Элементы общей теории систем
Системный подход как метод научного познания. Основным стержнем научных теорий, в том числе и теории управления, является идея так называемых «системных исследований». Понятия «система» и «системность» используются в самом широком смысле: теоретически любой объект научного исследования может быть рассмотрен как некая система. Мы говорим о системе линейных уравнений и системе йогов, системе высшего образования и Солнечной системе, системах материально-технического снабжения, кровообращения, общественного питания, пищеварения, счисления, транспортных коммуникаций и многих других, интуитивно понимая, что общей для всех этих различных понятий является некая упорядоченность.
Суть упорядоченности состоит в следующем.
Во-первых, любая система представляет собой совокупность элементов, из которых она состоит. При этом предполагается не простой набор элементов, хотя бы и имеющих общий признак, а определенная целостность, когда сумма характеристик элементов не дает еще характеристики системы.
Во-вторых, наблюдается взаимодействие элементов системы. Это означает, что система имеет интегральный характер, т. е. элементы, не связанные с другими, не принадлежат к рассматриваемой системе, а те, которые принадлежат, обладают интегральными свойствами взаимного проникновения.
В-третьих, взаимоотношения между элементами регламентируются некими общими для них правилами, а для системы в целом характерна целенаправленность, стремление достичь определенного, наперед заданного состояния.
Все эти перечисленные обстоятельства, вместе взятые, предопределяют особое свойство системы — организованную сложность; взаимосвязи между элементами таковы, что изменение одной какой-либо связи влечет за собой изменение многих других. Изменение числа элементов в системе не только изменяет число связей, но меняет и прежние взаимосвязи.
Проблемы организованной сложности не рассматриваются классической наукой, в частности, классическая математика не имеет средств выявления взаимоотношений между несколькими объектами. В ней прикладные задачи при их решении сводятся к расчету сил взаимодействия только двух объектов: двух тел в механике, двух элементарных частиц в физике и т. д.
Классическая математика, кроме линейных и нелинейных задач для двух переменных, рассматривает также взаимодействие бесконечно большого числа переменных, связанных между собой. Эти проблемы решаются методами теории вероятностей и математической статистики. Однако, говоря о проблемах организованной сложности, имеют в виду взаимодействие большого, но не бесконечного числа переменных, обладающих сильными взаимными связями. Только во второй половине XX-го века возник ряд научных направлений, призванных описать такой вид взаимодействия, в частности, это общая теория систем.
Системный подход отказывается от односторонне-аналитических, линейно-причинных методов исследования, делая основное ударение на анализ целостных интегральных свойств объекта, выявление его связей и структуры.
Качественные характеристики и инварианты термина «система»
Понятие системы выделяет некоторое количество элементов, входящих в нее. При этом подразумевается, что существует множество элементов, взаимодействующих с системой за ее пределами, и это множество составляет внешнюю среду для данной системы. Взаимодействие элементов системы, как между собой, так и с элементами внешней среды вносит некоторую неопределенность при локализации системы. Действительно, как определить границы системы? Какие элементы считать взаимодействующими в ее рамках, а какие — взаимодействующимикак часть внешней среды?
Из существа системного подхода вытекает, что одна и та же совокупность элементов в одном случае может рассматриваться как система, а в другом — как часть некоторой другой, большей системы. Поэтому в состав системы и ее внешней среды включается при каждом исследовании то, что исследователь считает существенным. И это вовсе не означает, что локализация системы, определение ее границ осуществляется субъективно: по мере расширения и уточнения своих знаний о системе, по мере составления все более точной ее модели исследователь вынужден вновь и вновь возвращаться к вопросу о границах системы, взаимосвязях ее с внешней средой, корректируя первоначальное представление.
Множество элементов, составляющих систему, всегда можно разбить по некоторым признакам на подмножества, выделяя из системы ее составные части — подсистемы. Их в свою очередь можно делить на еще более мелкие подсистемы вплоть до молекул, атомов и далее.
С другой стороны, руководствуясь некоторыми общими признаками, можно объединить несколько систем в одну общую систему, в которые исходные входят в качестве подсистем. В этом случае выявляется иерархия систем — деление их по уровням или рангам.
