Автомобильный, городской электротранспорт транспорт.

Услуги по перевозке пассажиров и грузовавтомобильным транспортом оказывали 30145 лицензиатов, из них 11790 юридических лиц и 18355 индивидуальных предпринимателей (данные 2013 года).

Автомобильный, городской электрический транспорт и метрополитен осуществляют около 96% от общего объема перевозок пассажиров, из них автомобильный является основным видом транспорта при перевозке в городских и пригородных сообщениях.

С 2013 года перевозки пассажиров обеспечивают организации автомобильного транспорта коммунальной формы собственности.В системе автобусного сообщения в республике функционирует 35 автовокзалов и более 140 автостанций.

Перевозки пассажиров троллейбусами выполняются в Минске, Бресте, Витебске, Гродно, Гомеле,Могилеве и Бобруйске по 136 маршрутам.Для их обслуживания задействовано 1766 троллейбусов. Общая протяженность троллейбусных линий ( в двухпутном исчислении) составляет более 600 км.

Перевозки пассажиров трамваями выполняются в Минске, Витебске, Мозыре, Новополоцке по 20 маршрутам. Для их обслуживания задействовано 334 трамвайных вагона. Протяженность путей ( в двухпутном исчислении) составляет около 90 км.

На двух линиях Минского метрополитена протяженностью более 35 км. Перевозки осуществляются между 28 станциями 337 вагонами , из которых сформированы 67 пятивагонных электропоездов. В настоящее время ведется строительство третьей линии метрополитена.

В последние годы сложилась устойчивая тенденция падения объема перевозок пассажиров автомобильным и городским электротранспортомпо причине низкой скорости движения пассажирского транспорта, увеличения количества личных легковых автомобилей. Уровень возмещения затрат перевозчиков собственными доходами составляют 57,4%.Для компенсации потерь доходов транспортных организаций, связанных с выполнением социально значимых городских и пригородных перевозок пассажиров им выделяются бюджетные субсидии. В 2015 году уровень возмещения затрат с учетом субсидий составил 92,1%.

В отличие от перевозки пассажиров в перевозке грузов автомобильным транспортом наблюдается рост показателей, он выполняет более 57% грузовых перевозок, обеспечивая возможность доставки «от двери до двери». В республике эксплуатируется более 414 тыс. грузовых автомобилей, значительная часть которых принадлежит организациям, которые выполняют перевозки для собственных нужд.

Рост грузооборота обусловлен активным развитием международных автомобильных перевозок. За 2010-2015 годы объем международных перевозок увеличился в 1,8 раза. Республикой Беларусь заключено 55 соглашений в этой сфере с 44 государствами.Международные перевозки грузов автомобильным транспортом выполняют более 11 тыс. транспортных средств. Конкурентоспособность белорусских перевозчиков на международном рынке связана с обновлением парка за счет приобретения автомобилей высокого экологического класса «Евро-4» и «Евро-5".

Подпрограммой 2 «Развитие автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Республики Беларусь» предусматривается:

за пятилетний период увеличение грузооборота до 107.1%, пассажирооборота-до 101,0%;

повышение окупаемости автомобильных перевозок пассажиров за счет поэтапного повышения тарифов, совершенствования системы оплаты за проезд;

оптимизация маршрутной сети и снижение затрат на ее содержание;

обновление парка транспортных средств и его структуры;

координация графиков движения автобусов с другими видами транспорта;

внедрение современных систем технических средств управления движением транспортных средств с использованием спутниковойнавигации.

Принятые меры удовлетворят потребность населения в перевозках на уровне установленных нормативов системы государственных стандартов по обслуживанию населения в области транспорта.

Комплекс мероприятий и финансовое обеспечение, направленное на реализацию задач Подпрограммы 2 приведены в приложении 4 Программы.

Дорожное хозяйство.

Протяженность автомобильных дорог в Беларуси составляет 86,6 тыс. км. (автодороги республиканского значения – 15,8 тыс. км., автодороги местного значения – 70,8 тыс. км.), в том числе с твердым покрытием 71,0 тыс.км. На республиканских автодорогах эксплуатируется 2223 моста. Плотность дорог с твердым покрытием составляет 417,3 км. на 1 тыс.км2 и значительно выше чем в других странах СНГ, но значительно ниже европейских государств. Например, в Польше – 771 км, в других государствах Европы более 1500 тыс. км.

Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловило создание автомобильных дорог международного значения (транспортных коридоров). Важное экономическое значение имеют транспортные коридоры: № 2 (Брест – граница Российской Федерации в составе магистрали Берлин – Варшава – Минск – Москва), № 9 (Гомель – Могилев – Витебск – граница Российской Федерации), № 9В (Гомель – Жлобин – Минск – граница Литвы).

По сети автомобильных дорог Беларуси функционирует более 1,5 тыс. платных объектов, в том числе АЗС -332, АГЗС -131, СТО -103, мойки – 49, пункты питания – 465, предприятия торговли – 310, пункты постоя (гостиницы мотели, кемпинги) – 68, охраняемые стоянки – 73 и др. Планируется за 5 лет ввести в эксплуатацию: АЗС – 66, АГЗС – 41, СТО – 14, пунктов постоя – 27, охраняемых стоянок – 26, пунктов питания – 116 и др. которые должны обеспечивать комплекс услуг участникам дорожного движения.

Водный транспорт.

Судоходство в республике осуществляется по рекам Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Днепровско-Бугский и Микашевический каналы, Заславское водохранилище.

Общая протяженность водных путей Беларуси около 1 700 км, из них магистральных около 1030 км, остальные – по малым рекам. Судоходными путями республика связана со всеми пограничными с ней государствами.

По территории республики проходит участок водного пути международного значения Е40, который в перспективе обеспечит перевозки между регионами Балтийского и Черного морей. Для устранения лимитирующих участков для организации перевозок соответствующих международным требованиям необходимо произвести реконструкцию гидротехнических сооружений восточного склона Днепровско-Бугского канала (№3 «Рагодош», №2 «Переруб», №4 «Овзичи»), а также провести комплекс выправительных и дноуглубительных работ на участке реки Припять от гидроузла «Стахово» до границы с Украиной.

Осуществляется реконструкция белорусской части Августовского канала, протяженностью 21,5 км, что позволяет развивать международный туризм в бассейне Немана. Канал протяженностью 101,2 км проходит по территориям Беларуси и Польши, соединяет Вислу и Неман и признан историческим сооружением (1825-1939 годы).

На внутренних водных путях функционируют 8 речных портов (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Речица, Могилев, Бобруйск), которые располагают 25 единицами перегрузочной портовой техники. Порты Гомель, Бобруйск и Мозырь имеют железнодорожные пути, остальные – коммуникации автомобильного транспорта.

В Государственном судовом реестре Республики Беларусь в 2015 году было зарегистрировано 900 судов, в т.ч. 382 самоходных и 518 несамоходных, в Государственном реестре морских судов зарегистрировано 7 судов.Износ активной части основных фондов (транспортных средств, машин и оборудования) составила 72%.

Численность работающих составила 1,8 тыс. человек.

Задачами водного транспорта на 2016-2020 годы (Подпрограмма 3) являются:

увеличение грузооборота до 125%;

увеличение внешнеторговых перевозок до 14200 тонн;

увеличение средневзвешенной величины глубины внутренних водных путей до 100,9 см.;

снижение износа погрузочно-разгрузочного оборудования до 70,5%;

увеличение количества судов зарегистрированных в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь до 13 единиц.

Общий комплекс мероприятий и финансовое обеспечение направленное на реализацию задач Подпрограммы 3 приведены в приложении 5 Программы.

Гражданская авиация.

Гражданская авиация (далее – ГА) включает авиапредприятия выполняющие различные функции. В состав гражданской авиации Республики Беларусь входят:

– авиакомпании: ОАО «Национальная авиакомпания «Белавиа», ОАО «Авиакомпания «Трансавиаэкспорт», РУП «Авиакомпания «Гомельавиа», ОАО «Авиакомпания Гродно», УП «БелЛесАвиа», УП «Рубистар»; ряд мелких авиакомпаний частной формы собственности: ООО «Хеликоптер», ООО «Дженерал Лайн» ОАО «Гомельхимсервис»; авиакомпании СПК «Рассвет» и «Бель» и ряд других;

