Рекомендуемый порядок выполнения контрольной работы
1. Исходя из последней и предпоследней цифр шифра зачетной книжки студента выбрать:
· площадь складского помещения S (табл. 1, гр. 2);
· арендную плату Сар (табл. 1, гр. 3);
· коэффициент использования складских помещений или загрузки кузова, контейнера k (табл. 1, гр. 4);
· высоту штабелирования ящиков в ярусы п из характеристик товара;
· габариты тары (a, b, c) и вместимость для каждого типа товара (табл. 2, гр. 2-6);
· закупочную цену товара у поставщиков U (табл. 2, гр. 7);
· процент изменения закупочной цены товара у поставщиков и стоимости доставки автомобильным транспортом Δ (табл. 1, гр. 5);
· интенсивность спроса на товар λ (табл. 3, гр. 2-5);
· место расположения поставщика товара (табл. 6);
· стоимость доставки грузов на километр пути для автомобилей «Газель», ЗИЛ и «Scania»;
· типы используемых транспортных средств и тарифы на перевозку (табл. 4 и 5).
2. Определить вместимость склада Gскл по таре i-го типа (ящики, паллеты) по формуле:
3. Определить стоимость хранения h единицы товара i-го типа (ящика, паллеты) по зависимости:
где Tраб – число рабочих дней в году, Tраб = 365 дней.
4. Определить расстояние l от склада в Киев до склада поставщика. Источники – таблицы расстояний, карты (схемы) маршрутов и т.д.
Точность – до десятков километров.
5. Определить стоимости доставки с использованием различных транспортных средств.
Стоимость доставки грузов (КГаз, КЗИЛ, КSc)автомобилями «Газель», ЗИЛ и «Scania» соответственно (рис. 3) определяется по зависимостям
l
Рис. 3
Стоимость доставки грузов комбинированным способом (К20ф, К40ф) с использованием 20- или 40-футовых контейнеров (рис. 4) производится по зависимостям
где lСПб – расстояние от склада до железнодорожного терминала в Киев, км;
lГ - расстояние от склада поставщика до железнодорожного терминала в ГОРОДЕ (табл. 6);
| |||
| |||
lСПб lГ
Автомобиль с загруженным
|
|
Рис. 4
, , , – стоимость доставки контейнеров (20- или 40-футового) с помощью контейнерных шасси соответственно пустого и полного;
, – стоимость доставки 20- или 40-футового контейнеров на участке Киев – ГОРОД (табл. 5).
6. Определить оптимальное значение периода пополнения запасов при доставке j-м видом транспортного средства Топт по зависимости
где индекс j соответствует:
j = 1 - соответствует автомобилю «Газель»,
j = 2 – автомобилю ЗИЛ,
j = 3 – автомобилю «Scania»,
j = 4 – 20-футовому контейнеру,
j = 5 - 40-футовому контейнеру.
Полученные значения периода пополнения запасов справедливы при неограниченной грузовместимости транспортного средства.
7. Определить период пополнения запасов TG исходя из реальной грузовместимости каждого транспортного средства доставки по зависимости
Индекс j принимает значения, аналогичные приведенным в п. 6.
Однако такой подход не совсем соответствует истине, поэтому данный расчет целесообразнее производить с учетом реальной грузовместимости каждого транспортного средства. Данная постановка задачи рассматривалась в дисциплине «Грузоведение».
8. Выбрать оптимальный период доставки по принципу:
если для j-го вида транспортного средства доставки Топт j ≤ TG j , то в качестве оптимального выбирается значение Топт j. Иначе - оптимальное значение TG j.
Обозначим:
9. Определить значения затрат Кзат на поддержание запасов, отнесенных к одним суткам работы склада, при условии выбора j-го транспортного средства по зависимости
где - затраты по закупке товаров у поставщика
- затраты по доставке товаров на склад (транспортные расходы) при использовании j-го транспортного средства
- затраты по хранению товаров при его доставке j-м транспортным средством
10. Данные исследования провести по всем транспортным средствам подвоза, результаты занести в форму 1 (табл. 7).
Анализируя результаты расчетов, сведенных в форму 1 (табл. 7), делаем обоснованный вывод об организации доставки товаров со склада поставщика: период пополнения, объем партии поставок по каждому наименованию товаров, вид перевозки и т.д.
