Правила применения дорожных светофоров
7.1 Группы, типы, исполнения дорожных светофоров, виды и расположение их сигналов должны соответствовать требованиям ГОСТ 25695 (см. приложение Д настоящего стандарта).
7.1.1 Стандарт устанавливает две группы светофоров по назначению:
Т — транспортные;
П — пешеходные.
В каждой группе светофоры делятся на типы и исполнения в соответствии с приложением Д.
7.1.2 Светофорам присвоены индексы, в которых первая буква соответствует группе, цифра - типу светофора, последующие буквы - его исполнению (при наличии). Последующие буквы имеют следующие значения:
п - исполнение с правой дополнительной секцией;
л - исполнение с левой дополнительной секцией;
пл - исполнение с правой и левой дополнительными секциями;
г - исполнение с горизонтальным расположением сигналов;
ж - исполнение с дополнительным сигналом желтого цвета;
д - исполнение с двойным сигналом.
Изображения и расположения сигналов светофоров, а также их индексы приведены в приложении Д (приложение не определяет конструктивные особенности светофоров).
7.1.3 Цвета светофильтров сигналов светофоров и размеры их рабочих поверхностей по вариантам конструкции светофоров должны соответствовать приведенным в таблице 5.
Таблица 5
Индексы светофоров | Вариант конструкции светофора | Сигнал светофора | ||||
Красный | Желтый | Зеленый | Зеленый дополнительный | Лунно-белый | ||
Диаметр (габаритные размеры) рабочей поверхности | ||||||
Т.1, Т.2 | I | __ | __ | |||
II | __ | __ | ||||
III | — | — | ||||
Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл | I | — | ||||
II | — | |||||
III | — | |||||
Т.1.г | I | — | — | |||
II | ||||||
Т.3 | I | — | — | |||
Т.З.п, Т.З.л | I | — | ||||
Т.4 | I | 600×550 | — | 600×550 | — | — |
Т.4.ж | I | 600×550 | 600×550 | 600×550 | — | — |
Т.5 | I | — | — | — | — | |
Т.6, Т.6.д | I | __ | — | --- | --- | |
II | ||||||
Т.7 | I II | — | — | --- | --- | |
Т.8, П.1 | I | __ | __ | __ | ||
II | — | — | ||||
Т.9 | I | — | — | |||
Т.10 | I | — | — | — | — | |
П.2 | I | 200×200 | 200×200 | |||
II | 300×300 | 300×300 |
7.1.4 Конфигурация и ориентация стрелок на светофильтрах сигналов светофоров T.l.l.п, Т. 1.1.л, Т.1.1.пл, Т.1.2.п, Т.1.2.л, Т.1.2.пл, Т.1.3.п, Т.1.3.л, Т.1.3.пл, Т.2.1, Т.2.2, Т.2.3, Т.3.п, Т.3.л должны соответствовать регулируемому направлению (направлениям) движения транспортных средств. Число указываемых на одном светофильтре направлений не должно превышать двух.
7.2 Дорожные светофоры должны применяться для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
7.3 Транспортные светофоры типа 1 должны применяться для регулирования движения транспортных средств на перекрестках во всех направлениях, установленных дорожными знаками и (или) дорожной разметкой, с соблюдением требований приоритета в соответствии с [4].
7.3.1 Светофоры исполнений Т.1.1, Т.1.1.г, Т.1.2, Т.1.2.г, Т.1.3, Т.1.3.г должны применяться в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях на данном подходе к перекрестку.
Допускается применение светофоров данных исполнений и в особых случаях - на железнодорожных переездах (по согласованию с организациями, содержащими их), пересечениях с трамвайными линиями, сужениях проезжей части и т. п.
7.3.2 Светофоры исполнений T.1.1.п, Т.1.1.л, Т.1.1.пл, Т.1.2.п, Т.1.2.Л, Т.1.2.пл, Т.1.3.п, Т.1.3.л, Т.1.3.пл должны применяться для раздельного пропуска транспортных потоков в определенных направлениях с одного подхода к перекрестку в исключительных случаях, если в конкретных условиях по техническим или экономическим соображениям невозможно использование светофоров типа 2.