– аэропорты: РУП «Национальный аэропорт Минск» (далее – НАП «Минск»), областные аэропорты Брест, Гродно, Витебск, Гомель, Могилев в составе РУП «Белаэронавигация»). Все аэропорты имеют статус международных и сертифицированы в соответствии со стандартами и рекомендациями ИКАО;

– авиаремонтные заводы (ОАО «Минский авиаремонтный завод №407», ОАО «Оршанский авиаремонтный завод»);

– предприятие по организации и управлению воздушным движением РУП «Белаэронавигация»;

– организация по продаже авиабилетов РУП «Центральное агентство воздушных перевозок»;

– УМ «Медицинская служба гражданской авиации»;

– высшее учебное заведение (УО «Белорусскаягосударственнаяакадемия авиации»).

Управление ГА возложено на Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Несмотря на экономические сложности, высокую конкуренцию на рынке авиационных перевозок, гражданская авиация Республики Беларусь за период 2011 – 2015 годы показала стабильную работу и рост основных экономических показателей по сравнению с 2010 годом:

− пассажирооборот вырос в 2 раза;

− объем перевозимых пассажиров – в 2,1 раза;

− объем обслуженных пассажиров в аэропортах – в 2,1 раза;

− экспорт услуг в 2015 году составил 168,2 % к уровню 2010 года;

− удельный расход топлива снизился на 15,7 %;

− пропускная способность НАП «Минск» увеличена с 3,0 млн. до 5,8 млн пассажиров в год за счет реконструкции аэропортового комплекса;

− завершена реконструкция взлетно-посадочных полос (далее – ВПП) в областных аэропортах Витебска, Гомеля, Могилева.

Подпрограмма 4 Программы предусматривает развитие гражданской авиации по следующим направлениям:

-завершение строительства второй ВПП в НАП «Минск» и его инфраструктуры;

- создание международного транспортно - логистического центра на базе расширения грузового логистического терминала в НАП «Минск»;

- переноса ОАО «Минский авиаремонтный завод №407» на территорию НАП «Минск»;

- расширение пассажирских авиаперевозок из аэропортов областных центров, создание национальной лов-кост компании для перевозки пассажиров в страны Европы и внутри республики;

- модернизация системы управления воздушным движением и совершенствование воздушного пространства республики.

Целевыми показателями для гражданской авиации на пятилетний период являются:

-увеличение пассажирооборота – до 111, 8 %;

− рост грузооборота – до 120,2 %;

− рост объема обслуживаемых пассажиров – до 116, 4 %;

− рост аэронавигационных услуг на маршруте – до 109, 8 %;

- снижение среднего возраста воздушных судов – до 12 лет.

На выполнение мероприятий программы по развитию гражданской авиации планируется направить На выполнение мероприятий подпрограммы по развитию гражданской авиации в 2016– 2020 годы планируется направить средства из различных источников в объеме 12 232 млрд. рублей[1].

основными задачами развития гражданской авиации как структуры транспортной отрасли Республики Беларусь являются:

− спечение доступности и повышение качества авиаперевозок, безопаснособети полетов и авиационной безопасности;

− развитие инфраструктуры гражданской авиации.

Целевыми показателями на пятилетний период являются:

− увеличение пассажирооборота – до 111, 8 %;

− рост грузооборота – до 120,2 %;

рост объема обслуживаемых средства из различных источников в объеме 12 232 млрд. рублей[2]. Эффективное использование указанных средств обеспечит поступления в республиканский бюджет в размере 1242 млрд. рублей в виде налоговых поступлений.Предусмотренные Программой средства будут напрвлены на обеспечение качества авиаперевозок, безопасности полетов и авиационной безопасности.

1. С целью обеспечения планируемого объема перевозок пассажиров и повышения качества их обслуживания ОАО «Авиакомпания Белавиа» располагает парком воздушных судов в количестве 29 единиц ( Ту-154М – 3 ед., Эмбрайер-175 – 2 ед., Ембрайер -195 – 2 ед., CRG – 100/200 – 4 ед., Боинг 737-300 – 9 ед., Боинг 737-500 – 6 ед., Боинг-737-800 – 3 ед.). Наличие самолетов Боинг-737-800 позволяет выполнять беспосадочные полеты по маршрутам большой протяженности в азиатские и другие регионы мира. Увеличение парка воздушных судов позволило освоить новые международные перевозки и открыть 15 новых регулярных рейсов.В настоящее время авиакомпания «Белавиа» выполняет полеты в 47 аэропортов 28 стран мира.