Вариант вывода по материалам исследования представлен далее.
Таблица 7
Форма 1
Тип транс-портного средства | Срок поставки, сут. | Составляющие издержки, грн. | Суммарные затраты, грн. | |||||
затраты на закупку | логистические издержки | |||||||
Топт | ТG | Т | доставка | хранение | ||||
«Газель» | ||||||||
ЗИЛ | ||||||||
«Scania» | ||||||||
20-футовый | ||||||||
40-футовый |
Вывод. При заданных расположении поставщика и потребителя, параметрах склада и конкретного спроса на товар наиболее выгодным является вариант доставки товара (указать способ доставки).
Достаточно близким к нему является вариант доставки товаров (указать способ доставки).
Таблица 8
Сутки | ||||||||||
Запасы, суточная выдача | ||||||||||
Стоимость, грн.: поставки хранения Итого |
Оптимальная поставка имеет параметры (табл. 8):
- период пополнения – (указать период) суток;
- количество поставок в год (с округлением количества поставок в год);
- объемы поставки: (количество) ящиков первого типа - пиво «Tuborg», (количество) ящиков второго типа - вино «Risling», (количество) ящиков
третьего типа - «Советское шампанское» полусладкое и (количество) поддонов (паллет) - пиво «Holshten»;
- логистические издержки за первые 10 суток составляют (сумма) грн., т.е. (сумма) грн./сут.;
- исходя из выбранного варианта доставки груза (тип транспортного средства) потребность в складских площадях составит (количество), м2;
- доля затрат на поддержание запасов (отношение логистических издержек к затратам по закупке, отнесенным к суткам) составляет (количество).
Примечание. В скобках курсивом указаны наименования параметров, которые требуется заменить рассчитанными значениями.
Контрольный вариант расчета
Для закрепления методики расчета детально отрабатывается контрольный вариант решения.
Исходные данные для расчета:
Площадь складского помещения S = 2500 м2.
Арендная плата Сар = 5000 грн./м2 в год.
Коэффициент использования складских помещений или загрузки кузова, контейнера k = 0,6.
Высота штабелирования (ярусы): ящиков п =5, паллет п = 2.
Процент изменения закупочной цены товара Δ = + 10%.
Интенсивность спроса на каждый тип товара:
λ1 = 15 ящ./сут.;
λ2 = 20 ящ./сут.;
λ3 = 20 ящ./сут.;
λ4 = 5 палл./сут.
Габариты тары, вместимость, закупочная цена товара (табл. 9).
Таблица 9
Тип това-ра | Единица поставки | Вмести- мость, ед. | Параметры, м | Цена единицы товара у поставщика U, грн./ящик; грн./паллет | |||
а | b | c | задание | расчетное значение (+10%) | |||
Ящик | 0,60 | 0,60 | 0,35 | ||||
Ящик | 0,35 | 0,45 | 0,45 | ||||
Ящик | 0,30 | 0,40 | 0,30 | ||||
Паллета | 1,20 | 0,80 | 1,10 |
Склад поставщика товара находится в г. Ужгород, l = 800 км; удаление склада от железнодорожного терминала г. Ужгород – 20 км.
Используемые транспортные средства (табл. 10).
Таблица 10
Параметры, м | Автомобили | Железнодорожные контейнеры | |||
«Газель» | ЗИЛ | «Scania» | 20-футовый | 40-футовый | |
Длина L | 2,5 | 12,0 | 6,0 | 12,0 | |
Ширина B | 2,0 | 2,0 | 2,4 | 2,4 | |
Высота H | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Тарифы на перевозку для автомобилей:
- «Газель»: СГаз = 10·(1 + 10 /100) = 11 грн./км;
- ЗИЛ: СЗИЛ = 16·(1 + 10 / 100) = 18 грн./км;
- «Scania»: СSс = 22·(1 + 10 / 100) = 24 грн./км.
Стоимость железнодорожной контейнерной перевозки: для 20-футового контейнера - 4125, для 40-футового контейнера – 5500 грн.
Склад в Киеве размещается на удалении 50 км от железнодорожного терминала и не имеет подъездных путей. При завозе и вывозе контейнера с терминала используется контейнерное шасси.