Допускается использовать вместо светофоров исполнений Т.1.1.пл, Т.1.2.ПЛ, Т.1.3.пл соответствующие светофоры исполнений T.1.1.п, Т. 1.1.л, Т.1.2.п, Т.1.2.Л, Т.1.3.п, Т.1.3.пл.
Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры исполнений Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл, Т.1.2.П, Т.1.2.Л, Т.1.2.пл, Т.1.3.п, Т.1.3.л, Т. 1.3.пл должны быть оборудованы экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами и выступать за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.
7.4 Транспортные светофоры типа 2 должны применяться для регулирования движения в определенных направлениях в случаях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). В этом случае каждому направлению движения транспортных средств должен соответствовать свой светофор.
Использование светофоров типа 2 предпочтительней, чем светофоров типа 1.
Допускается установка транспортных светофоров типа 2 над каждой соответствующей полосой движения, если режим работы светофорного объекта предусматривает различную длительность и (или) последовательность сигналов для этих полос.
Транспортные светофоры типа 2, расположенные над проезжей частью, не дублируют.
7.5 Транспортные светофоры типов 1 и 2 с сигналами диаметром 300мм (вариант конструкции II) могут применяться:
- на магистральных дорогах и площадях;
- на дорогах с максимально допустимой скоростью движения более 60 авт/сут;
- в неблагоприятных условиях видимости;
- при установке на арках и консолях (рисунок А.24 приложения А).
Светофоры типов 1 и 2 с сигналами диаметром 300 и 200 мм конструкции III могут устанавливаться со стороны второстепенных дорог перед пересечениями в вышеперечисленных условиях.
Светофоры типов 1 и 2 с сигналами диаметром 200 мм (вариант конструкции I) могут применяться во всех остальных случаях при условии обеспечения видимости сигналов светофоров всеми участниками дорожного движения.
Совместное применение транспортных светофоров типов 1 и 2 на одном подходе к перекрестку допускается, когда транспортные потоки, регулируемые соответствующими светофорами, отделены друг от друга приподнятыми островками или разделительными полосами.
7.6 Транспортные светофоры типа 3 должны применяться в качестве повторителей сигналов светофоров типа 1 при затруднении их видимости водителем первого транспортного средства, остановившегося у стоп-линий на крайней полосе проезжей части данного направления.
Допускается применять эти светофоры для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения дороги велосипедной дорожкой.
Транспортные светофоры типа 3 должны размещаться под соответствующими светофорами исполнений Т.1.1, T.1.1.п, Т.1.1л, Т.1.2, Т.1.2.П, Т.1.2.Л, Т.1.3, Т.1.3.п, Т.1.3.пл.
Размещение транспортных светофоров типа 3 должно обеспечивать видимость их сигналов водителем первого транспортного средства, остановившегося перед дорожным знаком 5.33 « Стоп-линия» или дорожной разметкой 1.12 «Стоп-линия» на крайней полосе, ближайшей к этому светофору.
7.7 Транспортные светофоры типа 4 должны применяться для регулирования въезда на отдельные полосы проезжей части (реверсивное движение).
Целесообразность введения реверсивного регулирования с использованием транспортных светофоров типа 4 должна рассматриваться при одновременном наличии следующих условий:
- интенсивность движения транспортных средств в часы пик составляет более 500 ед/ч на полосу движения в более загруженном направлении;
- суммарная интенсивность движения транспортных средств в более загруженном направлении превышает интенсивность встречного движения более чем на 500 ед/ч;
- указанная неравномерность движения систематически изменяется по направлениям в течение суток или по дням недели;
- проезжая часть дороги имеет три и более полосы движения в обоих направлениях.
Транспортные светофоры типа 4 должны устанавливаться в начале регулируемой полосы над ней и повторяться таким образом, чтобы расстояние между этими светофорами обеспечивало видимость водителями транспортных средств сигналов не менее двух последовательно установленных светофоров.
7.8 Транспортные светофоры типа 5 должны применяться только для бесконфликтного регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе. В других случаях для регулирования движения этих видов транспортных средств должны использоваться транспортные светофоры типа 1 и 2.
7.9 Транспортные светофоры типа 6 должны применяться для регулирования дорожного движения через железнодорожные переезды, разводные мосты, причалы паромных переправ, в местах выезда на дорогу специальных транспортных средств.
Необходимость установки транспортных светофоров типа 6 на железнодорожных переездах определяется соответствующей нормативной документацией, утвержденной уполномоченным органом.
