Обследование организации движения на объекте улично-дорожной сети.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Изучение особенностей планировки схем организации движения и дорожных условий на отдельных элементах улично-дорожной сети.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
2.1. Составить планировочную схему изучаемого участка.
2.2. Изучить схему организации движения транспортных средств и пешеходов.
2.3. Определить конфликтные точки на пересечении и рассчитать сложность транспортного узла.
2.4. Рассмотреть номенклатуру и размещение технических средств, применявшие для управления движением.
2.5. Определить параметры светофорного регулирования на пересечении.
3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРЕМЕНТА И ОБРАБОТКА ДАННЫХ.
Участок или элемент улично-дорожной сети, подлежащий обследованию студентом или группой студентов, определяется преподавателем. В случае, если работа выполняется группой, каждый студент оформляет отчет по работе самостоятельно.
Выполнение работы начинается с составления схемы исследуемого элемента дороги. Необходимые измерения должны быть выполнены с помощью рулетки или других средств, обеспечивающих достаточную точность замеров, ошибка не должна превышать 5 %. Далее изучается схема организации движения, определяются разрешенные направления и траектории транспортных средств и пешеходов.
После составления схемы определяются сложность и опасность пересечений на исследуемом элемент дороги. Дня перекрестков характерно разделение потоков по разным направлениям, а также слияние и пересечение траекторий движения (рис.1.1). Места улично-дорожной сети, где происходит взаимодействие транспортных потоков, называются конфликтными точками - точками разделения (отклонения), слияния и пересечения потоков движения.
Для сравнительной оценки сложности и потенциальной опасности транспортного узла используют систему условных показателей, в которой каждая точка отклонения оценивается I, слияния - 3 и пересечения - Ь баллами:
m = n0 + 3nC + 5nП,
где n0 - количество точек отклонения;
nC - количество точек слияния;
nП - количество точек пересечения,
При такой системе оценки транспортный узел считается простым, если m<40; средней сложности, если m =40...80, сложным с показателем m = 80... 150; очень сложным при m > 150.
Следующим этапом обследования является изучение технических средств регулирования дорожным движением, применяемых в данном узле с фиксацией мест их размещения. Необходимо привести схему пофазного разъезда транспортных средств на пересечении. В простейшем случае, когда преобладает движение и прямых направлениях, разъезд транспортных средств организуется по двухфазному циклу (рис.1.2). Сплошная окраска светофора на рисунке обозначает красный сигнал или выключенную стрелку в дополнительной секции, отсутствие окраски - зеленый сигнал и включенную стрелку. Для упрощения на схемах показаны только основные такты каждой фазы регулирования, номера фаз обозначаются римскими цифрами, направления движения буквами С – Ю (север - юг)
С помощью секундомера регистрируются промежуточные такты каждой фазы регулирования, определяются параметры цикла светофорного регулирования на перекрестке. Для разъезда транспортных средств по схеме, приведенной на рис.1.2, структура цикла регулирования может быть следующей (рис.1.3).
Сложность транспортного узла.
1 - отклонения
2 – слияния
3 – пересечения
Простой двухфазный цикл
Рис. 1.2.
Структура цикла регулирования
Рис. 1.3.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА.
В отчете необходимо указать номер, наименование, цель, содержание и время проведения работы. По результатам предварительного изучения выбранного транспортного узла составить в масштабе 1:200, 1:500, 1:1000 планировочную схему исследуемого участка с разрешенными направлениями движения, определить сложность и опасность пересечения.
На планировочную схему нанести условные обозначения технических средств регулирования дорожного движения применяемых на изучаемом участке улично-дорожной сети. В отчете привести схемы пофазного разъезда транспортных средств на пересечении и структуру цикла регулирования.
В заключении студент должен проанализировать существующую схему организации дорожного движения на пересечении, дать перечень основных недостатков, которые присущи данному элементу дороги с точки зрения организации и безопасности движения.
5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Какие точки взаимодействия транспортных потоков являются конфликтными?
2. Как оценивается сложность транспортного узла?
3. Какие технические средства используются при регулировании транспортных и пешеходных потоков на пересечении?
4. Приведение критерий введения светофорного регулирования на пересечениях?
5. Какие основные циклы светофорного регулирования?
6. Назовите основные критерии введения трехфазного цикла регулирования?
7. Что такое структура цикла регулирования?
8. Как рассчитываются параметры цикла регулирования?
6.ЛИТЕРАТУРА.
1. Кременец Ю.А., Печерский Н.П. Технические средства регулирования дорожного движения. – М.: Транспорт, 1981. – 249 с.
2. Руководство по регулированию дорожного движения в городах» М.: Стройиздат, 1974.- 105с.
3. ГОСТ 23457-79. Технические средства организации дорожного движения. М.: Издательство стандартов, 1980, -56с.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.