В соответствии с иерархией каждая система может быть разделена на подсистемы более низкого уровня, а сама являться подсистемой системы более высокого уровня (так называемой метасистемы). И при выделении границ системы, и при делении ее на подсистемы исследователь руководствуется определенными общими правилами. Так, например, при определении множества элементов, образующих систему, нельзя объединять несовместимое и пытаться разделить неделимое.
Если задана цель функционирования системы и алгоритмы ее функционирования, то состав элементов, образующих систему, определяется однозначно. Например, при оптимизации работы флота требуется составить план распределения судов по линиям (направлениям) таким образом, чтобы достичь максимальной эффективности перевозок с точки зрения некоторого наперед заданного критерия. При этом моделируется система морских транспортных коммуникаций, и элементом этой системы целесообразно рассматривать не линию, не судно, и не порт, а судно на линии (направлении).
В процессе деления системы на подсистемы стараются руководствоваться таким принципом: подсистемы, подчиненные одной системе, действуя совместно, должны выполнять все функции, задаваемые системой, в состав которой они входят.
Деление подразумевает, что каждая система состоит не менее чем из двух подсистем.
К сожалению, в практике административного управления этот очевидный принцип часто нарушают, подчиняя подсистеме п-го уровня одну подсистему (п — 1)-го уровня.
Так, например, система управления маленьким портом, где нет отдельных районов, часто полностью копирует структуру управления больших портов, разделенных на несколько районов. Такая совокупность представляет собой патологическую подсистему n-го уровня.
Содержание термина «система». В настоящее время не существует такого определения понятия «система», которое бы отражало все стороны этого явления. Многочисленные попытки дать определение понятию «система» в рамках специализированных теорий систем и естественнонаучной интерпретации общей теории систем не привели к удовлетворительному результату.
Качественные характеристики типа: «система» есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи); «система» — это множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами» (Р. Фейджин и А. Холл); «система» — это совокупность взаимодействующих элементов, объединенных единством цели или общими целенаправленными правилами взаимоотношений» (А. Г. Мамиконов), а также и формальные определения на языке теории множеств, например, «абстрактной системой называется собственное подмножество Xs множества X, т. е. XsÌX или некоторое отношение, определенное на произведении X, т. е. Х = Х1, Х2,..,Хп, R = {R1, R2,...,Rj}» (М. Месарович), отражают лишь отдельные стороны этого понятия. Но они привели к такому положению, когда каждый исследователь опирается на свое понимание термина «система».
Резюмируя сказанное, и не пытаясь дать определение понятию «система», можно все же выделить некоторый инвариант этого термина:
§ система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
§ она образует особое единство со средой;
§ как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка;
§ элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.
Условившись о том, какое содержание мы вкладываем в понятие «система» и поняв, что в основу системного мировоззрения заложены идеи целостности, сложной организованности исследуемых объектов, их внутренней активности и динамизма, мы можем классифицировать системы по некоторым наиболее существенным признакам.
Классификация систем.Среди множества систем, с точки зрения их связи с внешней средой, выделяют абсолютно обособленные системы («закрытые»), т. е. такие системы, которые не находятся под влиянием внешней среды и сами не оказывают никакого влияния на внешнюю среду, и относительно обособленные системы («открытые»), на которые внешняя среда воздействует по определенным ограниченным каналам, называемым входами, а сами системы воздействуют на внешнюю среду по каналам, называемым выходами. Допускается, что некоторые выходы системы являются одновременно и ее входами (самосопряжение систем).
Каждому входу и каждому выходу данной относительно обособленной системы мы ставим в соответствие:
§ определенное множество моментов или интервалов времени (календарь);
§ определенное множество различаемых состояний (репертуар).
Каждый вход и каждый выход в данной системе принимает только одно различаемое состояние в определенный момент (или на интервале) времени. Функция, ставящая в соответствие отдельным элементам календаря данного входа (выхода) отдельные различаемые состояния, есть траектория данного входа (выхода).
Таким образом, репертуар данного входа (выхода) есть пространство различаемых состояний. Состояние системы характеризуется состояниями ее входов и (или) выходов.
Систему же в целом можно описать множеством ее состояний.
По степени сложности системы делят на простые и сложные. Сложность экономической системы зависит от того, сколько разных сторон (аспектов) объекта или явления мы исследуем одновременно.
