Рочие общесудовые устройства
Буксирное устройство позволяет при необходимости использовать судно в качестве буксира или самому быть взятым на буксир. С этой целью в носу и корме судна ставят усиленные буксирные кнехты и снабжают судно усиленным буксирным тросом.
Леерное устройство предназначено для ограждения открытых палуб, не имеющих фальшборта. В его состав входят леерные стойки высотой не менее 1,0 м, поручни и лееры—-стальные прутки или тросы, пропущенные в два-три ряда через леерные стойки на расстоянии не более 230 мм от палубы и не более 380 мм друг от друга. Там, где это необходимо, леерное устройство делается съёмным или заваливающимся. На пассажирских судах на леер, ограждающий открытые прогулочные палубы, навешивают металлическую сетку.
Тентовое устройство (разборное или стационарное) устанавливается на некоторых участках открытой палубы для защиты от атмосферных осадков и солнца. Разборное тентовое устройство состоит из стальных тентовых стоек, устанавливаемых в специальные гнёзда на палубе. Верхние концы стоек связываются друг с другом с помощью леера и съёмных деревянных бимсов, на которых крепят тент из прочной парусины. Стационарное тентовое устройство состоит из металлического каркаса, на котором крепят тент — парусиновый, деревянный или из синтетического материала (цветной стеклошифер) .
Мачтовое устройство, или рангоут, на современных судах с механическими двигателями, предназначается для несения средств сигнализации и связи, а на грузовых судах со стреловым грузовым устройством — для поддержания грузовых стрел. Однако в последнем случае мачты всё чаще заменяют более низкими грузовыми колоннами или полумачтами, которые одновременно используют в качестве вентиляторов. Обычно устанавливают две мачты, реже три. Передняя мачта называется фок-мачтой, средняя — грот-мачтой и кормовая — бизань-мачтой. Двухмачтовые суда имеют лишь фок- и грот-мачты.
Мачты (рис. 6.36) изготовляют из стали (на малых судах из дерева) и прочно крепят в корпусе, перевязывая крепление мачты с продольным и поперечным набором, обычно — с переборками. Гнездо, в котором крепится шпор (нижняя часть) мачты, называется степсом. Отверстие в палубном настиле, через которое проходит мачта, называется пяртнерсом. Верхняя часть мачты, служащая главным образом для крепления горизонтального рангоута — рей, называется стеньгой. Крепят стеньгу к мачте с помощью сдвоенного бугеля — эзельгофта. Стеньга заканчивается вверху клотиком.
Для более надёжного крепления мачты и стеньги их растягивают к корпусу специальными стальными тросами, которые имеют общее название — стоячий такелаж. Тросы, идущие от мачт прямо к бортам, называют вантами; к бортам назад — бакштагами; тросы, удерживающие стеньгу с боков и сзади, называют фордунами, а в ДП спереди — штагами.
На современных грузовых судах применяют безвантовые мачты, которые бывают одиночными, двуногими и треногими. Наибольшее распространение получили двуногие — Л-образные и П-образные мачты. С помощью двуногих мачт удобнее расположить грузовые стрелы и легче обеспечить необходимый вылет их за борт. Двуногие рамы объединяют вверху жёсткой салинговой площадкой, к которой крепят стеньгу и топенанты стрел.
|
Для подъёма сигналов служат реи или, если реи отсутствуют, снасти, идущие от мостика к штаг-карнаку — так называют снасть, идущую в ДП судна от фок-мачты до трубы или грот-мачты. На грот-мачте в ДП устанавливают наклонный гафель, на котором судно несёт государственный флаг.