Технология и организация железнодорожных перевозок
Технология определяет порядок выполнения соответствующих операций с указанием их продолжительности, последовательности, используемого инструмента и оборудования, затрат материалов и труда.
Основополагающие документы на транспорте, определяющие организацию перевозочного процесса на железных дорогах Украины:
План перевозок грузов. Транспортирование грузов на железных дорогах осуществляется по плану перевозок. Размеры и направление планируемых грузопотоков зависят от географического размещения районов производства и потребления, транспортно-экономических балансов промышленной и сельскохозяйственной продукции этих районов (соотношения между ресурсами и потребностями) и межрайонного обмена
План перевозок является основой для составления других разделов плана работы железнодорожного транспорта: эксплуатационной работы, ремонта технических средств и капитального строительства, финансового и др., а также технических норм (например: нормы пробега подвижного состава, рабочие парки локомотивов и вагонов и др.).
Планы перевозок предусматривают рациональные транспортно-экономические связи, экономически целесообразное распределение перевозочной работы между различными видами транспорта и наиболее эффективное использование технических средств (вагонов, судов, автомобилей) по грузоподъемности, времени и др.
Перевозки планируют в соответствии со схемой нормальных направлений грузопотоков, при которой прикрепление районов производства к районам потребления продукции обеспечивает требования потребителей в данной продукции и наименьшие транспортные затраты. При планировании не допускаются встречные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов; перевозки, которые целесообразно осуществить другими видами транспорта или в смешанном сообщении и др. Для расчета оптимального плана широко используются ЭВМ.
В связи с переходом к рыночным отношениям основным видом плана перевозок становятся оперативные планы; месячный, квартальный и годовой.
План формирования поездов. Вагоны, отправляемые со станций и следующие по определенным направлениям, образуют вагонные потоки.
Система организации и продвижения груженых и порожних вагонопотоков в пункты назначения определяется планом формирования поездов. Он устанавливает какие поезда, из вагонов какого назначения и в адрес каких станций формирует каждая станция. Таким образом, он определяет станции назначения или расформирования поездов, а также характер и объем работ всех станций.
При составлении этого плана стремятся включить как можно большее число вагонов следующие до одной станции назначения в маршрутные поезда, которые следовали бы на большие расстояния без переработки (переформирования) на попутных станциях.
Такой способ формирования поездов называется маршрутизацией перевозок, которая ускоряет продвижение груза, снижает затраты на перевозку и т.д. При разработке плана формирования, после выделения маршрутных поездов, из оставшегося вагонопотока планируют формирование поездов других категорий: участковых (между участковыми станциями), сборных (на промежуточные станции участка) и др.
График движения поездов. На железных дорогах движение поездов осуществляется по графику. Он выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок.
Объединяя и координируя работу всех подразделений железнодорожного транспорта (станции, локомотивных и вагонных депо и др.) график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними и обеспечить выполнение плана перевозок пассажиров и грузов, безопасность движения и др.