Например, система планирования работы морского флота предполагает одновременный учет комплекса результативных показателей: объем перевозок (в тоннах, тонно-милях, по номенклатуре грузов и по направлениям), время выполнения заданного объема перевозок, затраты тоннажа, эксплуатационные расходы, валютный доход и т. д. С этой точки зрения сложной называют такую систему, которая позволяет исследовать изучаемое явление не менее чем в двух аспектах.
Английский кибернетик Стаффорд Вир, говоря о системах [б], предлагает классифицировать их по степеням сложности, а именно: простые системы, сложные системы, поддающиеся описанию, и очень сложные системы. Кроме того, он разделяет все системы по характеру причинно-следственных связей, объективно существующих в системе, на детерминированные и вероятностные.
В детерминированной системе все элементы взаимодействуют точно предвидимым образом, например, обработка детали по определенной технологии, погрузка или выгрузка судна по заданной технологии и т. д.
В вероятностной системе нельзя сделать точного предсказания ее поведения, но с определенной вероятностью можно ожидать появления того или иного прогнозируемого события.
Хорошими примерами вероятностной системы являются: система прогнозирования погоды, система морских перевозок (особенно в сложных навигационных условиях, например в Арктике) и т. д.
Выделяют также большие системы. К ним относят системы, которые невозможно исследовать иначе, как по подсистемам.
По признаку содержания элементов системы делят на материальные и информационные.
Примеры материальных систем: система водоснабжения или электроснабжения, судно как инженерное сооружение, перегрузочная машина, портовый склад и т. д.
Примеры информационных систем: диспетчер и вверенная ему группа судов, судоходная компания, агентская фирма и т. д.
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В дальнейшем будут рассматриваться не все возможные системы, а только определенный их класс — очень сложные информационные системы управления, которые называются также «кибернетическими системами».
Одной из характерных особенностей таких систем является их способность реагировать на внешние (по отношению к данной системе) воздействия, изменяя с их учетом хода управляемого процесса и обеспечивая его ведение в заранее заданном режиме.
Кибернетические системы являются объектом исследования и изучения кибернетики —науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и их объединениях.
С понятием «управление» человек сталкивается ежечасно на протяжении всей своей жизни, а человечество — на протяжении всей своей истории. Представление о кибернетике неотделимо от новейшей техники для управления, мощных электронных вычислительных машин, современных математических методов управления производственными и экономическими системами.
Наука об управлении показала, что сходство процессов управления в различных системах носит закономерный характер, что субстратом этих процессов является информация, подобно тому, как субстратом физико-химических процессов является энергия, что информационные процессы независимо от природы носителей информации подчиняются общим количественным закономерностям.
Природа кибернетических систем может быть различной — технические, биологические, экономические системы и т. д.
Среди кибернетических систем особое место занимают системы управления экономическими объектами: народным хозяйством в целом, отдельными его отраслями, например морским транспортом, отдельным предприятием (портом или пароходством) или его подразделениями. Системы управления экономическими объектами, или экономические системы, характеризуются сложным поведением и очень развитой структурой взаимосвязей между элементами.
Судоходное предприятие, например, рассматриваемое с точки зрения управления, является очень сложной вероятностной кибернетической системой. Ее сложность обусловлена наличием многих технических, технологических, экономических, политических, социально-правовых, гидрологических, метеорологических и т. п. элементов.
Как правило, в такой системе состав и поведение различных элементов характеризуются собственными закономерностями, описываются различными языками, используется терминология разных отраслей наук.
Однако с точки зрения управления, экономическую систему нет нужды рассматривать во всей ее полноте и сложности. Обычно, в зависимости от конкретной цели исследования, целесообразно рассмотрение и описание лишь одного аспекта функционирования системы, скажем, ее рентабельности или доходности, размера эксплуатационных расходов и т. д.
Основные понятия и принципы кибернетики.
Изоморфизм. Если определенному свойству множества А соответствует аналогичное свойство множества В и при изучении именно этих свойств множества оказываются неразличимыми, тождественными, то говорят, что они находятся в отношении изоморфизма или изоморфны. В этом случае, изучая одно из таких множеств, тем самым устанавливают свойства другого.
Так, например, изоморфны: местность и географическая карта, объект съемки и фотографический негатив, а также отпечаток с него, расположение пассажирских мест на судне и план-карта и т. д.
