Специализация парков и путей
Специализация парков и путей станции должна устанавливаться исходя из условий:
- полного обеспечения безопасности следования поездов и производства маневровой работы;
- максимальной ликвидации враждебности пересечений при пропуске по станции вагонопотоков отдельных направлений или назначений;
- выбора наилучшего варианта использования путей парков с учетом применения передовых приемов и методов расформирования – формирования поездов, обеспечения выполнения местной работы и равномерного распределения маневровой работы между маневровыми районами.
Станция Костанай имеет приемо-отправочный (ПОП) и сортировочно-отправочный (СОП) парки.
Приемо-отправочный парк состоит из 8-ми путей, которые предназначены для приема и отправления четных и нечетных поездов. Первый приемо-отправочный путь для нечетных и четных пассажирских поездов. Второй – главный - для приема-отправления пассажирских поездов с Южного парка. Третий – приемо-отправочный - для четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов. Четвертый – приемо-отправочный - для четных и нечетных грузовых поездов и грузопассажирских. Пятый – главный - для приема-отправления грузовых поездов с рзд. Алкау и Сортировочной системы. Шестой, седьмой и восьмой - приемо-отправочные - для четных и нечетных грузовых в т.ч. длинносоставных поездов, а также для приема, отправления и пропуска поездов с опасными грузами.
Девятый и десятый пути вытяжные.
Одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый и четырнадцатый пути сортировочно-отправочного парка предназначены для формирования и отправления четных и нечетных поездов. Двадцать первый – сортировочно-отправочный в сторону Южного и Северного парков.
Также на станции имеются пути для отстоя служебных вагонов и пожарного поезда, отстоя вагонов и локомотивов, выставочные, вытяжные, погрузочно-выгрузочные, соединительные, ходовые, пути для стоянки восстановительного поезда и улавливающий тупик.
Пути, выделенные для приема, отправления и пропуска поездов с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами и для стоянки вагонов с опасными грузами класса 1 (ВМ):
а) пути, выделенные для приема, отправления и пропуска поездов с опасными грузами класса 1 (ВМ): 6,7,8 пути. По прибытию поезда с опасными грузами класса 1 (ВМ) на станцию ДСП должен немедленно перевести стрелки в положение исключающее проезд на этот путь:
- на 6 путь ДСП устанавливает стрелку №35 по “+” (по 5 пути), стрелку №36 по “-“ (по направлению стр. №38);
- на 7 путь ДСП устанавливает стрелку №25 по “+” (по 8 пути), стрелку №40 по “-“ (по 8 пути);
- на 8 путь ДСП устанавливает стрелку №25 по “-” (по 7 пути), стрелку №40 по “+” (по 7 пути).
На стрелочные рукоятки навешивает красные колпачки. В случае временного оставления состава без локомотива, закрепление производится с накатом на башмак, правильность и надежность закрепления проверяет начальник станции или его заместители. Путь должен быть огражден переносными сигналами остановки.
б) пути, предназначенные для стоянки вне поездов вагонов с опасными грузами класса 1 и цистерн для перевозки сжиженных газов. Указывается, в каком положении устанавливаются стрелки, ведущие на пути стоянки таких вагонов, порядок запирания стрелок и место хранения ключей от них: 8,11 пути. При постановке таких вагонов:
- на 8 путь ДСП устанавливает стрелку №25 по “-” (по 7 пути), стрелку №40 по “+” (по 7 пути);
- на 11 путь ДСП устанавливает стрелку №59 по “-“ (по 12 пути)ПЭЦ МЭЦ устанавливает стрелку №106 по “+” (по 12 пути).
На рукоятки указанных стрелочных переводов: №25, №40, 59, 106 надеваются красные колпачки. ДСП дает указание: дежурному поста ЭЦ МЭЦ запереть стрелки «40, 106 на висячий замок; дежурному по парку запереть стрелки №25, 59. Ключ хранится на посту ЭЦ МЭЦ и в помещении дежурного по парку.
в) Пути (место), куда следует направлять вагоны с опасными грузами для выполнения мер, указанных в аварийной карточке при возникновении утечки, разлива груза, возникновения пожара: 56 путь парка «отстоя вагонов» Северного парка.
О наличии аварийных вагонов ДСЦМ обязан сообщить начальнику станции по телефону 22-00 и ДНЦО по тел. 33-30.
Примечание: В выше указанном случае и в случае невозможности перестановки аварийных вагонов ДСЦМ обязан вскрыть пакет документов и действовать согласно требованиям, указанным в аварийной карточке.
г) пути, предназначенные для приема, отправления и пропуска поездов с негабаритными грузами: 4,5,6 пути для всей степеней. При пропуске грузов боковой и нижней негабаритности 4-6 степеней на смежных путях не должно быть вагонов с негабаритными грузами. При наличии на смежных путях габаритных вагонов последние должны быть отведены от предельных столбиков на расстояние не менее 10 метров.
На станции широко используют скользящую специализацию путей сортировочного парка для накопления поездов различного назначения. Это позволяет (особенно при наличии диспетчерских путей) лучше использовать путевое развитие станции, способствует более полному совмещению процессов расформирования и формирования составов, но требует большей четкости и слаженности в работе маневрового диспетчера, технической конторы и составительских бригад.