Конечные станции городского и пригородного наземного пассажирского транспорта в городе следует размешать с учетом экологических требований.

Таблица 9.2.3

Показатели Ед. изм. Количество маршрутов
3-4 5-6 свыше 6
Площадь участка кв.м
Конфигурация участка под размещение типового объекта с помещениями для обслуживающего персонала м 15´15 16´16 15´25 36´36
Этажность здания эт.


Хранение и техническое обслуживание подвижного состава
9.2.37. Хранение и техническое обслуживание подвижного состава следует проводить на основе комплексной схемы развития наземного пассажирского транспорта.
Для обеспечения эксплуатации пассажирского наземного транспорта следует предусматривать территории для размещения объектов материально-технической базы с установлением границ участков в плане красных линий (депо, парки, ремонтные заводы и др. объекты).
При размещении эксплуатационно-технических устройств городского транспорта необходимо учитывать возможности их перспективного развития, санитарно-гигиенические и противопожарные требования.
9.2.38. При размещении парков и гаражей продольные уклоны площадки не должны превышать: для трамвая - 0,025; троллейбуса и автобуса - 0,05. Поперечные уклоны площадки не должны превышать 0,025.
9.2.39. Хранение подвижного состава автобусного транспорта следует предусматривать, как правило, закрытым. Площадь земельного участка для автобусных гаражей закрытого хранения следует принимать в соответствии с табл. 9.2.4.

Таблица 9.2.4

Вместимость автобусного парка (количество машин) Ед. изм. Норма площади на единицу подвижного состава
Вместимость 80 - 135 мест Вместимость 140 - 250 мест
га 0,035 0,055
-"- 0,03 0,043
-"- 0,025 0,04
-"- 0,022 0,037
-"- 0,02 0,036


При размещении автобусных парков их вместимость целесообразно принимать 400 машино-мест.
Вместимость сооружений для хранения автобусного транспорта должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава, за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.
В условиях дефицита городских земель при проектировании автобусных парков допускается их устройство в двух и более уровнях.
9.2.40. Для хранения подвижного состава электротранспорта следует предусматривать закрытые помещения не менее чем на 25 - 30% от общего количества приписанного к депо подвижного состава. Остальной парк допускается хранить открытым. При размещении троллейбусных парков их вместимость целесообразно принимать 250 машино-мест. Вместимость должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава, за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.
Депо, ремонтные мастерские, парки и стоянки для хранения подвижного состава, как правило, следует размещать на одном земельном участке.
Ориентировочно площадь земельного участка для эксплуатационно-технических устройств трамвая и троллейбуса следует принимать согласно табл. 9.2.5 и табл. 9.2.6.
В случае дефицита городских территорий для хранения подвижного состава наземного транспорта допускается предусматривать дополнительные участки, удаленные от основного транспортного предприятия.
9.2.41. На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды (основной и резервный) трамвайных вагонов и троллейбусов.
Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длины кузова трамвайного вагона или троллейбуса.
9.2.42. Количество и мощность тяговых подстанций определяется расчетом электрической сети. Площадь земельного участка для размещения тяговой подстанции принимается ориентировочно 0,15 - 0,25 га.

Таблица 9.2.5

Вместимость трамвайного депо (количество машин) Ед. изм. Норма площ. на един. подвижного состава
га 0,06
-"- 0,05
-"- 0,04

Таблица 9.2.6

Вместимость троллейбусного парка (количество машин) Ед. изм. Норма площ. на един. подвижного состава
Вместимость 80 - 135 мест Вместимость 140 - 250 мест
га 0,04 0,045
-"- 0,039 0,044
-"- 0,035 0,037


Транспортно-пересадочные узлы
9.2.43. В транспортно-пересадочных узлах общегородского значения, сформированных на базе станций скоростного внеуличного транспорта, протяженность пешеходных путей от остановочных пунктов наземного транспорта следует предусматривать:

  • до станций метрополитена, экспресс метрополитена, скоростного трамвая и городской железной дороги - не более 100 м;
  • до станций и остановочных пунктов пригородно-городских железных дорог - не более 150 м.

В пределах пересадочных узлов "метрополитен - пригородно-городская и городская железная дорога" протяженность пешеходных путей не должна превышать 150 м.
В транспортно-пересадочных узлах типа "наземный транспорт - наземный транспорт" следует обеспечивать дальность пешеходных подходов не более 120 м.

Примечание. Протяженность пешеходного пути исчислять от остановки наземного транспорта до входа в вестибюль станции скоростного внеуличного транспорта.

9.2.44. При пересадках со стоянок "П+П" на скоростной внеуличный транспорт дальность пешеходных подходов следует принимать в соответствии с табл. 9.3.3 п. 9.3.10.
9.2.45. Для сокращения затрат времени на пересадку рекомендуется применять локальные транспортные системы, ускоряющие пешеходное движение.