Кибернетика утверждает наличие изоморфизма в системах управления любой природы: экономических, биологических, технических и т. д.
Принцип внешнего дополнения. Функционирование любой системы невозможно достаточно полно описать, рассматривая ее как абсолютно обособленную систему.
Рассматривая транспортный процесс с материально-вещественной стороны, выходом следует считать транспортную продукцию — перевозки. С точки зрения процессов управления под выходом понимают информацию о транспортной продукции.
Простейшим примером применения обратной связи на транспорте является диспетчерское управление: поступление к диспетчеру оперативных сведений о состоянии перевозочного процесса и есть обратная связь, позволяющая вырабатывать команды управления применительно к конкретным условиям, в которых находится объект управления.
В качестве более сложных примеров принципа обратной связи можно привести следующие. Если бы на мировом фрахтовом рынке существовал орган, который бы устанавливал и объявлял цены на морские перевозки, зависящие от колебаний спроса и предложений на тоннаж, то такую систему можно было бы назвать «экономическая система, действующая по принципу обратной связи».
Другой пример. Когда руководители всех подсистем и элементов системы управления (капитаны судов, групповые диспетчеры, исполнительные менеджеры и т. д.) обладают одинаково своевременной и исчерпывающей информацией для принятия конкретного управленческого решения, то такое решение будет одинаковым независимо от того, на каком уровне его принимают.
Управление воздействием на главный фактор. Чаще всего на объект управления воздействуют одновременно несколько факторов (входных величин). В этих случаях выходная величина зависит от результата действия многих величин, зачастую случайных, не контролируемых системой управления.
Однако, если можно указать на главную величину воздействия, которая собственно и определяет изменения выхода, то другими входными величинами можно пренебречь. Регулируя размер этой главной величины легко достичь заданных размеров выходной ве- личины.
Этот принцип имеет большую практическую ценность. Руководитель зачастую не может знать все факторы, воздействующие на систему, и ее поведение, но этого и не требуется: управлять объектом или процессом можно и при неполной информации.
Например, время созревания фруктов в процессе перевозки зависит от очень многих факторов, но, регулируя лишь температуру и влажность воздуха (главные факторы) в трюмах банановоза, добиваются созревания бананов в заданное время при переходе судна до порта назначения.
Другой пример. Продолжительность стоянки судна в порту под грузовыми операциями зависит от многих обстоятельств. Но главный фактор здесь — интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Регулируя этот фактор, можно обеспечить заданную продолжительность стоянки.
Содержание и форма системы. Всякая система как целостное образование характеризуется формой и содержанием. В основе любой системы лежат процессы, совершающиеся между ее элементами. Именно эти процессы и составляют содержание системы.
Процессы, происходящие в системе, являются следствием того, что система постоянно находится под воздействием как внутренних сил, так и внешней среды.
Под внутренней силой понимается управляющее воздействие, обеспечивающее упорядоченное состояние и заданный уровень организованности системы. На транспорте, в том числе и морском транспорте, роль таких внутренних сил играет диспетчирование.
Внешней средой, в которой функционирует транспортная система, могут служить: условия предъявления грузов к перевозке, навигационные условия судоходства, взаимодействие смежных видов транспорта и другие возмущающие воздействия, которые стремятся вывести систему из состояния равновесия, понизить уровень ее организованности.
Если, например, перевозки на регулярной линии, где работает определенное число судов, рассматривать как систему, движение которой регламентировано во времени и пространстве, установлен его ритм и каждая операция логически следует одна за другой, то действие внутренних и внешних сил здесь уравновешено. Система находится в динамическом равновесии. Если же появляется какое-то возмущение (отсутствие груза, выход судна из строя, шторм, замерзание акватории порта и т. д.), то равновесие системы нарушается. В этом случае должен сработать механизм регулирования системы и восстановить ее равновесие.
Форма системы, ее структура и организация. Структура определяет качество системы и протекание свойственных системе процессов, или иначе — производительность системы во многом зависит от ее структуры.
Принято считать, что правильно организованная структура предполагает такую расстановку сил и средств в системе, которая позволяет получить наилучшие результаты, т.е. наивысшую производительность системы при возможном уровне затрат средств.
