Глава 15. трубопроводный транспорт
Общие сведения
К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы, нефтепродуктопроводы и трубопроводы для разных химических продуктов. Первые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке. В Украине первые нефтепроводы были сооружены в 1920 - 1925 гг. в Прикарпатье, а их диаметр составлял 100-200 мм.
Строительство газопроводов начато позднее в основном в 1960-70-е годы. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического вида груза.
Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изменениями в топливно-энергетическом балансе, повышением в нем доли нефти и газа до 70-75 %. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. Себестоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти.
В настоящее время нефтепроводным транспортом поставляется около 94 % нефти, потребляемой Украиной. Он включает 12 основных нефтепроводов длиной 2,6 тыс. км с диаметром труб 720 мм. Через территорию западных областей Украины проложен европейский нефтепровод "Дружба".
Грузооборот нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составляет на Украине 184,9 млрд.т км (2000 г.).
Основные газопроводы Украины берут свое начало на Шебелинковском месторождении и осуществляют транспортировку газа в Харьков, Днепропетровск и далее до Одессы, а также в западные области. Через территорию Украины газопроводы идут также в европейские страны (рис. 15.1).
В Украине функционируют также трубопроводы для транспортировки химических продуктов: аммиакопровод Тольятти-Горловка-Одесса, этиленопровод Чекиль (Венгрия) - Калуш.
Основными поставщиками газа на Украину в прошлом были Россия (79 %) и Туркменистан (5 %) и лишь 16 % потребности обеспечивалось собственной добычей.
В перспективе наряду с этими поставщиками газа рассматриваются и другие страны (Иран, Азербайджан и др.), что потребует значительного развития сети газопроводов.
Технические средства
Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует общепринятому определению понятия "транспорт": здесь нет подвижного состава, пути и т.п.
Подвижной состав - сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100-140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в частности, для ремонта).
Рис. 15.1. Сеть газопроводов
Трубопроводный транспорт делится на нефте- и продуктопроводы магистральные, подводящие и промысловые и газопроводы магистральные и местные.
Основными экспортными трубопроводными системами, построенными на территории СНГ, являются: крупнейший нефтепровод мира "Дружба" длиной 5116 км, который из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой–Помары–Ужгород длиной 4450 км; транссибирский нефтепровод Туймазы–Иркутск длиной 2700 км; "Союз" (от Оренбурга до западной границы) общей длиной 2750 км; Средняя Азия–Центр длиной около 3000 км; Ямбург – западная граница длиной около 4600 км, построенный на компенсационной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогревом парафинистой нефти на всем протяжении до 50 °С проложен из Мангышлака через Поволжье на Украину.
Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях, и используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95 % сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.
К основным технико-экономическим особенностям и преимуществам трубопроводного транспорта относят: возможность повсеместной прокладки трубопроводов; значительные объемы перекачки; самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100 %, то на трубопроводном транспорте она составит 30 %, на железнодорожном - 80 %, на автомобильном – 160 %); полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и количества грузов; полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке; меньшие капитальные первоначальные вложения; независимость от климатических условий, а также отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при соответствующей изоляции и малочисленность обслуживающего персонала. Основной недостаток - узкая специализация по видам грузов.