Стоимость доставки контейнеров с помощью контейнерных шасси:
- пустых грн./км,
грн./км;
- заполненных грн./км,
грн./км.
Методика расчета
1. Определить вместимость склада по таре каждого типа, ед.:
2. Определить стоимость хранения единицы товара i-го типа (ящика, паллеты), грн./ед. товара:
3. Определить стоимость доставки товаров для каждого транспортного средства: трех видов автомобилей, 20- и 40-футовых железнодорожных контейнеров, грн.:
4. Определить оптимальное значение периода пополнения запасов при доставке на данном транспортном средстве, сут.:
5. Определить период пополнения запасов TG исходя из реальной грузовместимости каждого транспортного средства, сут.:
6. Выбрать реальный вариант периода пополнения запасов, сут.
Сравнить для каждого транспортного средства результаты, полученные в п. 4 и 5, выбрать минимальные значения:
7. Определить значения затрат по трем компонентам, грн.:
затраты по закупке товаров у поставщиков:
затраты по доставке товаров на склад:
затраты по хранению:
Суммарные затраты при использовании каждого вида транспортных средств составят:
Сумму (доставка запасов со склада поставщика плюс хранение товара на складе в Киеве) называют логистическими затратами или логистическими издержками.
Результаты сведем в итоговую таблицу (табл. 11).
Таблица 11
Тип транспорт-ного средства | Срок поставки, | Составляющие издержки, грн. | Суммар-ные затраты, грн. | |||||
сут. | затраты на закупку | логистические издержки | ||||||
Топт | ТG | Т | доставка | хранение | ||||
«Газель» | 18,33 | 0,64 | 0,64 | |||||
ЗИЛ | 23,44 | 1,03 | 1,03 | |||||
«Scania» | 27,07 | 3,87 | 3,87 | |||||
20-футовый | 11,50 | 2,32 | 2,32 | |||||
40-футовый | 13,26 | 4,64 | 4,64 |
Проанализируем результаты, определим наиболее выгодный вариант пополнения запасов, оптимальный период пополнения, количество и объемы поставок в год, затраты на доставку и хранение товаров и их долю от стоимости всего товара.
Вывод. При заданном расположении поставщика, установленных параметрах склада и конкретного спроса на каждый вид товара наиболее выгодным является вариант доставки товара железнодорожным транспортом в 40-футовом контейнере, т.к. логистические затраты минимальны.
Достаточно близким к нему является вариант доставки товаров железнодорожным транспортом в 20-футовом контейнере (разница в стоимости составляет менее 2%).
Оптимальная поставка имеет параметры:
- период пополнения – 4…5 суток;
- движение запасов и стоимость на первые десять суток - в табл. 12:
Таблица 12
Сутки | ||||||||||
Запасы, сут. выдача | 3,64 | 2,64 | 1,64 | 5,28 | 4,28 | 3,28 | 2,28 | 1,28 | 4,92 | 3,92 |
Стоимость: поставки хранения Итого | 9210,0 421,3 9631,3 | 305,6 305,6 | 189,8 189,8 | 9210,0 611,2 9821,2 | 495,4 495,4 | 379,7 379,7 | 263,9 263,9 | 148,2 148,2 | 9210,0 569,5 9779,5 | 453,8 543,8 |
Первая поставка Вторая поставка Третья поставка
- количество поставок в год – 77;
- объемы поставки: 72 ящика первого типа (пиво «Tuborg»), 98 ящиков второго типа (вино «Risling»), 98 ящиков третьего типа («Советское шампанское» полусладкое) и 24 паллеты (пиво «Holshten»);
- при доставке грузов 40-футовым контейнером максимальная потребность в складских площадях:
максимально на складе может храниться 5,76 суточной выдачи;
площадь, занимаемая одной суточной выдачей:
м2;
максимальная площадь, занимаемая суточными выдачами:
,
т.е. общая потребная площадь в складском помещении:
или около 50 м2;
- логистические издержки (затраты по доставке и хранению товаров) за первые десять суток - 31468,4 грн., т.е. 3146,84 грн./сут.;
- доля затрат на поддержание запасов (отношение логистических издержек в сутки к затратам по закупке, отнесенным к суткам):
,
т.е. около 35%.