Механизм переключения передач
При техническом обслуживании механизма следите за герметичностью пневмоцилиндра и состоянием латунных накладок рычага переключения.
При проявлении признаков нарушения герметичности пневмоцилиндра, вызванных износом его уплотнений, снимите цилиндр и произведите замену уплотнений.
Помните! Нарушение герметичности и снижение давления воздуха в цилиндре снижает усилие на штоке и может стать причиной отказа при переключении передач.
Следите за состоянием латунных накладок рычага переключения передач. При длительной эксплуатации латунные накладки рычага изнашиваются. Допустимый износ каждой накладки по толщине составляет не более 5 мм, что соответствует ее выступанию над поверхностью стальной плоскости рычага на 1 мм.
Не допускайте износа накладок сверхустановленного.
Своевременно подготовьтесь к замене накладок и ремонту рычага. Осмотр состояния накладок рычага производите через открытый люк в крышке трансмиссии.
Зубчатые зацепления трансмиссии
Зубчатые зацепления трансмиссии рассчитаны на большие сроки службы, обеспечиваются централизованной жидкой смазкой и не требуют специального технического обслуживания.
Периодически осматривайте состояние зубчатых колес через снятую крышку 22 люка в крышке трансмиссии. Поверхности зубьев должны иметь равномерный след контакта в зацеплении по длине зуба и по высоте.
После длительной эксплуатации возможны появления признаков износа зубьев, увеличение бокового зазора, питтинга (выкрашивания) рабочих поверхностей. Оценка состояния зубьев производится путем измерения длины общей нормали.
Смазка
Долговечность лебедки во многом зависит от своевременной и качественной смазки ее узлов.
В лебедке используется два вида смазки:
- централизованная жидкая под давлением для смазки зубчатых зацеплений и подшипников трансмиссии;
- ручная густая (пластичная) для смазки зубьев зубчатой муфты между двигателем лебедки и трансмиссией, и отдельных мест трения в дисково-колодочном тормозе, механизме управления и приводе датчика оборотов лебедки.
При выполнении работ по жидкой смазке необходимо следовать правилам, перечисленным ниже.
Заправку маслобака маслом производить через люк в крышке трансмиссии только через специальный сетчатый фильтр, находящийся в ЗИПе;
Заправку маслом производить только из чистых бочек, ведер и других видов тары.
Категорически не допускается использование грязной тары и загрязненного масла, т.к. при этом будут засорены приемный фильтр в маслобаке, маслопроводы, отверстия в брызгалах смазки зубчатых зацеплений, дренажные отверстия в бесконтактных уплотнениях ведущего и промежуточного валов.
Периодически контролируйте уровень масла в маслобаке указателем уровня. Не допускайте работу при низком уровне масла.
Следите за герметичностью всех внешних частей (трубопроводы, соединения и т.п.) системы жидкой смазки. Ликвидируйте все виды протечек масла из системы смазки.
Проверяйте 1 раз в 3 месяца герметичность сварных швов рамы-корпуса, образующих масляные полости и маслобак. Проверку производите осмотром нижней части рамы-корпуса из-под рамы модуля лебедки.
Следите за состоянием масляных фильтров системы смазки. Своевременно производите чистку фильтров и их замену. Не допускайте длительную работу системы смазки без фильтров (обходной вариант).
Следите за состоянием и технической исправностью маслоиасоса, электродвигателя и соединительной муфты насосной установки системы смазки, поддерживайте их в работоспособном состоянии.
ПОМНИТЕ! При неработающей насосной установке лебедка работает кратковременно не более 10 мин, затем автоматически останавливается, т.к. работа ее главного электродвигателя блокируется.
При выполнении работ по ручной густой (пластичной) смазке мест трения, соблюдайте следующие правила:
- запрещается согласно стандартам смешивать смазку Литол-24 с алюминиевыми, кальциевыми, натриевыми смазками (в т. ч. солидолом).
- нормы расхода смазки по некоторым позициям могут корректироваться персоналом буровой установки по мере накопления опыта эксплуата- ции и обслуживания;
- перед смазкой точек, имеющих стандартные тавотницы, эти тавотницы должны быть очищены от загрязнений;
- перед смазкой штоков пневмоцилиндров рабочего и аварийного тормозных зажимов дисково-колодочного тормоза, а также штока, механизма переключения передач трансмиссии их поверхности очистить от старой смазки и загрязнений салфеткой смоченной в уайт-спирите или дизтопливе;
- смазку на цепь и цилиндрические поверхности штоков и оси наносить равномерно по поверхности кистью или салфеткой. Смазочные масла,
не рекомендованные инструкцией по эксплуатации, могут применяться только после официального запроса и подтверждения их пригодности заводом-изготовителем лебедки.