Однако даже оптимальная расстановка средств может не привести к оптимуму уже на первых этапах работы по этому плану вследствие изменения внешних условий. При выяснении причин такого явления прежде всего обращаются к анализу изменившейся обстановки, ссылаются на отсутствие резервов и т. д. и редко обращают внимание на структуру системы. А между тем, очень часто причиной того, что принятые планы оказались нереализованными, является слишком жесткая структура.
Какие бы методы современной математики ни использовались в планировании работы флота, устойчивость и управляемость или иначе «надежность» системы не будет обеспечена до тех пор, пока не будет разработана соответствующая гибкая структура, способная к адаптации в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
Организация также выступает как атрибут системы. Без организации существование системы немыслимо. Понятие организации двойственно. С одной стороны, это упорядоченность (статика) как внешнее выражение происходящих в системе процессов, приводящих к равновесному состоянию сил системы, с другой стороны, это динамика — организованное движение системы в заданном направлении.
Состав системы управления. Системы управления образуют объекты управления (морской транспорт, флот, порты, предприятия технического обслуживания и материально-технического обеспечения и т. д.) и органы управления (аппарат Министерства транспорта, управление Службы мореплавания, Управление пароходства, порта и т. д.). Именно в рамках системы управления становится возможной рациональная организация человеческой деятельности, направленной на создание материальных благ для общества. Ведь управление реализуется как процесс повышения уровня организованности предприятия для достижения конечной цели наилучшим из возможных путей. Содержание этого процесса составляет движение (циркуляция) информации. Движение информации понимается здесь широко — это сбор, накопление и формирование информации, ее передача по каналам связи, хранение, преобразование. На рис. 1.2 приведена принципиальная схема управления флотом пароходства.
Метасистемой здесь выступают внешние условия работы флота (имеющиеся грузопотоки, предложения грузовладельцев, указания министерства, требования Регистра и т.п.)
Подсистемы — орган управления и объект управления. На вход органа управления подается первичная информация о состоянии управляемого объекта {X}, а на выходе действует командная информация (управляющее воздействие) Y = А{Х}, которая передается на
Прямая связь Вход
(командная информация)
Y=A{X}
|
|
Возмущения
{X} Обратная связь
(первичная информация о
состоянии управляемого объекта) Выход
Рис. 1.2. Принципиальная схема управления
вход управляемого объекта. Оператор А устанавливает соответствие между входной информацией и выходной командой.
Понятие управления. Управление — процесс целенаправленного воздействия с целью перевода системы (объекта управления) из данного состояния в наперед заданное новое состояние.
Этот перевод системы может осуществляться с большими или меньшими затратами усилий (определенных ресурсов) в разное время, с различным экономическим эффектом. Другими словами, перевод системы может быть реализован по различным экономическим критериям (показателям качества управления).
Так, например, если флот пароходства рассматривать как систему, то ее состояния могут быть охарактеризованы количественными значениями параметров управления. При переводе системы из этого состояния в новое состояние, при котором будет выполнен заданный объем перевозок с наименьшими эксплуатационными расходами, критерий перевода может, в частности, принять вид:
n т
S S Rijxij ® min (i = 1,2,…,n; j = 1,2,…,m),
i=1 j=1
где R — эксплуатационные расходы;
xij—параметр управления;
i — тип судна;
j — направление.
Оптимальное управление. Перевод системы в требуемое состояние обеспечивается при помощи управляющих воздействий, под влиянием которых система принимает нужное состояние. Этот целенаправленный перевод системы, как уже упоминалось выше, может быть реализован по различным вариантам, т. е. с различным экономическим эффектом и по различным экономическим критериям (показателям качества управления). Естественно ставить вопрос об оптимальном управлении, т. е. о таком переводе системы в новое состояние, который обеспечил бы получение экстремального значения определенного показателя, характеризующего эффективность управления при заданных ограничениях. Следовательно, принцип оптимального управления можно сформулировать так: достижение максимального результата при фиксированных (заданных) затратах либо достижение минимальных затрат при заданном результате.
Отсюда вытекает задача оптимального управления, которая состоит в том, чтобы среди всех допустимых вариантов перевода системы в новое состояние отыскать и реализовать тот вариант, при котором достигается наивыгоднейшее значение показателя качества управления.