Вместе с тем, организация регулярных внутриреспубликанских перевозок в ближайшей перспективе маловероятна. Это связано со значительной конкуренцией со стороны автомобильного и железнодорожного транспорта по тарифам на услуги, незначительным расстоянием между аэропортами, сопоставимостью затрат времени на поездку наземным и воздушным транспортом, связанными с процедурой обслуживания пассажиров в аэропортах и затрат времени на прибытие в аэропорт и обратно в город. Сказывается отрицательно на такой вид услуги отсутствие приемлимого типа воздушных судов. Полеты из областных аэропортов осуществляются, в основном, в летний период по заявкам туристических фирм. На регулярной основе выполняются рейсы авиакомпанией «Белавиа» из аэропортов Гомеля, Бреста, Витебска в летний период с частотой 2 рейса в неделю в г. Калининград. Планируется организовать регулярные рейсы авиакомпании «Псковавиа» из аэропортов Гомель и Витебск по маршрутам: Витебск-Санкт-Петербург и Гомель-Москва. Планируемые меры позволят увеличить объем услуг в областных аэропортах до 106,4 %, количество обслуживаемых пассажиров увеличить до 100, 8 тыс. чел.

На мировом рынке грузовых авиаперевозок работает около 150 самолетов ИЛ-76 стран СНГ, что создает значительные конкурентные трудности в работе авиакомпания ОАО «Трансавиаэкспорт», которая эксплуатирует в настоящее время 4 самолета ИЛ-76МД. Для обеспечения роста грузовых перевозок планируется ввести дополнительно в эксплуатацию пять воздушных судов, находящихся на хранении, частично заменить двигатели на самолетах ИЛ–76 на новые модели типа ПС-90А на условиях лизинга. Это обеспечит доступ модернизированного ИЛ-76 на европейский и другие рынки грузовых перевозок, увеличит годовой налет до 150–200 часов на один самолет в месяц, при нынешних около 60 часов.

Для повышения конкурентноспособности авиакомпания «Трансавиаэкспорт» в 2016 году ввела в эксплуатацию на условиях лизинга грузовой вариант самолета Боинг 747-300, подготовлен экипаж для его эксплуатации. Этот тип воздушного судна соответствует требованиям ИКАО по нормама выброса в атмосферу СО2 и шумам, имеет большую грузоподъемность по сравнению с эксплуатирующимися в настоящее время ИЛ–76МД. Это позволит авиакомпании конкурировать на рынках грузовых перевозок Европы, Америки, Австралии и др. В 2018 году авиакомпания планирует организовать регулярные грузовые рейсы на самолетах Боинг 747–400 по маршруту Китай–Беларусь–Европа.

Авиакомпания УП “Рубистар” выполняет международные перевозки грузов самолетами Ил-76МД - 3 ед. и Ан-12-2 ед.

ОАО “авиакомпанияГродно» специализируется на выполнении авиационных работи имеет парк воздушных судов из 14 самолетов: Ан-2 – 12ед, Ан-30 – 1, Ан-32 – 1.

2.Основными задачами по развитию инфраструктуры гражданской авиации.являются:

2.1. строительство новой ВПП в НАП «Минск» со сроком ввода в 2018 году. Вводится в эксплуатацию система управления наземным движением и контролем за ним в условиях ограниченной видимости в НАП «Миннск», с последующим переводом на уровень, который позволит идентифицировать воздушные суда и транспортные средства на аэродроме. Реализация проекта позволит обеспечить в НАП «Минск» полеты по требованиям ИКАО по категории 3а с курсом 311.