7.10 Транспортные светофоры типа 7 должны применяться для обозначения нерегулируемых перекрестков или пешеходных переходов.
Транспортные светофоры типа 7 должны применяться при следующих условиях:
- не обеспечена видимость опасного участка на расстоянии, достаточном для остановки транспортного средства при движении со скоростью, допустимой на предыдущем участке дороги; и
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов на обозначаемом участке составляет более 50% от норм для условий 1 и 2 пункта 7.15.
7.11 Транспортные светофоры типа 8 должны применяться для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций и т.п., и при временном сужении проезжей части, когда организуется попеременное движение по одной полосе.
Допускается использование в этих случаях транспортных светофоров типа 7 и 2.
7.12 Транспортные светофоры типа 9 должны применяться для регулирования движения на велосипедных дорожках, обозначенных знаком 4.5, в местах их пересечения с дорогой.
Размещение транспортных светофоров типа 9 должно обеспечивать видимость их сигналов велосипедистами с расстояния не менее 50 м.
7.13 Транспортные светофоры типа 10 должны применяться для регулирования дорожного движения через железнодорожные переезды.
7.14 Пешеходные светофоры типов 1 и 2 должны применяться для регулирования движения пешеходов через проезжие части дорог.
На пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые, в дополнение к светофорной сигнализации допускается применение звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
На пешеходных переходах вне перекрестков допускается дооборудование светофорного объекта пешеходными вызывными устройствами.
Размещение пешеходных светофоров типа 1 и 2 должно обеспечивать видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны пересекаемой проезжей части дороги.
Пешеходные светофоры типа 1 и 2 должны размещаться на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии островка безопасности или разделительной полосы - и на них, если число полос движения в одном направлении более четырех.
Пешеходными светофорами 1 и 2 должны быть оборудованы все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.
7.15 Транспортные светофоры типов 1, 2 и пешеходные светофоры должны устанавливаться при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий.
Условие 1. В течение 8 ч (суммарно) рабочего дня недели интенсивность движения транспортных средств не менее указанной в таблице 6.
Условие 2. В течение 8 ч (суммарно) рабочего дня недели интенсивность движения не менее:
- 600 ед/ч (для дорог с разделительной полосой 1000 ед/ч) по главной дороге в двух направлениях;
- 150 пешеходов пересекают проезжую часть в одном, наиболее загруженном направлении в каждый из тех же 8 ч.
Для населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тыс. чел. нормативы по условиям 1 и 2 составляют 70% указанных.
Условие 3. Условия 1 и 2 одновременно выполняются по каждому отдельному нормативу на 80% и более.
Условие 4. За последние 12 мес. на перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий, которые могли бы быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации (например, столкновения транспортных средств, движущихся с поперечных направлений, наезды транспортных средств на пешеходов, переходящих дорогу, столкновения между транспортными средствами, движущимися в прямом направлении и поворачивающими налево со встречного направления). При этом условия 1 или
2 должны выполняться на 80% или более.
Таблица 6
Число полос движения в одном направлении | Интенсивность движения транспортных средств, ед/ч | |||
главная (более загруженная) дорога | второстепенная (менее загруженная) дорога | по главной дороге в двух направлениях | по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном направлении | |
2 и более | ||||
2 или более | 2 или более | |||
Транспортные светофоры типов 1, 2 и 8 следует дублировать, если движение, регулируемое этими светофорами, осуществляется по двум и более полосам и в конкретных условиях невозможно обеспечить выполнение требования распознаваемости сигналов в соответствии с 7.11.
7.16 Необходимость введения светофорного регулирования, осуществляемого светофорами типов 1 и 9 (или 3) в месте пересечения дороги и велосипедной дорожки, должна рассматриваться в случае, если велосипедное движение имеет постоянный характер, а его интенсивность превышает 50 вел/ч.
7.17 При наличии на дороге нескольких проезжих частей, предназначенных для движения в одном направлении и отделенных друг от друга разделительными полосами, для регулирования движения по каждой из них должен применяться самостоятельный светофор (рисунок А.23 приложения А).
7.18 Размещение дорожных светофоров (кроме транспортных типов 3, 9 и пешеходных) должно обеспечивать видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. В противном случае должны предварительно устанавливаться дорожные знаки 1.8 «Светофорное регулирование».