Индивидуальный транспорт

9.3.1. Потребность в территориях для размещения объектов, обеспечивающих хранение, паркирование и техническое обслуживание легкового автотранспорта, следует определять с учетом ожидаемого уровня насыщения города легковым автотранспортом всех категорий, требований эффективного использования городской территории и обеспечения экологической безопасности.
Для территории города, округа, района, микрорайона общую потребность в машино-местах для хранения легковых автомобилей физических лиц следует принимать в количестве не менее 320 машино-мест на 1000 жителей*.
Для хранения легковых автомобилей юридических лиц - следует предусматривать не менее 20 машино-мест на 1000 жителей, все из которых следует размещать в гаражах-стоянках.
При размещении гаражно-стояночных объектов на территориях районов массового жилищного строительства, а также в районах сложившейся городской застройки следует обеспечивать их доступность в соответствии с требованиями пп. 9.3.4 и 9.3.10 настоящих норм.
Для отдельных объектов нового строительства и реконструкции (жилого, общественного, производственного назначения) - требуемое количество машино-мест для хранения и паркирования легкового автотранспорта следует определять в соответствии с пп. 9.3.3 и 9.3.9 настоящих норм.
Требуемое для объекта количество машино-мест, установленное расчетом, следует размещать в пределах участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения и другие элементы), а также участки, выделяемые застройщику под компенсационное благоустройство".

* Жители - физические лица, постоянно зарегистрированные на жилой площади в г. Москве.

(Измененная редакция. Изменение от 04.10.2005 г.).

9.3.2. Следует разрабатывать схемы размещения сооружений для хранения и паркирования легковых автомобилей (в том числе в составе планов градостроительного развития территорий) - для города в целом, а также для отдельных административно-территориальных образований.
На основе разработанных схем в проектах планировки, застройки и реконструкции жилых территорий сооружения для хранения и паркирования легковых автомобилей следует размещать с учетом функционально-планировочного решения территории и особенностей застройки (существующей и проектируемой) жилого района, микрорайона, жилой группы, участка (раздел 5 "Жилые территории"). Хранение легковых автомобилей
9.3.3. Для жилого квартала, жилой группы, жилого здания - требуемое количество машино-мест для организованного хранения легкового автотранспорта следует определять с учетом категории комфортности жилой застройки**, предусматривая:

- при застройке жилыми домами II категории (с обеспеченностью общей площадью до 30 кв.м на 1 жителя) - не менее 1,0 машино-места на квартиру;
- при застройке жилыми домами I категории (с обеспеченностью общей площадью от 30 до 50 кв.м на 1 жителя) - не менее 1,7 машино-мест на квартиру;
- при застройке жилыми домами повышенной комфортности (с обеспеченностью общей площадью свыше 50 кв.м на 1 жителя) - не менее 2,0 машино-мест на квартиру.

В пределах территорий жилой застройки также следует предусматривать гостевые автостоянки в соответствии с требованиями п. 9.3.16 настоящих норм".

** Определение категорий комфортности жилой застройки проводится в соответствии с МГСН 3.01-01 "Жилые здания" и п. 5.2 настоящих норм.

(Измененная редакция. Изменение от 04.10.2005 г.).

9.3.4. Сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует размещать, как правило, в радиусе доступности 250 - 300 м от мест жительства автовладельцев, но не более, чем в 600 м; на территориях коттеджной застройки не более, чем в 200 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м.
9.3.5. Удельный показатель территории, требуемой под сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует принимать в соответствии с нормативными показателями по размещению гаражно-стояночных объектов - по жилой группе, микрорайону, жилому району (раздел 5 "Жилые территории").
9.3.6. Сооружения для хранения легковых автомобилей всех категорий следует, как правило, размещать:

  • на территориях коммунально-складских и производственных зон, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и железных дорог (в случае, если СЗЗ соответствует норме и благоустроена в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1/2.1.1.567-96). Суммарные выбросы от гаражей-стоянок не должны загрязнять промплощадки в концентрациях выше установленных нормативов;
  • в жилых районах - на территориях коммунального и общественного назначения, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, территориях транспортных сооружений, в подземном пространстве - под участками газонов, спортивных сооружений, под проездами, автостоянками.

Сооружения для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянным жителям города (вместимостью, как правило не более 300 машино-мест), допускается размещать в жилых кварталах - на территориях, приближенных к их границам.

