Страхование в общественном транспорте
Всем известно о страховании жизни и здоровья тех, кто летает на самолетах, ездит в круизы на океанских лайнерах или путешествует поездом. Но основная масса наших людей гораздо чаще пользуется трамваями, автобусами и троллейбусами.
При этом, мало кто из пассажиров догадывается, что, приобретая билет на обычный общественный транспорт, он одновременно получает… «страховой полис».
С 1 января 2013 года вступил в силу закон № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика».
Теперь по этому закону каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки на приличную сумму.
Её максимальный размер на любом виде транспорта — 2 миллиона 25 тысяч рублей. Это в случае смерти пассажира (в этом случае страховые выплаты получают его близкие).
Впрочем, на максимальную компенсацию могут рассчитывать не только родственники погибших, 2 миллиона рублей получат также люди, которые в результате аварии стали инвалидами I группы, а также родители детей, ставших инвалидами после ДТП.
Вообще, размер компенсации за полученную в результате аварии инвалидность строго определен законом. Пассажиры, которые после ДТП стали инвалидами II группы могут рассчитывать на выплату в размере 1,4 миллиона рублей, а инвалидам III группы полагается компенсация в 1 миллион рублей.
Перелом ноги, к примеру, — 240 тысяч рублей, сотрясение мозга — 60 тысяч, повреждение внутренних органов — 100, травматический шок — 200, потеря беременности — миллион. Расписаны даже ушибы. Если травм несколько — они суммируются. Лимит компенсации по имуществу составляет 23 тысячи. Действие закона распространяется на все виды общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи. Если пассажир пострадал в результате аварии, он может претендовать на страховое возмещение. Пострадавшие пассажиры получают деньги у страховщика. Перевозчик должен в обязательном порядке проинформировать пассажиров о том, с какой страховой компанией у него заключен договор. Эта информация с указанием номера договора и реквизитами страховой компании должна висеть в салоне транспортного средства. Если страховки у перевозчика нет, он обязан возместить ущерб за свой счёт. Но доказывать право на компенсацию придётся через суд. Отказ от выплат компенсации чреват потерей лицензии на перевозки.
Кроме того, за отсутствие страхового полиса перевозчикам грозят штрафы. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей, а должностных – от 40 до 50 тысяч рублей.
Страхование в общественном транспорте уравнивает, наконец, всех пассажиров, независимо от возраста, пола и работоспособности.
Отдельная история — это метро и такси. В метрополитене своя система страхования, но выплаты здесь должны быть не меньше, чем на других видах транспорта. А вот пассажиры такси защищены только обыкновенным полисом ОСАГО, который должен быть у любого водителя, но здесь выплаты гораздо меньше — за вред здоровью максимум 400 тысяч на всех пассажиров.
А вот самый опасный по статистике вид транспорта — маршрутное такси защищено теперь максимально. Нужно только не забывать брать билетик у водителя — может пригодиться.
Куда обращаться?
Первый, к кому должен обратиться пассажир в случае аварии, это водитель.
Его обязанность сообщить о ЧП диспетчеру, вызвать скорую и ГИБДД. У водителя же можно уточнить и координаты страховой компании, которая будет платить за лечение.
Что требуется для получения компенсации? Необходимо обратиться в страховую компанию (или к перевозчику) с заявлением, приложив к нему следующие документы:
· документ, удостоверяющий личность пострадавшего пассажира, или, в случае его гибели, личность того, кто претендует на эту выплату;
· документ о произошедшем событии и его обстоятельствах, который должен составить представитель перевозчика. Иногда вместо этого документа можно представить справку о ДТП, составленную сотрудником ГИБДД.
· В случае гибели пассажира также потребуется свидетельство о смерти.
· В случае причинения вреда здоровью — медицинские документы, в которых будет указан характер полученных травм, диагноз, период нетрудоспособности.
· Если после аварии потерпевший получил инвалидность, потребуется справка и об этом.
· Чтобы получить выплату, возможно понадобятся – чеки на покупку лекарств, справка об аварии и справка из больницы о наличии травм и повреждений.
· Не стоит забывать и о том, что страховой компании необходимо будет получить подтверждение о том, что пострадавший действительно был пассажиром того транспортного средства, которое попало в ДТП, так что не лишним здесь будут проездной билет, фотографии или видео с места аварии, а желательно еще и предоставить данные свидетелей аварии.
После того как все документы собраны, нужно обратиться в страховую компанию перевозчика.
Сроки обращения за денежными выплатами законом не ограничены.
После обращения в страховую компанию пассажира, получившего травму, отправят на прохождение экспертизы, которая установит степень тяжести нанесенного здоровью вреда.
Кстати, страховыми случаями считаются не только ДТП. Под страховым случаем подразумевается любой несчастный случай, который происходит с человеком или с его имуществом с момента посадки до прибытия в пункт назначения.
Ну, а на тех перевозчиков, которые не тратятся на обязательное страхование клиентов, есть управа – суд.
Безаварийных вам поездок !!!
https://www.zakon-dlya-vseh.ru/1996