Смазку главного электродвигателя лебедки и электродвигателя насосной установки производить согласно эксплуатационной технической документации на эти двигатели.
Система смазки
Система смазки, обеспечивает подачу масла под давлением в коллектор смазки трансмиссии, очистку масла в процессе циркуляции и его подогрев или охлаждение в масляной емкости в зависимости от климатических условий эксплуатации.
На рисунке 6.1 показана принципиальная схема системы смазки.
В состав системы смазки входят масляный бак "В", приемный фильтр 11, установка насосная 16, фильтры 8, манометры 6 с кранами трехходовыми натяжными 5, датчик давления 7, предохранительный клапан 4, клапаны запорные муфтовые 2, 3, 10, 14, 15, кран 12 и трубопроводы, в которых они установлены.
Фильтр 11 обеспечивает предварительную грубую очистку масла от загрязнений при заборе из бака.
Фильтры 8 производят тонкую очистку масла при его циркуляции в системе. Из-за большого объема масла, необходимого для нормального температурного режима работы трансмиссии, установлены два фильтра 8, работающие параллельно.
Установка насосная 16 производит прокачку масла под давлением по всей системе и подачу его на зубчатые зацепления.
Для визуального контроля давления масла в системе предусмотрены два манометра 6 (до' и после фильтров). Перед манометрами 6 установлены два крана натяжных 5, которые открываются при контроле давления, в остальное время они находятся в закрытом состоянии, чтобы не снизить ресурс манометров.
В системе имеются клапаны запорные 2, 3, 10, 14, 15, кран 12 и предохранительный клапан 4, с помощью которых регулируется направление потока масла при различных вариантах работы.
Предохранительный клапан 4 отрегулирован при испытаниях на заводе-изготовителе лебедки на давление 0,45 МПа и опломбирован. Его открытие происходит при давлении равном или большем назначенного.
Датчики давления 7 с помощью электрических сигналов обеспечивают передачу сигналов на пульт бурильщика о превышении допустимого давления масла перед фильтрами и об отсутствии или низком давлении масла после фильтров.
При нормальной работе, когда давление в системе не превышает 0,45 МПа и фильтры 8 находятся в рабочем состоянии, кран 12, клапаны 2, 10, 15 закрыты, а клапаны 3 и 14 открыты.
Масло из ёмкости "В" установкой насосной 16 забирается через фильтр приемный 11 и через фильтры 8 по трубопроводам поступает в коллектор смазки трансмиссии. Далее через открытые клапаны 9, которые установлены в системе смазки трансмиссии, масло подается на зубчатые передачи.
В случае засорения фильтров и повышения давления более 0,45 МПа открывается предохранительный клапан 4 и масло поступает к коллектору смазки трансмиссии через систему трубопроводов, минуя фильтры 8. Продолжительная работа в таком режиме не допускается. Рекомендуется произвести чистку фильтров и обеспечить нормальную работу системы смазки.
При замене фильтров клапаны запорные 3,14 и 10 закрыты, клапан запорный 15 открыт и масло поступает в коллектор смазки трансмиссии.
В случаях превышения давления масла более 0,45 МПа при новых или очищенных фильтрах при полностью открытых клапанах 3, 14 и 9, что может быть вызвано повышением вязкости масла в холодный период работы, допускается приоткрыть клапан 10 и сбросить часть масла в бак. При этом довести давление на входе в фильтр до 0,4 МПа.
При давлении в системе до 0,45 МПа, что является нормальным, клапан 10 должен быть закрыт.
При сливе масла из маслобака насосной установкой 16 клапаны запорные 3, 15, кран 12 закрыты, клапан 2 открыт. Масло откачивается из бака и по рукаву 1 поступает в подставную емкость.
При сливе масла из маслобака самотеком (насосная установка не используется) открывается кран 12 для подачи масла по рукаву 13 в подставную емкость.
Оборудование системы смазки, расположено на раме-корпусе в передней части лебедки и на левой ее стороне.
Маслобак 14 расположен в раме-корпусе под барабаном. Маслобак снабжен змеевиком 15, предназначенным для подогрева масла в холодное время года.
Перед отгрузкой лебедки заказчику с завода - изготовителя некоторые элементы системы смазки снимаются для обеспечения их сохранности и транспортируются в отдельной упаковке.