Речной и авиатранспорт сжиженных газов применяется в России в настоящее время для газоснабжения северных районов.

Тема 2. ТРАНСПОРТ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ

Сжиженные газы, вырабатываемые на газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих заводах, а также на центральных газофракционирующих установках, используются в качестве сырья в химической промышленности, автотранспорте и в качестве топлива в быту.

От заводов-изготовителей к потребителям сжиженные газы доставляют в сосудах под давлением или в изотермических емкостях, а также по трубопроводам. Доставка – сложный организационно-хозяйственный и технологический процесс, включающий транспортирование сжиженных газов на дальние расстояния, распределение газов на кустовых базах и газонаполнительных станциях, транспортирование их на ближние расстояния для непосредственной доставки газа мелким потребителям.

Транспорт сжиженных углеводородных газов осуществляется следующими способами:

· по железной дороге в специальных цистернах и вагонах, груженых баллонами;

· автотранспортом в специальных автоцистернах и автомобилях, груженных цистернами и баллонами;

· морским транспортом на специальных судах-танкерах;

· речным транспортом на танкерах и баржах, груженных резервуарами и баллонами;

· авиатранспортом – в баллонах;

· по трубопроводам.

Крупные промышленные потребители сжиженных газов, расположенные, как правило, вблизи от газоперерабатывающих и нефтеперерабатывающих заводов, получают сырье от заводов-поставщиков непосредственно по трубопроводам. Сжиженные газы, предназначенные для бытового потребителя, для автотранспорта и мелких промышленных нужд, отпускаются через кустовые базы (КБ) и газонаполнительные станции (ГНС).

КБ и ГНС можно отнести к разряду крупных потребителей сжиженных газов, получающих сжиженный газ от заводов-поставщиков. На КБ и ГНС от заводов-поставщиков сжиженные газы транспортируются преимущественно в железнодорожных цистернах, при этом среднее расстояние транспортировки по России равняется 1640 км и доходит в отдельных случаях до 3000 км. Небольшая часть КБ и ГНС, в основном те, которые расположены вблизи производства, получают сжиженные газы по трубопроводам или крупными по объему (до 30 м3) автомобильными цистернами. Кустовые базы и газонаполнительные станции сооружаются обычно в районе газопотребления. На КБ и ГНС осуществляется кратковременное хранение и разлив сжиженных газов в потребительские емкости (промежуточные транспортные резервуары, баллоны). С КБ и ГНС сжиженные газы доставляются потребителям в основном автотранспортом или непосредственно или через промежуточные склады (районные пункты), организуемые для газоснабжения отдаленных зон района обслуживания.

Кустовые базы по сравнению с газонаполнительными станциями построены из расчета большей производительности и обеспечения газом более крупных по размерам районов. Так, производительность ГНС – от 3 тыс. т в год до 12 тыс. т, производительность КБ – от 25 тыс. т в год до 400 тыс. т. Назначением кустовых баз служит также экспорт и импорт сжиженных газов. В этом случае транспортировка сжиженных газов осуществляется в основном по морю на специальных судах-танкерах.

Речной и авиатранспорт сжиженных газов применяется в России в настоящее время для газоснабжения северных районов.

Речной и авиатранспорт сжиженных газов применяется в России в настоящее время для газоснабжения северных районов. - student2.ru Схема перемещения сжиженных газов от заводов-поставщиков к потребителям представлена на рис. 2.1.

Наши рекомендации