Таблица 9.3.1

Объекты, до которых исчисляется расстояние Расстояние, м
Автостоянки (открытые площадки) и наземные гаражи-стоянки рампового типа вместимостью, машино-мест
10 и менее 11 - 50 51 - 100 101 - 300 свыше 300
Стены жилых домов с окнами
Торцы жилых домов без окон
Детские дошкольные учреждения и школы *
Лечебные учреждения стационарного типа * * *

* - устанавливаются по согласованию с органами государственного санитарного надзора.
Примечания. 1 Расстояния следует определять от границ автостоянок (открытых площадок), стен гаража-стоянки - до границ участков детских дошкольных учреждений, школ, лечебных учреждений стационарного типа.
2. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок (открытых площадок), расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов и других зданий следует принимать с учетом общего количества машино-мест на всех автостоянках, но во всех случаях не допуская размещения во внутриквартальной жилой застройке автостоянок вместимостью более 300 машино-мест.
4. Если въезды в гараж не ориентированы в сторону жилых и общественных зданий, указанные в таблице расстояния допускается сокращать на 25% в следующих случаях:

- при отсутствии в гаражах открывающихся окон - для гаражей-стоянок закрытого типа I - II степеней огнестойкости;
- при устройстве сплошного стенового ограждения (глухой стены) - для гаражей-стоянок закрытого типа всех степеней огнестойкости.

Для гаражей-стоянок закрытого типа III, IV, IVа и V степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее указанных в Примечании 2 Таблицы 12.1.
6. Расстояния от автостоянок и гаражей-стоянок рампового типа с количеством машино-мест внутри указанных в таблице градаций, но не менее 10 машино-мест - допускается принимать по интерполяции.

(Измененная редакция. Изменение от 26.12.2000 г.).

Подземные гаражи-стоянки в жилых кварталах и на придомовой территории допускается размещать под общественными и жилыми зданиями, участками зеленых насаждений, спортивных сооружений, под хозяйственными, спортивными и игровыми площадками (кроме детских), под проездами, гостевыми автостоянками; школьными участками (при условии организации въездов в гаражи и выездов из них, а также размещения устройств для выброса вредных веществ - за пределами школьных участков, в соответствии с п. 9.3.8).
Автостоянки (открытые площадки) для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянному населению города, целесообразно временно размещать на участках, резервируемых для перспективного строительства объектов и сооружений различного функционального назначения, включая многоярусные гаражи-стоянки.
9.3.7. Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, следует предоставлять в гаражах-стоянках и на автостоянках, расположенных не далее 50 м от места проживания автовладельца. В случае, если доступность имеющихся сооружений превышает 50 м, устраивают временные гаражи из несгораемых сборно-разборных конструкций, удаленных от жилых зданий в соответствии с табл. 9.3.1. Размещение гаражей для инвалидов должно проводиться без нарушений условий безопасности движения пешеходов и транспортных средств на территориях жилой застройки.
Размещение в жилой застройке многоэтажных гаражей-стоянок вместимостью свыше 300 машино-мест, а также гаражей-стоянок без наружного стенового ограждения или с неполным наружным стеновым ограждением допускается при соблюдении действующих санитарных норм и экологических требований, обоснованных соответствующими расчетами рассеивания выбросов вредных веществ и расчетами по защите от шума, при условии согласования с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

(Измененная редакция. Изменение от 26.12.2000 г.).

9.3.8. Расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в табл. 9.3.1. Расстояния от подземных гаражей-стоянок до объектов городской застройки, а также расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до общественных зданий не лимитируются.
При размещении наземных и комбинированных гаражей-стоянок, а также вентиляционных шахт подземных гаражей-стоянок ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ не должны превышать установленные санитарные нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96), уровни шума не должны превышать предельно допустимые значения.
Расстояния от въездов в подземные гаражи-стоянки и выездов из них до окон жилых домов и участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений должны устраиваться в соответствии с требованиями п. 9.3.23.
Паркирование легковых автомобилей
9.3.9. Для объектов нового строительства и реконструкции общественного и производственного назначения, а также при изменении функционального назначения объектов - требуемое количество машино-мест для паркирования легкового автотранспорта (для работающих и посетителей) следует определять расчетом, в соответствии с нормативами, приведенными в табл. 9.3.2.
На автостоянках и в гаражах-стоянках, обслуживающих объекты различного функционального назначения, следует выделять места для паркирования личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

(Измененная редакция. Изменение от 04.10.2005 г.).

9.3.10. Для Москвы следует организовывать комбинированную схему размещения сооружений для паркирования легковых автомобилей, включающую приобъектные, кооперированные, перехватывающие стоянки типа "П+П", радиусы обслуживания которых следует принимать в соответствии с табл. 9.3.3.
9.3.11. При организации кооперированных стоянок, обслуживающих группы объектов трудового и культурно-зрелищного назначения, допускается снижать суммарное требуемое количество машино-мест: на территории центрального административного округа г. Москвы - на 20 - 25%, в периферийных зонах - на 10 - 15%.
9.3.12. При расчете требуемого количества машино-мест на приобъектных и кооперированных стоянках на территории центрального административного округа г. Москвы следует принимать продолжительность паркирования легковых автомобилей: не более 2,5 часов - в пределах Садового кольца; не более 5 часов - за его пределами.

Таблица 9.3.2.

Наши рекомендации