные кольца (О-
кольца) всех жиклеров и регулятора давления обяза-
тельно заменяйте при каждом демонтаже.
• Установите О-кольца вверху и внизу на жиклеры,
слегка смажьте их чистым машинным маслом.
Установите жиклеры в распределительную топлив-
ную трубу.
• Поверните жиклеры так, чтобы штекеры смотрели
вверх, и закрепите их стопорными болтами.
• Установите распределитель топлива с жиклерами в
головку блока цилиндров, затяните крепежные бол-
ты, используя предписанные моменты затяжки,
см.рис.
Подсоедините шланг вентиляции.
Если снимали, то установите регулятор давления
топлива с новым О-уплотнением в распределитель
топлива. Прежде установите на жиклеры по два
уплотнительных кольца, по одному вверху и внизу,
смазав их тонким слоем моторного масла
Подсоедините топливопроводы к быстродействую-
щим запорам. Не перепутайте топливопроводы.
Установите держатели для топливопроводов.
Подсоедините многополюсный штекер жиклеров.
Установите всасывающую воздушную камеру,
см.п.5.6.
Подсоедините провод массы (-) к аккумуляторной
батарее. Настройте имеющиеся часы и задайте
противоугонный код радио.
Запустите двигатель и снова его выключите. Про-
верьте систему на герметичность.
6,4. СИСТЕМНЫЙ поиск неисправностей в системе зажигания/ ВПРЫСКА ТОПЛИВА |
Прежде чем, руководствуясь данной таблицей, при-
ступать к поиску неиисправностей, должны выпо-
лняться следующие условия: исключена ошибка
эксплуатации при запуске. Топливо в топливном
баке, двигатель с точки зрения механики в порядке
(проверка компрессии), заряжена аккумуляторная ба-
тарея, стартер развивает достаточное число оборо-
тов, исключено наличие грязи в топливной системе,
имеется электрический контакт с массой {двигатель -
коробка передач - кузов).
Внимание! При системном поиске неисправностей
всегда идите сверху вниз в указанной последова-
тельности. Мастерская фирмы Рога* с целью более
глубокой диагностики может опросить запоминаю-
щее устройство неисправностей управляющего при-
бора, используя тестовый прибор.
Тест | Результат | М | еры |
I Функционирует ли топливный насос? Снимите крышку топливного бака, включите за- жигание и обратите внимание на рабочий шум топливного насоса. | Да Нет | ||
• Проверьте предохранительный выключатель топливного насоса. Проверьте репе и предохранитель топливного насоса. В случае необходимости, замените - эти детали. Если насос по- прежнему не функционирует. то необходима диагностика , | ^7 Мс -С______ ^&^^МФ | ||
^а*^е№ЖЙ*Л Л*#*й8 | |||
Работает ли система в аварийном режиме 1105)? Включите зажигание и обратите внимание на ра- бочие шумы топливного насоса Спустя приме- рно 1 сек. насос должен выключиться. Если насос не выключается, то необходимо подклю- чить ЮЗ-модуль. Выключите зажигание | Нет Да | ■ Отрабатывайте дальше тест 3. ■ Отсоедините штекер модуля ЕЕС IV, повторите тест. Если насос продолжает работать, то провод поврежден и его нужно заменить. Подсоедините модуль ЕЕС IV и повторите тест Если неисправность все еще имеется, то необходима диагностика мастерской Рого" | |
Подсоединены ли все электрические провода к двигателю? В хорошем ли состоянии топливопроводы и шла- нги разрежения? | Да Нет | ■ Отрабатывайте дальше гест 4 ■ Замените дефектные топливопроводы и шланги разрежения. Если нужно, снова подсоедините электрические провода. | |
Подсоедините тестовый прибор двигателя согла- сно инструкции изготовителя. Запустите двига- тель и прогрейте его до рабочей температуры. Внимание! Что касается тестовых приборов без осциллоскопа, то смотри инструкцию изготови- теля. | ■ Отрабатывайте дальше тест 5. | ||
Есть ли высокое напряжение на веек свечах за- жигания? | Да нет | ■ Если двигатель не запускается, то проверьте прочность посадки и контакт проводов на катушке зажигания. Двигатель не запускается; провернуть двигатель, наблюдать за показаниями осциллоскопа. Если все в порядке, то необходима диагностика Рога-мастерской. Если двигатель работает, то отрабатывайте дальше тест 7. | |