2.2. Основное внимание в развитии областных аэропортов в 2016-2020 годах будет направлено на поддержание и обновление основных фондов, связанных с обеспечением безопасности полетов, ремонт зданий и сооружений, модернизацию и обновление технологического оборудования и специальной техники для содержания аэродромов, технического обслуживания воздушных судов, коммерческого обслуживания пассажиров, багажа и грузов. С этой целью планируется: реконструкция ИВПП, рулежной дорожки, перрона, замена светосигнального оборудования аэродрома «Брест»; замена светосигнального оборудования аэродрома «Могилев»; реконструкция ИВПП аэродрома «Гродно», реконструкция мест стоянок воздушных судов аэродрома «Гомель»; реконструкция периметровых ограждений областных аэропортов.

2.3. В воздушном пространстве Республики Беларусь организовано 58 международных маршрутов, протяженность которых более 22 тыс. километров. С целью более полного удовлетворения спроса на аэронавигационные услуги в 2015 году организовано 6 новых маршрутов,объем оказанных аэронавигационных услуг составил 263349 полетов. Обслуживание представлено авиакомпаниям более 100 государств.

В 2016 году РУП «Белаэронавигация» начато строительство нового центра управления воздушным движением в поселке «Сокол» со сроком ввода в 2020 году. Необходимость создания нового центра вызвана истечением ресурса действующей автоматизированной системы управления воздушным движением “Синтез-АР2” расположенной на площадях НАП «Минск».

В новой системе будут реализованы все перспективные функции для управления воздушным движением. Они направлены, в первую очередь, на повышение безопасности полетов, выявление потенциально конфликтных ситуаций, прогнозирование конфликтов. В отличие от существующей системы, которая требует от авиадиспетчера визуального наблюдения за движением воздушного судна со всеми последующими расчетами, новый комплекс будет сам определять и рассчитывать траектории, куда самолет должен лететь; в случае отклонения все возможные параметры будут учитываться в расчетах, а система предлагать варианты дальнейших действий.

2.4. Ведется строительство авиаремонтного завода на террритории, прилегающей к территории НАП «Минск» и перенос ОАО «Минский авиаремонтный завод №407» на новые площади. Однако, до настоящего времени нет окончательного решения по типам воздушных судов, которые планируется ремонтировать и выполнять формы обслуживания.Предположительно, первоначально будут выполняться работы по покраске воздушных судов.

ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» производит ремонт вертолетов Ми-8 и Ми-24 различных модификаций, агрегатов и систем вертолетов. Имеет возможность проводить ремонт вертолетов Ми-26.Авиационной промышленностью России выпущено около 3 тысяч вертолетов Ми-8, из которых более 800 поставлено на экспорт. По мировым рынкам вертолеты данного типа распротранены в следующих регионах: Африка – 10 %, Ближний Восток – 37 %, Восточная Европа – 32 %, Латинская Америка – 21 %.

Вертолет Ми-24 является боевым и транспортно-боевым воздушным судом. До 1990 года выпущено более 3 200 экземпляров вертолетов данного типа, из них около 600 экспортировано более чем в 30 стран мира.

При наличии в эксплуатации большого количества вертолетов имеет место значительная конкуренция авиаремонтных заводов, выполняющих ремонт вертолетов указанных типов в Российской Федерации, Украине. Доля Оршанского АРЗ в Европейском регионе составляет 1, 4 %. Основную конкуренцию сотавляют авиаремонтные заводы Российской Федерации и, частично, Украины – около 30 %. В сложившихся условиях острой конкуренции ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» обеспечивает ремонт вертолетов и агрегатов к ним ведомств Республики Беларусь, частично Российской Федерации и стран дальнего зарубежья. Определенные надежды возлагаются на использование в перспективе аэродрома завода для обеспечения функционирования строящегося в этом районе транспортно-логистического центра.

Реализация комплекса мер, намеченных Государственной программой развития транспортного комплекса Республики Беларусь на 2016-2020 годы в части Подпрограммы 4 развития гражданской авиации, позволит в полной мере удовлетворить потребности экономики и населения в авиационных услугах, обеспечить безопасность полетов.

Литература.

1. Государственная программа развития транспортной отрасли Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2016 года №345.

2. Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2016-2020 годы и на период до 2030 года.

3. Стратегия инновационного развития транспортного комплекса Республики Беларусь до 2030 года.

[1] Примечание: стоимость указана в ценах до деноминации.

[2] Примечание: стоимость указана в ценах до деноминации.

Наши рекомендации