Допускается дооборудование светофоров типа 1 и 2 экранами прямоугольной формы с закругленными углами. Экраны должны выступать за габариты светофора на 120 мм, цвет лицевой поверхности экрана - черный, с контрастной линией белого цвета шириной (40-80) мм, расположенной по наружному периметру экрана. Контрастная линия должна выполняться из световозвращающей пленки 1-го типа по 1125.
7.19 Светофоры должны устанавливаться на специальных колонках, кронштейнах, прикрепляемых к существующим опорам или стенам зданий, на консольных или рамных опорах, а также подвешиваться на тросах-растяжках.
Специальные колонки и опорные элементы консольных или рамных опор должны располагаться вне проезжей части дороги или быть ограждены от возможного наезда на них транспортных средств.
Способ установки каждого светофора определяется при проектировании светофорной сигнализации, исходя из требований: необходимости обеспечения видимости сигналов светофоров, необходимости сохранения зеленых насаждений, защиты от механических повреждений, дизайна светофорного объекта.
7.20 Высота установки светофоров от нижней точки корпуса до поверхности проезжей части (см. рисунки А.23, А.24 приложения А) должна составлять:
для транспортных светофоров (кроме типов 3 и 9):
- при расположении над проезжей частью - не менее 5 м;
- при расположении сбоку от проезжей части - не менее 2 м;
- для транспортных светофоров типа 3 и 9 - от 1,5 до 2,0 м;
- для пешеходных светофоров - не менее 2 м.
При установке на одной опоре с транспортными светофорами типов 1, 2 и пешеходные светофоры не должны располагаться выше них.
На протяжении одной дороги высота установки светофоров и их удаление от проезжей части должны быть по возможности одинаковы.
7.21 Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2,0 м (см. рисунок А.23 приложения А).
При обеспечении видимости сигналов пешеходного светофора допускается его удаление от края проезжей части до 5,0 м.
7.22 Расположение светофоров относительно стоп-линий должно обеспечивать распознаваемость их сигналов водителями первых, стоящих у нее, транспортных средств (рисунок А.25 приложения А).
Расстояние в горизонтальной плоскости от транспортных светофоров до стоп-линий на подходе к регулируемому участку должно быть не менее 10,0 м при установке их над проезжей частью и не менее 3,0 м при установке сбоку от проезжей части.
Расстояние в горизонтальной плоскости от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1,0 м (рисунок А.25 приложения А).
1.23 Светофоры не должны устанавливаться на расстоянии менее 1,0 м от контактных проводов трамвая или троллейбуса до любой точки корпуса светофора.
7.24 Транспортные светофоры должны размещаться в соответствии со следующими вариантами, предпочтительность использования которых для различных типов и исполнений светофоров указана в таблице 7.
7.25 Все светофоры, установленные на одном светофорном объекте (кроме светофоров типа 4), должны работать во взаимозависимых режимах.
Любой светофорный объект, входящий в систему координированного регулирования движения, должен иметь возможность работать в индивидуальном автоматическом режиме, независимо от работы других светофорных объектов.