" п II п 18 8 8-г-Лг^Лу 1 72** | |||
■ Диагностика РопЭ- мастерской. | |||
б Не забит пи грязью катализатор? Отсоедините катализатор от передней выпу- скной трубы. Запустите двигатель. Если двига- тель запустился, то катализатор забит грязью | Да Нет | ■ Установите новый катализатор ■ Отрабатывайте дальше тест 7. |
Тест Результат | Меры | |
В порядке пи напряжение на свечах зажигания? Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом коду, проверьте напряжение на свечах зажигания, данные всех свечей должны быть примерно одинаковые, примерно 8-14 кВ. Раз- вейте на короткое время 3000 об/мин. и прове- рьте, меньше пи 16 кВ все данные. Выключите двигатель. | Да Нет | • Отрабатывайте дальше тест ави, , . . ■ Замените свечи зажигания. ^у Проверьте провода м ■» 1 | | 1 зажигания, в случае 1 необходимости замените их. 14 ик ц >т^Ь^Ь^Ь Г ?24Ь |
Герметичная ли система всасывания ? Запустите двигатель и проверьте его на гермети- чность. | Да мет | ■ Отработайте автотест (работу выполняет РогО-мастерская). ■ В данном случае устраните течи. |
6.5. ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА БЕНЗИНА
Ниже дан перечень возможных неисправностей и на-
иболее часто возникающих причин. Прежде чем
устранять неисправность, необходимо проверить :
наличие топлива в топливном баке, нет механических
неисправностей, аккумуляторная батарея заряжена,
Стартер развивает достаточное количество оборотов.
не загрязнена ли топливная система, налицо эле-
ктрический контакт с массой (двигатель-коробка пе-
редач-кузов).
Внимание! Если снимались топливопроводы, то их
прежде необходимо очистить бензином, стр.80
Неисправность | Причина Устранение | |
Двигатель не запускается | Электрический топливный насос при включении стартера не включается | ■ Проверьте, есть ли напряжение на насосе. Проверьте электрические контакты на проводимость |
Сработал предохранительный выключатель в системе впрыска топлива | ■ Посмотрите через смотровой глазок слева в облицовке пространства для ног водителя. Токовая цепь разомкнута, если кнопка предохранительного выключателя находится в верхнем положении. Вдавите кнопку, чтобы замкнуть токовую цепь | |
Дефектное реле топливного насоса | ■ Проверьте реле топливного насоса. Реле расположено в релейной коробке моторного отсека | |
Забились жиклеры | ■ Проверьте жиклеры, в случае необходимости, замените их | |
Забит катализатор | ■ Отсоедините фланец перед катализатором. Если двигатель не запускается, то замените катализатор | |
Плохо запускается холодный дви- гатель; двигатель работает нес- покойно | Неправильное содержание СО | * Проверьтесодержание СО и обороты холостого хода |
Деф&ктный температурный датчик | ■ Проверьте датчик температуры | |
Слишком низкое давление топлива | ■ Проверьте давление топлива | ||
Плохо запускается теплый двига- тель, работает неспокойно | Негерметичная система всасывания воздуха | ■ Проверьте точки соединений и патрубки в системе всасывания воздуха |
Двигатель выключается | Электрический контакт с топливным насосом время от бремени размыкается | ■ Проверьте прочность посадки штекеров, соединений и реле топливного насоса. Проверьте реле, зачистите контакты |
Плохое качество топлива. образование его паров | ■ Заправляйте только рекомендуемое топливо. | |
Низкое давление подаваемого топлива | а Проверьте давление подачи топлива | |
Дефектный топливный фильтр | ■ Замените топливный фильтр | |
Дефектный топливный насос | • Проверьте топливный насос | |
Дефектный жиклер | ■ Проверьте жиклер | |
Двигатель имеет проблемы при переходе на более высокие пере- дачи | Нвгерметичная система всасывания воздуха | ■ Проверьте точки соединения и патрубки в системе всасывания воздуха |
Неправильно отрегулированы обороты холостого кода | ■ Отрегулируйте число оборотов, проверьте кислородный датчик |
7. СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА
В ДИЗЕЛЬНОМ ДВИГАТЕЛЕ