Таблица 7
Индексы светофора | Назначение светофора | Предпочтительность размещения светофора по вариантам | ||||||||
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | ||
T.1, T.8 | Основной | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Дублирующий | — | — | — | |||||||
T.1.п, с сигналом «направо» | Основной | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Дублирующий | — | — | — | — | — | — | — | |||
Т.1.л | Основной | — | — | — | — | |||||
Дублирующий | — | — | — | — | — | — | ||||
T.1.п с сигналом «прямо» | Основной | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Дублирующий | — | — | — | — | — | — | — | |||
Т.1.пл | Основной | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Дублирующий | — | — | — | — | ||||||
Т.1.г | Основной | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Дублирующий | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Т.2 с сигналами «прямо» | Основной | 11) | --- | — | — | — | — | — | — | |
Дублирующий | — | 11) | — | — | — | — | — | — | — | |
Т.2 с сигналами «направо» или «прямо и направо» | Основной | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Дублирующий | --- | --- | --- | --- | --- | --- | --- | --- | ||
Т.2 с сигналами «налево» или «прямо и налево» | Основной - | --- | — | — | — | — | — | |||
Дублирующий | — | 12) | — | — | — | — | — | — | — | |
Т.2 с сигналами «направо и «налево» | Основной | — | — | — | — | — | — | — | ||
Дублирующий | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
Т.3, Т.3.п с сигналом «направо» или» прямо» | Основной | |||||||||
Т.3.л | Основной | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Т.4, Т.4.Ж | См. пункт 7.7 | |||||||||
Т.5 | Основной | 13) | — | — | — | — | — | — | — | |
Т.6, Т.6.д, Т.7, Т.10 | Основной | 14) | — | — | — | — | — | — | — | — |
Т.9 | Основной | — | — | — | — | — | — | |||
Где а - перед перекрестком справа от проезжей части; б - перед перекрестком над проезжей частью; в - перед перекрестком слева от проезжей части на разделительной полосе, направляющем островке, или островке безопасности; г - перед перекрестком слева от дороги. Вариант может применяться на дорогах с односторонним движением транспортных средств. При двустороннем движении вариант допустим при числе полос встречного движения не более двух, при этом светофоры должны размещаться на консольных опорах; д - на территории перекрестка слева на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности пересекающей дороги; е - на территории перекрестка справа на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности пересекающей дороги; ж - за перекрестком на разделительной полосе, направляющем островке или островке безопасности; з - за перекрестком слева от дороги; и - за перекрестком справа от дороги. Варианты ж, з, и могут применяться только в случаях, если расстояние между стоп-линией и светофором не превышает 25 м. 1) Вариант используют при отсутствии на данном подходе к перекрестку светофоров исполнения 1.2 с сигналами «направо». 2) Может применяться только при использовании вариантов виг размещения основного светофора. 3) При регулировании движения трамваев, следующих по обособленному полотну, допускается размещение в междупутье. 4) Допускается устанавливать один светофор типа 7 на центральном островке или подвешивать его над центром перекрестка. |
7.26 При работе светофоров должна соблюдаться следующая последовательность включения сигналов:
- в транспортных светофорах типов 1-3 - красный - красный с желтым - зеленый - желтый - красный... Допускается применять последовательности: красный- зеленый- желтый- красный..., красный- желтый- зеленый -желтый - красный...;
- в транспортных светофорах типа 4, 8 - повторное включение красного и зеленого сигнала в соответствии с рабочим режимом объекта;
- в транспортных светофорах типа 5 - в соответствии с режимом работы светофорного объекта и направлением движения маршрутных транспортных средств;
- в транспортных светофорах типов 6, 7 и 10 - попеременное включение двух сигналов или мигание одного сигнала;
- в транспортных светофорах типа 9 - в соответствии с режимом работы светофорного объекта и направлением движения велосипедистов;
- в пешеходных светофорах - поочередное включение красного и зеленого сигналов в соответствии с рабочим режимом объекта.
121 Режим работы светофорной сигнализации с использованием транспортных светофоров типов 1-3, 8, 9 и пешеходных светофоров должен предусматривать мигание зеленого сигнала в течение не менее 3 с непосредственно перед его выключением.
Допускается отсутствие мигания зеленого сигнала на светофорных объектах, управляемых аппаратурой, которая не позволяет осуществить такой режим, вплоть до ее замены.
Для информирования водителей о времени, оставшемся до окончания времени горения зеленого сигнала, допускается применение цифровых табло.
7.28 Режим работы светофорного объекта должен предусматривать перевод работы транспортных светофоров типов 1, 3 и 9 в режим желтого мигания в периоды резкого и продолжительного спада интенсивности движения, если это не противоречит требованиям безопасности движения.
7.29 При регулировании движения транспортными светофорами исполнений T.1.п, Т.1.л, Т.1.пл, Т.1.2.П, Т.1.2.л, Т.1.2.Ж, Т.1.3.п, Т.1.3.л, Т.1.3.пл недопустимо постоянное действие какой-либо комбинации сигналов (например, красный сигнал с сигналом дополнительной секции).
7.30 Длительность параметров светофорного управления зависит от интенсивности конфликтующих потоков и размеров планировочной характеристики пересечений.
Рекомендуемая длительность работы светофоров должна составлять:
- длительность цикла регулирования от (25-120) с;
- длительность основного такта от (7-30) с;
- длительность промежуточного такта от (2-8) с.